Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Землеустройство

Сначала для доступа в новую провинцию строились дороги; затем они обрастали тамбо и складами, где хранились припасы для правительственных чиновников, общественной рабочей силы, путешествующих митимаев и всех тех, кто в результате военных действий оказался в нужде. Вдоль дороги приблизительно через каждые 2–3 километра размечались небольшие станции для скороходов, именуемых часки (см. рис. 27). Они образовывали эффективную систему коммуникаций, пронизывающую насквозь всю империю, так что, если где-то в провинции вспыхивало восстание или возникало любое волнение, новости быстро доходили до императора. При необходимости сюда же посылались землеустроители, специализировавшиеся на строительстве каналов и проведении ирригационных работ, чтобы увеличить площадь земли, возделываемой под посевы. Иногда на склонах долин сооружались также террасы.


Рис. 27. Гонец-часки, дующий в раковину, встречается с дорожным служителем


После этого император и его советники выбирали подходящий участок для постройки новой столицы провинции. Обычно подбирался обширный плоский участок с хорошим обзором, который располагался как можно ближе к старой столице или другому городу. Так как многие племена до прихода инков жили в маленьких селениях, выстроенных без всякого плана, или в фортах, расположенных в высоких недоступных местах, то правительство инков стремилось подыскать для их переселения более удобные места, поближе к дорогам. Население горных местностей перемещалось в долины; во многих случаях специально для них возводились, при их же участии, небольшие города или деревни ниже по склонам, прямо над возделываемыми земельными участками и рядом с источниками водоснабжения. Для помощи при строительстве городов и других строительных работах в провинции посылались трудовые силы – мита: они представляли собой настоящую армию, которую правительство направляло туда, где имелась в них необходимость.

В некоторых областях империи интеграция достигалась легко, в других труднее. Например, высокоорганизованные прибрежные государства, такие как Чиму, встраивались в административную систему инков без особых проблем, тем более что сами инки уже позаимствовали многое из их более прогрессивных организационных принципов. Однако в восточных провинциях наблюдалась прямо противоположная картина. Из-за географических барьеров и из-за того, что образ жизни лесных племен чрезвычайно отличался от инкского, попытки присоединить эти области к империи имели лишь частичный успех. Во многих случаях те племена, которые не желали стать вассалами, покидали свои селения.

Одним из весьма похвальных качеств инков было то, что везде, где они сталкивались с идеями и практическими методами, которые, по их мнению, представляли определенную ценность, они с готовностью использовали их сами или позволяли им существовать. Когда было захвачено государство Чиму, его организация произвела на инков такое впечатление, что правителя и некоторых самых искусных ремесленников перевели на жительство в Куско, чтобы инки могли у них учиться.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru