Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Провинциальные столицы и административные центры

Наместники и большинство крупных представителей инкских властей жили в столицах провинций. Построенные общественными трудовыми силами, они служили как политическими, так и религиозными центрами, из которых можно было управлять провинциями и куда ежегодно стягивались подати перед их перераспределением.

Планировка провинциальных столиц повсюду в империи следовала основному городскому плану Куско, хотя местные географические особенности и топография всегда учитывались и даже использовались. Центрами этих городов были широкие площади, где могло собираться местное население. На каждой такой площади находилась платформа усну – трон Сапа Инки, и от нее отходили дороги по крайней мере по трем направлениям. Площади различались по форме – от квадратов и прямоугольников до неправильных трапеций и почти треугольных по форме, в зависимости от топографии.


Рис. 30. План Уануко, высокогорной столицы провинции (по Э. Харт-Терре)


Рис. 31. План Мачу-Пикчу: 1 — городские ворота; 2 — пещеры с захоронениями; 3 — террасы; 4 — священная площадь, где находятся храм Солнца, храм Трех Окон и дом жреца; 5 – холм Интиуатана; 6 — дворец Инки; 7 – комплекс Торреон; 8 — жилые комплексы; 9 — лестница с фонтанами; 10 — здания культа и тюремные здания; 11 — хитроумный жилой комплекс и сад; 12 — террасы и дома; 13 — хранилища; 14 — общественные здания; 15 — начало лестницы, ведущей на кладбище; 16 — внешние казармы и посты


Уануко – один из наиболее полно сохранившихся образцов административных центров инков. Там имелся необыкновенно большой усну, установленный на громадной центральной площади, обрамленной самыми важными правительственными зданиями и службами (см. рис. 30). Внушительный дворец и храм Инков, именуемый Инкауаси, стоял на восточной стороне, рядом с ним был расположен акльауаси, по величине и общему плану точь-в-точь походивший на такое же заведение во дворце императора (см. рис. 33). Религиозные сооружения, посвященные культу Солнца, были расположены с другой стороны этих двух больших огороженных пространств, так что из внутренних зданий дворца и акльауаси имелся прямой доступ к святилищам. «Инки по привилегии» также жили в центральной части городов, в зданиях, выстроенных вокруг больших внутренних дворов по стандартному плану, довольно сильно напоминающему казармы (см. рис. 32), а для важных кураков в городской структуре были предусмотрены резиденции, в которых они каждый год проводили определенное время. Как и в Куско, менее видные чиновники и члены общества жили далее от центра. Те провинциалы, кто жил постоянно, обрабатывали окружающие земли, проживая в более мелких поселениях, рассеянных за пределами территории столицы, в деревнях, часто не отличающихся упорядоченной планировкой и выстроенных согласно местным архитектурным традициям.

Наиболее важные сооружения, а именно императорские дворцы и храмы, в этих столицах были сложены из тщательно подогнанных каменных блоков, а менее важные – либо из камней, скрепленных грязевым раствором, и кирпичей-адобы, либо полностью из последних. Здания могли быть с фронтонами или без, но все они, как и в Куско, были крыты соломой, а улицы были мощеными, узкими, с каналами посередине, по которым бежала вода. Подобно Куско, эти столицы не были защищены укреплениями – вместо этого поблизости обычно строилась крепость, в которой население могло при необходимости укрыться. Сотни складов стояли рядами на склонах, окружавших города, а на главных дорогах, ведущих в город, чиновники таможенных застав проверяли привозимые подати и товары.

Помимо политико-религиозной столицы, в каждой провинции имелись менее значительные центры, служащие для чисто административных потребностей. Они обходились без впечатляющих дворцов и храмовых сооружений, поскольку, очевидно, строились только для того, чтобы в них могли жить люди и хранились припасы.

Все провинциальные столицы и административные центры разной степени важности были связаны между собой сетью дорог, а наиболее значительные столицы размещались вдоль императорских дорог. В горной местности, от Куско до Кито, наиболее важными столицами были: Лиматамбо, Вилькашуаман, Хауха, Бомбон, Уануко, Уамачуко, Кахамарка, Уанкабамба, Айавака, Лоха, Томебамба, Лактакунга, Кито и Каранки. К югу от Куско находились: Кача, Айавири, Хатунколья, Тиауанако, Чукиабо, Чукуито, Парна и другие города Чили. Большинство этих столиц были связаны с побережьем благодаря дорогам, которые спускались по долинам к крупным прибрежным городам, а также к поселениям и землям Восточных Анд.

Некоторые крупные города, такие как Писак, Ольянтайтамбо и Мачу-Пикчу (см. рис. 31), являлись важными стратегическими пунктами в структуре инкской Империи – либо из-за их стратегической ценности, либо из-за благоприятного климата и расположения, либо из-за религиозного значения.

Между столицами и крупными городами находились города поменьше, а между ними с равномерными интервалами были расположены деревни, гостиницы-тамбо и станции для часки (см. главу 5). По побережью эти станции обслуживания были распределены более редко, поскольку между городами, построенными в каждой речной долине, оставалась настоящая пустыня. Большинство путешествий на побережье совершалось по долинам, расположенным внутри страны – соединявшим города побережья и нагорья. Подать, выплаченная прибрежными городами, направлялась в горные столицы: крупная провинция Чиму, например, посылала свою дань в Кахамарку, где ее хранили, пока инкский наместник не переправлял ее в Куско.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru