Эта книга находится в разделах

Реклама

Энн Кенделл.   Инки. Быт, религия, культура

Подготовка завоевания

Процесс набора армии Уайны Капака для кампании в Кито подробно отражен в летописях. Проконсультировавшись с советом и прорицателями, проведя ритуал гадания кальпа, Сапа Инка обсудил предстоящую кампанию со своими «генералами» и знатными людьми Куско, многие из которых захотели к нему присоединиться. Затем он назначил аристократа Михи главнокомандующим Урин Куско, а своего брата Ауки Тома – главнокомандующим Ханан Куско. В то же время он приказал всему южному личному составу подтягиваться в Куско. Солдаты явились на службу, одетые в национальные костюмы своего региона и вооруженные традиционным для них оружием. Они расположились палаточным лагерем под надзором, за чертой города, на склонах холмов, куда им приносили еду и напитки. Здесь они также получили дополнительные армейские припасы и дорожный провиант и оставались там, ожидая, пока придет приказ о выступлении. Предусмотрительные инки не допускали скопления вблизи своей столицы слишком большой армии.

Одно за другим войска из провинций Кольясуйу, Антисуйу и Контисуйу отправлялись по императорской дороге в Кито, каждую ночь располагаясь на привал, чтобы отдохнуть и поесть, в тамбо (постоялых дворах) и около складов. Высокую дисциплину на марше поддерживали руманча (сигнальщики), которых легко можно было опознать по их знакам отличия. Солдатам, которые покидали строй, чтобы украсть еду, или досаждали местным жителям, угрожала смертная казнь. Каждое войско имело свой штандарт – небольшое квадратное знамя шириной примерно 20 сантиметров, плотно изукрашенное символами, которое несли на острие копья. Солдаты были одеты в свою обычную одежду или в доспех, состоящий из простеганной хлопковой туники, но не носили никаких плащей. Шлемы были сделаны из стеганого хлопка или из дерева либо представляли собой колпаки, сплетенные из тростника. Шлемы часто дополнялись украшением, проходящим через верх от уха до уха. Многие солдаты повязывали под коленями и вокруг щиколоток шерстяную бахрому, а также вешали на грудь и на спину круглые металлические диски. Эти диски были чем-то вроде боевой награды – степень награды различалась по типу металла: бронза, серебро или золото. Хоть и небольшие по размеру, эти диски могли при случае уберечь носителя от удара. Солдаты инков вешали на спины в качестве защитной брони круглые щиты, сделанные из твердых дощечек пальмы чонта и хлопка. Их руки прикрывали квадратные или круглые деревянные щитки, обтянутые оленьей шкурой или покрытые металлом, а поверх этого набрасывалась ткань с нарисованной или вытканной на ней эмблемой. Кроме того, они несли с собой длинную накидку или кусок ткани, которую при необходимости можно было использовать в виде щита, обернув вокруг руки, или даже обернуть ею тело в качестве защиты. «Капитаны» и «генералы» носили многоцветные наряды, и в битве их можно было распознать по шлемам, увенчанным перьями.

Воинские части инков покидали Куско последними, в громе празднеств, после торжественных церемоний и жертвоприношений перед Камнем войны на центральной площади Уакапата. Во время специальных ритуалов, проводимых, чтобы ослабить мощь вражеских богов, жрецы обходили вокруг огня, на котором приносили в жертву диких птиц. Они несли камни, на которых были выгравированы или нарисованы изображения змеи, жабы, пумы и ягуара, и произносили нараспев: «Пусть придет победа» и «Пусть боги наших врагов потеряют свою силу». Затем приносились в жертву ламы темной масти, предварительно подготовленные, – их перед этим заставляли голодать. Их сердца осматривали, чтобы увидеть, не была ли окружающая плоть деформирована и не повредил ли ей голод; это означало бы, что и сердца их противников стали точно такими же слабыми и вялыми. Участники постились весь день, а ночью пировали и танцевали танец таки с длинным канатом. Когда инки были наконец готовы покинуть Куско, с собой они брали идолов, олицетворяющих предков, – обычно это были камни, представляющие Манко и Уанакаури. Таким образом, повысив моральный дух воинов и получив благословение жрецов, армия выступала в путь с центральной площади, в данном случае избрав дорогу на Чинчасуйу.

Когда император отправлялся вместе с армией, он путешествовал в своем паланкине в окружении аукикона (его ближайшей родни, высшей аристократии Ханан Куско), в том числе некоторых своих сыновей. Другие воинские части состояли из манкопчуринкуско («основная ветвь» инков), какакуско («неузаконенная ветвь» инков) и айльюкуско («инки по привилегии»). Постепенно к армии инков, вставая в строй вслед за ними, присоединялись части из Чинчасуйу, когда армия маршем шла на север через их территорию.

Пользуясь стратегически расположенными местами ночлега и складами провианта, армии могли быстро и легко передвигаться по главным дорогам. Места для привалов повсюду на подчиненных территориях располагались приблизительно через каждые 20 километров. Завоевание новых провинций тщательно подготавливалось, для чего поблизости от них строились дороги и тамбо, причем завоеватели, прежде чем ввязываться в серьезные сражения, по возможности стремились продвинуться как можно далее в глубь вражеской территории. Когда это было невозможно, армии приходилось полагаться на припасы, которые несли люди и тысячи лам. При необходимости сооружали временные мосты из подручных материалов. Инки также заботились о строительстве крепостей или укрепленных поселений, чтобы было где размещать армию и припасы во время продолжительной осады.

Прежде чем начать военные действия, император отправлял послов и шпионов в те земли, которые он намеревался захватить или по территории которых хотел пройти. Армии не обязательно было вступать в бой, чтобы одержать победу, – некоторые сражения были выиграны посредством чистой дипломатии. При виде приближающейся огромной армии инков многие мелкие племена и небольшие государства осознавали, что сопротивляться бесполезно. Тогда они прислушивались к посланцам Сапа Инки, которые заверяли их, что им выгодно стать его подданными, принять культ Солнца и наслаждаться упорядоченной жизнью. Далее посланцы обещали им, что никакого ущерба не будет причинено тем, кто подчинится без сопротивления. Напротив, им будут дарованы некоторые привилегии и льготы; вожди не утратят своего положения и своей власти. Таким способом проведение крупных кампаний Топа Инки значительно ускорялось.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки
e-mail: historylib@yandex.ru