Археологические памятники лесного Зауралья
Археологические памятники в подавляющем большинстве случаев открываются населением. И это понятно. Кто, как не местные жители, знают каждый клочок своей родной земли. Уже в старину люди пытались, но не умели объяснить следы давно прошедшей жизни, и это приводило к появлению легенд и преданий, очень далеких от действительности. Так возникла легенда о заселении Зауралья народом «чудью», которому и приписывались все сохранившиеся памятники прошлого. Поэтому многие незаселенные местности: урочища, горы, бугры, рудные месторождения, где обычно при обследовании открываются разнородные и разновременные археологические памятники, сохранили название ч у д с к и х. Археологические памятники лесного Зауралья, куда входит и территория города Свердловска с его окрестностями радиусом около 100 км, разделяются на несколько типов, или групп. К наиболее многочисленной группе относятся остатки древних поселений. Другие группы памятников представлены жертвенными местами, курганными и бескурганными могильниками, производственными пунктами и писанцами. Древние поселения, жертвенные места, производственные пункты открываются при обнаружении на них культурного слоя. Все, что выбрасывали или случайно оставляли коллективы людей в местах своего обитания и сборищ, со временем покрывается землей. Эти остатки жизнедеятельности людей, залегающие в толще земли и отражающие их производственную и хозяйственную жизнь, и называются культурным слоем. Часть предметов сгнивает, к продуктам гниения примешиваются остатки золы, угля, поэтому культурный слой обычно [11] имеет иной цвет, чем окружающая его почва, часто темно-коричневый или черный. В окрестностях Свердловска обнажения культурного слоя, выступающие иногда на поверхность по берегам рек и озер, на скалистых возвышенностях, хорошо выделяются в толще серого подзола. С эпохи неолита, когда возникло производство глиняной посуды, в культурном слое отложилось много черепков, благодаря чему и памятники открываются сравнительно легко. Древние поселения. Для древних поселений в археологии применяются термины: «стоянка», «селище», «городище». С т о я н к а — это место постоянного или временного поселения человека периода каменного и бронзового века. По своему типу, в зависимости от местоположения, стоянки разделяются на лесные, речные, нагорные, торфяниковые, дюнные, пещерные. Они появлялись в эпоху палеолита, но особенно большое их количество относится к неолиту. Существовали они и в последующие периоды, а у народов Севера стоянки, или стойбища, сохранились вплоть до наших дней. Г о р о д и щ е — укрепленное поселение, в древности огороженное рвом и валом, а иногда поверху — забором или каменными стенами. Этот тип памятника легко устанавливается наружным осмотром по остаткам оборонительных сооружений. Возникновение городищ относится к более позднему времени — к концу второй и началу первой половины первого тысячелетия до нашей эры. П о с е л е н и е, или с е л и щ е, — общее название мест поселения человека. Селища — это обычно памятники того же времени, что и городища, но не имеющие оборонительных сооружений. В окрестностях Свердловска известны все типы древних поселений. Больше всего здесь найдено береговых, озерных, нагорных и пойменных поселений, меньше торфяниковых и совсем мало пещерных. Естественно-географические условия лесного Зауралья привели к тому, что здесь сохранились типы береговых поселений, отличных по условиям их залегания в почве от поселений смежных районов Урала. Горные почвы имеют небольшую мощность, остатки поселений залегают здесь обычно под слоем дерна и благодаря этому легко обнаруживаются при разведке. Реже, в поймах или на гористых возвышенностях, открываются поселения на старых песчаных берегах рек и озер, так называемые дюнные стоянки; в отличие от стоянок [12] других районов Урала они обычно также покрыты растительностью.
Прибрежные поселения в древности часто возникали среди лесных массивов, на таких участках, где к реке или озеру близко подходили гористые возвышенности; здесь осваивались их подножия или ложбины между горами. Нередко встречаются поселения на каменистых островах, расположенных среди болот или озер. Заселение одних и тех же удобных мест, окруженных болотами или неудобными для освоения пространствами, привели к возникновению в лесном Зауралье многослойных памятников. Многослойный памятник состоит из нескольких археологических памятников — более древние залегают глубже в культурном слое, чем менее древние. При вторичном заселении более молодые поселения врезывались в предыдущие, в какой-то мере нарушая целостность остатков культурного слоя. Его разрушению способствовали [13] и углубляемые в грунт жилища или иного типа сооружения. Большинство береговых поселений лесного Зауралья и почти все известные памятники окрестностей города являются многослойными археологическими памятниками, где поселения возникали не один раз. Таким образом, часто один и тот же памятник содержит наслоения ряда эпох и культур. Второй местной особенностью береговых поселений окрестностей Свердловска является отсутствие костей диких и домашних животных: почвенные условия не сохраняют костных остатков, и только редкие отдельные памятники отчасти дают возможность восстановить древнюю фауну. Труднее открываются древние памятники, погребенные под мощными слоями торфа. Торфяниковые поселения возникали на заболоченных участках местности, и вполне понятно, что когда водные бассейны еще больше зарастали, то вода постепенно отдалялась от берега. В некоторых случаях люди вынуждены были пододвигать свои поселения ближе к воде, устраивая на топких берегах елани на сваях, на которых и размещали свои жилища. Естественно, что и следы жизнедеятельности людей отложились в болоте, где вода и отсутствие доступа воздуха сохранили не только те остатки материальной культуры, которые мы обнаруживаем на береговых поселениях, но и такие предметы, которые в обычных условиях подвержены гниению. Впоследствии болото превратилось в торфяник со сменяющейся растительностью и образовало археологический памятник, глубоко скрытый под торфяным покровом. Материалы, полученные при раскопках памятников, позволяют установить время их существования. Чем шире и глубже изучены археологические культуры того или иного района нашей страны, тем больше возможностей на конкретных материалах восстановить древнейшую историю своего края, являющуюся частью самобытного исторического развития наших народов. Жертвенные места лесного Зауралья располагаются в глухих уголках и обычно, в отличие от поселений, далеко от воды. Они занимают подножия и высокие вершины скал, обычно с большими и плоскими площадками. На жертвенных площадках скал и совершались ритуальные обряды. Вокруг этих мест находят вещи, принесенные в дар, а также следы жертвоприношений. В жертву приносили животных в качестве пищи и предметы — как дары. Эти вещи представляют интерес как предметы [14] материальной культуры, полноценно освещающие производственные возможности людей на определенных отрезках времени. Жертвенные места отражают бессилие дикаря в борьбе с природой, веру в фантастические существа, в духов, которые могут временно вселяться в тело или вещь, принести пользу или причинить зло. Курганы — это захоронения, типичные для лесостепных и степных районов Урала. В древности поверх могилы, углубленной в грунт и засыпанной землей, делалась высокая насыпь, так называемая «шапка кургана». Изучение курганных могильников позволило установить известные закономерности изменения формы насыпи в зависимости от времени погребения, а это дает возможность выбирать объекты для исследования. Иногда тот же курган служил местом других, более поздних захоронений. В ближайших окрестностях города Свердловска курганов нет. Курганные могильники известны на границе леса и степи, в 50-70 километрах от города; ближайшие из них расположены по линии, идущей от озера Багаряк к станции Баженово и Егоршинскому району. Чем ценны для науки могильники? Их раскопки помогают изучать не только материальный базис, но и надстроечные явления древних обществ. Идеологические представления находят отражение в ритуале погребений и в инвентаре, сопровождающем обычно захоронения. Вместе с покойником хоронили его вещи, считая, что они должны понадобиться ему и в загробной жизни, по верованиям наших предков во всем подобной его жизни на земле. Расположение украшений на одежде отчасти позволяет восстановить и костюм той эпохи, к которой относится захоронение. Вещи, обнаруженные в могильниках, обычно хорошо сохраняются, а так как для каждого периода времени характерны свои типы орудий и посуды, то находимые в могильниках предметы помогают установить как время погребения, так и некоторые особенности изучаемой эпохи. И, наконец, научную ценность представляют скелеты погребенных людей: по ним антропологи устанавливают физический тип человека и его внешний облик. Открыта и немногочисленная группа памятников, непосредственно связанных только с производственной жизнью людей. Такими памятниками в окрестностях Свердловска являются: 1) мастерские по изготовлению каменных орудий и [15] 2) места выработки и плавки металлов — копи и места древних металлургических производств. Мастерские по изготовлению каменных орудий относятся к разным периодам времени. Небольшое количество этого типа памятников нельзя объяснить малой изученностью района. Дело в том, что особой необходимости в таких мастерских не было. Близость залежей камня для изготовления орудий труда (кремня, яшмы и зеленокаменной породы Урала) позволяла приносить необходимый материал на поселения в необработанном виде, и уже здесь происходила его обработка. В культурном слое лесных уральских поселений содержатся не только многочисленные обломки глиняной посуды, но и отщепы от разных пород камня, употреблявшегося для изготовления орудий, а также и готовые орудия производства: отжимники, отбойники, пилы, ядрища-нуклеусы, от которых откалывались ножевидные пластинки камня, шлифовальные плиты, брак производства. Приемы, выработанные древними людьми для изготовления каменных орудий, указывают на многовековые навыки, на сложность трудового процесса, который требовал много сил и времени. Сведения о древних копях в окрестностях Свердловска связаны с первыми открытиями рудных месторождений меди в XVIII веке. Залежи медной руды открывались рудознатцами по следам заброшенных древних «чудских» рудников. Так были открыты теперь уже истощенные залежи меди в Верх-Исетских, Кыштымских заводских дачах, у станции Рудянка (Меднорудянское месторождение) и Гумешевское месторождение близ города Полевского. Открывая залежи меди, рудознатцы обнаруживали у древних копей и скопления медной руды, вынесенной в древности на поверхность, но неиспользованной. В большинстве случаев последующая добыча медной руды производилась на месте древних копей, которые разрушались при этих работах. Техника рудного горного дела лучше всего восстанавливается по материалам Гумешевского месторождения. Древние «горняки» в некоторых случаях ограничивались разработкой руды, выступавшей на поверхности и залегавшей гнездами в мягких породах, баснословно богатых медью. При разработках руды на поверхности оставались воронкообразные углубления. Рудные жилы разрабатывались и шахтами. Их глубина достигала 15 метров. Крепление производили при помощи жердей из березы, сосны или лиственницы, расколотых [16] пополам, вверху оставляли крепкие сучки, на которые и клали горизонтальные крепи. В шахтах были обнаружены деревянный светец и обгоревшие лучины — примитивные средства освещения. В одной из обнаруженных древних шахт сохранилась своеобразная лестница, по которой поднимались на поверхность древние рудокопы, — дерево с обрубленными сучьями, заменявшими ступеньки лестницы. Рудники даже в XVIII веке поражали открывавших их горнорабочих своей теснотой: это были узкие дудки, в которых с трудом помещался человек. Руда выносилась на поверхность в кожаных сумках, остатки которых были найдены в древних шахтах. В одной из шахт оказались останки двух погибших здесь людей. Благодаря консервирующим свойствам окиси меди хорошо сохранились предметы из дерева и даже ткани, был обнаружен и производственный инвентарь: медные кайла, ломики, деревянные совки. Найдены и предметы одежды древних рудокопов: несколько меховых рукавиц из оленьей кожи, остатки шапок, меховая, покрытая тканью, шуба, сшитая ремнями. Находки зимней одежды позволяют считать, что разработка медных руд происходила в основном в зимние месяцы, когда мерзлота грунта при неглубоких выработках избавляла от лишнего крепления шахт. Покидая копи, древние рудокопы наиболее богатые медью рудники закладывали камнями и присыпали землей. Археологические памятники типа Гумешевских копей существовали в течение длительного времени, начиная с конца эпохи бронзы и в особенности в раннем железном веке. Это подтверждается предметами разного времени, обнаруженными в копях. Дальнейшие научные открытия и исследования этих интереснейших археологических памятников, несомненно, внесут много нового в науку о древнем горном деле Среднего Зауралья. Изучением мест древних металлургических производств вскрываются древнейшие периоды обработки и плавки металлов на Урале. Но сведений о них еще немного. Установлено, что вначале плавка металла не выходила за рамки домашнего ремесла, что в эпоху бронзы металл плавился и отливался в каменных формах непосредственно на месте поселений. Такой процесс плавки сохранялся долгое время. Но с первого тысячелетия до нашей эры плавка металлов выходит за пределы поселка.[17]
Известные археологические памятники, связанные с плавкой меди, располагаются на возвышенностях и делятся на более примитивные и более сложные. К последним уже применимо название «древние металлургические производства». Проблема появления и развития письма у различных народов связана с историей языка и народа, являющегося создателем и носителем языка. Поэтому всякое зарождение письменности, хотя бы начинающейся с рисунков, в которых выражено какое-то логическое содержание, представляет большой научный интерес. Археологические памятники такого типа называются камнями-писанцами. Они сохраняют древнейшие рисунки, состоящие из ряда изображений, нанесенных красной краской. Относятся они к разным временам. Наибольшее количество таких памятников найдено на скалах в среднем течении реки Тагила, на реках Реж, Нейва, между деревнями Прянишниковой и Бреховой и в других местах Урала. В конце XIX столетия они были обнаружены в Свердловске и его окрестностях: на Липовом острове Исетского озера, на мысе Гамаюн у конца Верх-Исетского пруда. Часть изображений понятна, но некоторые знаки требуют расшифровки, и смысл их пока неясен. Рисунки выполнены схематично, но хорошо передают основные признаки, характерные особенности того или другого животного; удачны и изображения людей. Рисунки на восточноуральских писанцах выполнены схематично, и у них есть одна общая особенность: они передают какое-то бытовое событие, иногда разбитое на ряд отдельных моментов. Часть рисунков, несомненно, носит магический характер. Например, на скале Балабан, возвышающейся на правом берегу реки Тагила, среди других знаков сохранился рисунок медведя. Он пронзен копьем, и вокруг него обведено два круга. В представлении нарисовавших его людей изображение убитого животного должно было помочь удачной охоте на него. На тагильском писанце на утесе Змеевом хорошо переданы фигуры пляшущего человека и бегущего животного. На реке Реж, в одном километре от деревни Исаковой, сохранились знаки, указывающие направление пути; ориентирами служат луна и солнце. На писанце по реке Ирбитке нарисовано несколько человеческих фигур. Писанец на озере Аллак передает целую сцену с фигурами мужчин и женщин. Наряду с археологическими памятниками, отражающими жизнь прошедших времен, нередки и случайные находки [19] отдельных археологических предметов. Кроме той научной ценности, которую представляет каждая археологическая вещь, эти находки ценны и потому, что по их следам можно открыть новые памятники. Поэтому каждый такой предмет нужно передать музею и обязательно снабдить точными указаниями местонахождения или сведениями о том, где, когда и у кого приобретены эти вещи, иначе находка теряет свое значение для науки. |