Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Эммануэль Анати.   Палестина до древних евреев

Глава 4. Люди, материалы и следы прошлого

Следы прошлого

Поиск свидетельств деятельности людей, живших тысячелетия назад, – одно из наиболее захватывающих занятий. Правда, непрофессионалы зачастую разочаровываются, посетив раскопки доисторических объектов и увидев, что археологам удается обнаружить только фрагменты костей и грубо обработанные куски кремня. Действительно, эти находки, которые с такой тщательностью собирают и изучают специалисты по первобытной истории, на первый взгляд не кажутся такими уж важными.

С помощью этих костей и кусков кремня мы можем проследить, как шло развитие человечества на протяжении более полумиллиона лет, то есть 98 процентов времени его существования на Земле. Эти скудные находки очень важны для нас. Благодаря им мы знаем, как выглядели первобытные люди, где и как они жили, как и на каких животных они охотились, сколько членов было в составе человеческих сообществ и как долго они оставались на одном и том же месте. С их помощью мы формулируем гипотезы о природе этих сообществ, взаимодействии их членов и отношениях внутри семей. Иногда случайные открытия позволяют нам найти сходство между людьми, жившими тысячелетия назад, и нами самими. Собрав все эти элементы вместе, мы рисуем картину эволюции человечества.

Часто на протяжении многих лет первобытные люди возвращались в одно и то же место. Живя в пещере или организовав стоянку, они делали орудия труда, ели, разжигали костры, исполняли обряды. Естественные пылевые наносы, переносимые ветром, смешаны с артефактами. Именно так образуется археологическая стратиграфия, число слоев которой постоянно увеличивается.

Чередование этих прослоек, похожее на пирог, свидетельствует о расположенной в хронологическом порядке смене культур или человеческих сообществ.

Форма кремневых и костяных орудий свидетельствует о том, что на протяжении плейстоцена произошло множество перемен. Изменение климата и природных условий отразилось на животном мире. Одни животные вымерли, другие переселились в иные регионы, третьи вынуждены были приспосабливаться к меняющейся окружающей среде. Из-за этого некоторые из них существовали только в течение определенного промежутка времени, следовательно, их кости находят в конкретных слоях. Таким образом археологи могут определить возраст этого слоя и узнать, в каких условиях жил тогда человек. Люди, в свою очередь, тоже сильно менялись со временем. Следовательно, обнаружив их кости, мы можем восстановить те стадии, которые они прошли прежде, чем приняли современный облик. Если человеческие останки находят на том же уровне, что и кости животных и кремневые орудия, то у нас появляется возможность соотнести существование определенных видов животных и конкретные природные условия с обликом человека того времени и тем, какие орудия труда он тогда делал.

Помимо орудий и костей, в археологических слоях находят предметы искусства, свидетельства погребальных обрядов и прочие объекты, которые проливают свет на духовную жизнь первобытных людей. Но подобные находки распределены во времени и пространстве неравномерно. В основном они относятся к периоду позднего каменного века. К тому же их находят далеко не везде. Например, в Палестине был обнаружен уникальный погребальный комплекс, относящийся к среднему палеолиту. Пока здесь не было найдено примеров наскальных рисунков, которые часто обнаруживают в Испании и Франции.

Что касается предметов искусства, то, скорее всего, их делали из дерева, которое, к сожалению, не сохраняется. В других случаях нас подвел климат и нестойкость использовавшихся нашими далекими предками красок. Так что мы, возможно, никогда не узнаем о том, как в раннем каменном веке выглядели и насколько широко были распространены предметы искусства.

Если археологу не повезло найти свидетельства духовной жизни первобытных людей, он вынужден делать свои выводы на основании находок, которые сохраняются практически при любых условиях.

Материалы

Специалисты по первобытной истории обозначают термином «материальная культура» скопления предметов со следами искусственной обработки, которые находят в местах обитания древних людей. В их число входят орудия труда, оружие и многие другие вещи, которыми человек окружал себя. Для того чтобы изготавливать предметы материальной культуры, люди использовали природные материалы, в основном те, которые встречались чаще всего, – дерево, камень и кость. Человек мог найти их везде.

Мы точно не знаем, когда первые человекообразные существа стали использовать необработанные палки и камни. Но нужно заметить, что даже обезьяны бросают камни, чтобы отпугнуть какое-либо опасное для них животное, а следовательно, человекообразные научились этому довольно рано. По сравнению с этим уровнем развития умение изготавливать орудия труда кажется признаком заметного прогресса. Заставить обезьяну бросить палку, чтобы прогнать опасное существо, может и обыкновенный инстинкт, но, изготавливая оружие с заостренным концом, делающим его более эффективным, нужно заранее просчитать, как и в каких условиях его можно применить, а это уже признак развитого интеллекта.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Возможно, сама природа научила наших далеких предков тому, что острый камень наносит больший ущерб, чем гладкий и круглый.

Со временем они поняли: камень можно разбить, если ударить по нему другим камнем. Так появились заостренные кремневые куски.

Из всех материалов, которые человек использовал для изготовления орудий труда, лучше всего сохранился камень. Археологи находят его в огромных количествах. Камень встречается в природе чаще всего, и древние люди могли отыскать его где угодно. В зависимости от того, где жил человек, он сталкивался с различными видами камня. Иногда это были очень твердые породы, такие как базальт, кварц, гранит и гематит, иногда – более мягкие, например известняк. Но везде искали и использовали в основном кремень. Его применяли чаще всего, да и найти его было проще.

Благодаря своим природным качествам, кремень идеально подходил для изготовления орудий труда. Это очень крепкий камень, который можно обнаружить в слоях мела, где он образуется либо в виде небольших желваков, либо плоским слоем. По прочности кремень намного превосходит сталь, поэтому лезвие ножа оставляет, если провести им по поверхности, серую полоску. Он острый как бритва, а ударив по нему молотом, можно раскрошить его, превратив во множество мельчайших неровных частиц. Нанеся удар в определенную точку, можно расколоть кремень, придав ему желаемую форму, которая зависит от того, куда именно был направлен удар. Одна часть такого камня сохранит свою естественную форму, а другая расколется на две подходящие друг к другу по форме излома части. Эта половина, как правило, становится выпуклой или вогнутой.

Если знать технологию изготовления, то орудие можно сделать за считаные секунды. С помощью удара, с определенной силой нанесенного подходящим средством в нужной точке, можно получить необходимое орудие труда, и настоящий умелец способен сделать за несколько часов сотни таких орудий. Там, где кремня много, первобытные люди изготавливали орудия для сиюминутного применения и выбрасывали их сразу после того, как заканчивали с ними работать. Но кремневые орудия находят и в регионах, где природные материалы недоступны. Следовательно, можно предположить, что человек мог переносить их на значительные расстояния.

Изготовление орудий труда зависит от наличия материала, мастерства человека и того, что ему необходимо. Первобытные люди со временем освоили разные техники изготовления орудий из кремня, делая это все с большим умением. Проследив эволюцию технологии и тех орудий, в которых нуждался человек, можно наметить направление развития его разума и догадаться о многих других особенностях его повседневной жизни.

Как правило, характер производства, виды орудий и техника их изготовления зависят от того, в какую эпоху они были сделаны. Благодаря этому находки можно отнести к тому или иному периоду.

Следующими материалами, используемыми человеком, были дерево и кость. Но деревянные орудия, за редким исключением, были уничтожены временем. Кость, очевидно, использовали гораздо реже, чем камень или дерево. Возможно, это связано с тем, что ей довольно сложно аккуратно придать нужную форму. Только в конце раннего каменного века появилось достаточно кости для того, чтобы в наши дни подвергнуть ее изучению, проследить типологию и развитие изготовленных из нее орудий. Но археологи, изучающие эпоху охоты и собирательства, находят в основном только каменные орудия труда, сделанные первобытными людьми. Их обнаруживают в любой точке планеты, где когда-то жили наши далекие предки. Именно поэтому специалисты по первобытности такое внимание уделяют изучению кремневых орудий, с таким интересом собирая и исследуя эти маленькие каменные осколки.

Простому обывателю эти куски камня могут показаться ничем не примечательными и совершенно одинаковыми, но тем, кто знает, что они значили для развития человеческой культуры, общественных отношений и сознания, кажется, будто они, помогая пролить свет на первые шаги человечества, возрождают своих создателей из небытия.

Человечество и культура

Специалисты по первобытности называют эпоху охоты и собирательства, или ранний каменный век, палеолитом. Это первая из трех стадий, на которые традиционно подразделяют каменный век, захвативший в Палестине все периоды, предшествовавшие эпохе городов. Вторая стадия, средний каменный век, или мезолит, – это переходный этап между двумя образами жизни. В свою очередь, новый каменный век, или неолит, точно совпал с периодом раннего земледелия.

Ранний каменный век можно подразделить на три основных периода, получивших названия: нижний, средний и верхний палеолит. На протяжении каждого из них первобытные люди изготавливали определенные виды орудий. В нижнем палеолите большое распространение получил только один способ их изготовления, и поэтому ученые находят одинаковые орудия на довольно обширной площади. В течение двух следующих периодов стала появляться региональная специализация, и к началу мезолита определенный вид орудий получил распространение на небольшой территории. С другой стороны, орудия постепенно становятся все более разнообразными. Уже на протяжении этих ранних этапов развития человечества скорость его эволюции быстро увеличивалась.

В нижнем палеолите главенствовали три основные техники изготовления орудий: техника изготовления чоппе-ров (оббитые куски камня, чаще – гальки. – Пер.), бифа-сов (обработанные с двух сторон ручные рубила. – Пер.), культура тейяк (изготовление отщепов, то есть пластинок, откалывавшихся от основного куска. – Пер.). Первая техника основывается на работе с грубо оббитой с одного конца для того, чтобы получился острый край, окатанной галькой или куском скалы. Производство чопперов, или галечных орудий, было широко распространено в Азии и Африке, но почти не получило развития в Европе.

Следующая техника связана с изготовлением бифасов, или ручных рубил, орудий широкого применения, которые многие ученые считают следующей стадией развития чопперов. Бифасы изготовлялись с помощью ретуширования или обтесывания с двух сторон куска кремня. Нужно было стесать камень так, чтобы одна из граней стала острой (иногда грани сходились в одной точке). Традиция изготовления бифасов была распространена по всей Европе, Юго-Восточной Азии и Африке.

Культура тейяк, получившая на Ближнем Востоке название табунской, характеризуется отсутствием или редкостью заостренных каменных орудий. Распространение получили необработанные куски кремня. Чаще всего орудия этой культуры обнаруживают в Европе или на Ближнем Востоке. Самые ранние находки, относящиеся к этой культуре, были обнаружены в Западной Европе.

Останки людей, живших в эпоху, когда изготавливали эти три типа орудий, находят довольно редко, но у этих первобытных людей, или палеоантропов, уже можно обнаружить черты индивидуальных отличий. Скорее всего, нельзя говорить о том, что в это время существовала единая человеческая раса, но на Земле уже жили различные подвиды палеоантропов. Они жили в эпоху, когда человечество только зарождалось, и поэтому многие характерные физиологические особенности были у них в зачаточном состоянии. Но в целом их уже можно назвать людьми, а судя по тому, какие орудия труда они изготавливали, мы имеем полное право предположить, что первобытные люди уже тогда выделились из мира животных. Они стали делать орудия труда и научились пользоваться ими. Как говорилось выше, эта черта характерна только для человека.

Люди, овладевшие этими тремя техниками, просуществовали на Земле очень долго – более полумиллиона лет. На протяжении этого периода состоявшие из них группы передвигались по умеренным и тропическим зонам Древнего мира. Очевидно, они вступали друг с другом в случайные контакты, видели орудия, которые делали другие, и изучали технику их изготовления. Иногда технологии смешивались и появлялось новое орудие труда, становясь свидетельством развития культуры.

Культуры эпохи среднего палеолита обнаруживают в большинстве регионов, где до этого главенствовали производство бифасов и индустрия тейяк. Но можно различить несколько местных культур, отделенных друг от друга морем или высокими горными хребтами. Орудия стали делать из кремня более высокого качества, что позволяло их лучше огранять. Они стали более легкими, аккуратными и разнообразными. Эта материальная культура получила, как и другие подобные индустрии, название мустьерской – в честь местности во Франции. Большинство ее носителей сильно отличалось по своим физическим характеристикам от современных людей. Первые особи, принадлежащие к этой расе, были обнаружены в пещере, расположенной в долине Неандерталь (Западная Германия), из-за чего их стали называть неандертальцами. В наши дни останки неандертальцев обнаруживают довольно часто, причем места этих находок, как правило, совпадают с регионами распространения мустьерской культуры. Скорее всего, они жили в промежутке от 70 тысяч до 30 тысяч лет назад. Среди исследователей бытуют две разные точки зрения: одни ученые считают, что неандертальцы полностью исчезли, а некоторые из них – что они слились с другими расами.

Верхнепалеолитические культуры характеризуются тем, что кремневые орудия стали делать в виде тонких длинных пластинок, длина которых в два раза превышает ширину. Эти «лезвия» создавали люди, которых с полной уверенностью можно назвать такими же, как мы.

В Европе верхнепалеолитические культуры резко и неожиданно вытеснили мустьерскую, что связывается с исчезновением неандертальцев. На Ближнем Востоке этот переход был более плавным и волнообразным. Но здесь культуры пластин появились намного раньше, чем в Европе.

На Ближнем Востоке также были найдены скелеты людей, которых можно отнести к промежуточному типу между неандертальцами и Homo sapiens. Именно из-за этого ученые столкнулись с проблемой происхождения Homo sapiens.

Длительная эпоха палеолита, в течение которого основными занятиями людей были охота и собирательство, закончилась внезапно около 14 тысяч лет назад. После этого эволюция стала происходить с новой скоростью, культура стала намного более сложной, и важное место в человеческом разуме заняло абстрактное мышление. К тому времени человечество прошло уже длинный эволюционный путь и уже завладело большинством тех ценностей, которые должны были в конечном итоге привести его в эру цивилизации.

Историю всех этих тысячелетий мы узнаем благодаря сломанным костям и твердым кусочкам кремня, спрятанным под слоем пыли, которой время забросало полы пещер. Единственный способ узнать о том, что происходило тогда, – это изучить археологические слои, извлечь из них находки и попытаться интерпретировать их.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки
e-mail: historylib@yandex.ru