Эта книга находится в разделах

Реклама

Елизавета Берс.   Археологические памятники Свердловска и его окрестностей

Археологические памятники в Свердловске и его окрестностях в эпоху бронзы

При первобытно-общинном строе основной единицей общества был род. Во главе племени стоял вождь, не обладавший наследственной властью, его влияние на сородичей определялось личными качествами. Родовая организация была построена на принципах свободы, равенства, взаимной поддержки. Женщина имела равные права с мужчиной.

Оценивая родовую демократию, сравнивая ее с капитализмом, Ф. Энгельс писал: «И какая чудесная организация этот родовой строй при всей ее наивной простоте. Без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства, королей, наместников, префектов и судей, без тюрем, без процессов — все идет своим установленным порядком. Всякие споры и недоразумения разрешаются коллективом тех, кого они касаются, — родом или племенем, или отдельными родами между собой»10).

Война при первобытно-общинном строе была явлением исключительным, связанным с обычаем кровной мести или защитой сородичей. И лишь позднее, в конце матриархата, военные столкновения участились, приобретая более ожесточенный характер, чему способствовало накопление общественной и частной собственности, обычаи похищения женщин из других племен.

Распад первобытно-общинного родового строя в различных природных условиях происходил не одновременно.

Предпосылкой к образованию патриархально-родовой общины явился рост производительных сил во всех отраслях хозяйства. Земледелие и скотоводство превращаются в [56] ведущую отрасль хозяйства. Возникают скотоводческие племена, владеющие большими стадами, полукочевые, у которых земледелие играло подсобную роль, или кочевые, где именно кочевье обеспечивает прокормление больших стад.

Ф. Энгельс считал выделение скотоводческих племен из остальной массы варваров фактом большого исторического значения и называл его первым крупным общественным разделением труда.

Оно давало возможность сравнительно быстро создавать запасы продуктов путем увеличения стад. Это позволяло вести регулярный обмен с далекими и близкими племенами.

Переход от матриархата к патриархату совершался медленно и в конечном итоге привел к появлению новой патриархальной семьи, где во главе нескольких поколений мужчин стоял патриарх — старший в роде. Это связано с тем, что именно мужчины играют теперь основную роль в хозяйстве.

Для развития патриархата огромное значение имело открытие человечеством способов обработки и плавки руд и прогрессирующее усовершенствование добычи и обработки металлов.

Возникновению союза племен способствует возрастающая плотность населения. «Она, — как пишет Энгельс, — вынуждает к более тесному сплочению как внутри, так и по отношению к внешнему миру. Союз родственных племен становится повсюду необходимостью, а вскоре становится необходимостью даже слияние их»11).

С развитием земледелия и скотоводства возникают и новые надстроечные явления. Первобытная магия, связанная с производственным процессом, заменяется гораздо более сложными формами религии. Распространяется культ матери-земли. Создаются представления об одухотворенности природы, о существовании духов растений, животных, человека, так называемый анимизм. «Религия, — говорит Энгельс, — возникла в самые первобытные времена из самых невежественных,, темных первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природы»12).

Эти же законы общего развития общества прослеживаются и по материалам археологических памятников в Зауралье с эпохи бронзы. [57]

Археология позволяет восстановить общую картину заселения Зауралья племенами других культур, живших здесь во второй половине второго тысячелетия — в эпоху бронзы.

В лесостепном и степном Зауралье, в южном Приуралье жили племена андроновской культуры. Они занимали большую территорию южносибирских и приуральских степей. К самым окрестностям Свердловска подходят с юга границы этой культуры, полукольцом охватывающей смежные с лесным Зауральем территории. Племена андроновской культуры были скотоводческими. Они разводили крупный и мелкий скот: коров, лошадей, коз, овец. Население занималось подсобным мотыжным земледелием.

Селища этой культуры представляют родовые патриархальные поселки с большими четырехугольными жилищами, где помещались крупные семейные общины, ведущие общее хозяйство.

Тот же патриархально-родовой строй отражают и погребальные памятники. Они представлены захоронениями в курганах, где устанавливаются два обряда погребения: или трупосожжение, или трупоположение с погребальным инвентарем, сопутствующим покойнику. Известны так называемые парные погребения, где в одной и той же могиле похоронены мужчина и женщина. Скорее всего женщину убивали и хоронили вместе с мужем — как его личное имущество, необходимое ему и в загробной жизни.

Существованию и развитию скотоводческо-земледельческой культуры андроновских племен способствовали природные условия степной полосы Зауралья и Приуралья, создававшие все возможности для ведения такой системы хозяйства.

И здесь в конце второго тысячелетия наблюдается открытая Ф. Энгельсом закономерность: «Возрастающая плотность населения приводит к тесному общению и сплочению племен».

В южных районах Урала в это время жили племена абашевской археологической культуры, которая была открыта в 1928 году на территории Башкирской АССР, в курганных могильниках у села Абашево, откуда она и получила свое название. Последующие исследования установили ее широкое распространение, выходящее за рамки Урала. На Урале, в Башкирии, было исследовано селище Баланбаш абашевской культуры (П. А. Дмитриев, К. В. Сальников). [58]

По раскопкам Баланбашевского селища установлено, что племена этой культуры, занимавшиеся скотоводством, имели развитую металлургию меди с плавкой металла в тиглях. На втором, Мало-Кызыловском селище абашевской культуры, открытом у Магнитогорска, найдено жертвенное место с ритуалом жертвоприношений домашних животных и человеческих жертвоприношений у места поселения.

Если медные изделия из уральских поселений абашевской культуры аналогичны предметам одновременно существовавших с ней андроновской и срубно-хвалынской культур, то керамика каждой из них имеет свои характерные черты, что указывает на их разное происхождение и своеобразные пути развития.

На западном склоне Урала в эпоху бронзы бытовала турбинская культура (основной исследователь — О. Н. Бадер).

Отдельные находки турбинской культуры — кельты, ножи из бронзы и меди, сверленые каменные топоры — известны в окрестностях Свердловска, как и литейные формы для отливки этих предметов. Вот почему некоторые археологи считают, что металлические изделия турбинской культуры имеют среднеуральское происхождение.

Исследования последних лет показывают, что к эпохе бронзы потомки местных неолитических племен были окружены племенами других культур, находящихся на более высокой ступени общественного развития.

Широкое распространение скотоводческих культур облегчалось тем, что оно уже не было обязательно связано с водными путями. Использование лошадей в системе скотоводческого хозяйства способствовало передвижению и преодолению таких пространств, где не было удобных водных путей. Движение племен в эпоху бронзы способствовала и наступившая засушливость климата. Были и другие причины, в частности стремление захватить металлургические центры Урала, который начинает занимать первенствующее положение в металлургии Восточной Европы и Западной Сибири.

Территория Свердловска и его окрестностей представляет собой незначительную площадь по сравнению со всем Уралом, но найденные здесь археологические памятники все же отражают изменения, происшедшие в эпоху бронзы. Как известно, в Зауралье олова почти нет, и переход от эпохи меди к эпохе бронзы (сплава меди с оловом) не проявился здесь так ярко, как в других областях нашей родины, например на Алтае. [59]

Анализ медных изделий местного происхождения показывает, что в них имеются примеси металлов, сопутствующих меди в природном состоянии, — алюминия, висмута, сурьмы, железа, фосфора, — что и придавало большую прочность орудиям.


Рис. 12. Предметы, характеризующие древнее литейное дело: 1 — пест для дробления руды; 2 — форма и литник к ней для отливки кельта; 3 — обломок литейной формы; 4 — тигель для плавки и переплавки металлов.

Археологические памятники, относящиеся к эпохе бронзы, могут быть разделены на две группы. Материальная культура первой позволяет полагать, что памятники остались от потомков местных лесных аборигенов края — шигирских и андреевских племен. На очень многих многослойных археологических памятниках мы находим и более ранние поселения, и по- [60]


Рис. 13а. Керамика эпохи бронзы от плоскодонной посуды с острова Макуша (1) и селища Коптяки — (2). [61]



Рис. 13б.

селения эпохи бронзы, залегающих в таких условиях, которые говорят о непрекращающейся жизни одних и тех же племен. Это подтверждается орнаментом на плоскодонных сосудах, преемственно перешедшим с более древней посуды. Памятники второй группы, судя по орнаменту, связаны с андроновской культурой.

При раскопках поселений шигирской культуры эпохи бронзы обычно находят обломки плоскодонных сосудов горшечной формы, покрытых орнаментом до двух третьих их высоты. Небольшое количество находок характеризует металлургию меди. Появляются новые вещи: каменные песты для дробления руды, литейные формы, тигли из глины и камня для плавки металлов, сердечники из камня и глины, вставляющиеся внутрь литейной формы при отливке орудий.

Каменные орудия — топоры из полированного камня — по форме повторяют медные полые топоры, кельты, по-прежнему бытуют скребки. Ножи делаются из меди и бронзы, стрелы — из камня и меди. Медные стрелы были плоскими, без втулок.

Раскопками вскрыто небольшое количество жилищ людей шигирской культуры. В них были округлые очаги в центре и отдельно пристроенные выходы.

Находки на памятниках таких предметов быта, как зернотерки, мотыги для рыхления земли, появление посуды типа дуршлагов, служивших для изготовления творога, говорят о переходе к скотоводству и земледелию. Таким образом, памятники шигирской культуры уже не отличаются по своей сущности от памятников степных культур этого же периода.

При раскопках археологических памятников материальная культура, даже в пределах одной эпохи, предстает пред нами на разных хронологических отрезках своего существования. Это позволяет относить памятники то к более раннему, то к несколько более позднему времени. [62]


10) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1950, стр. 99.

11) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Госполитиздат, 1950, стр. 168.

12) Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. соч. Т. II, стр. 378.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Елизавета Берс.
Археологические памятники Свердловска и его окрестностей

Марджори и Чарльз Квеннелл.
Первобытные люди. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru