Аятcкие древние поселения и могильники
Если поехать на машине по Тагильскому тракту и через 76 километров, у деревни Шайдурихи, повернуть от нее налево по лесной мощеной дороге, то она приведет к озеру Аять, откуда можно попасть в район расположения многих археологических памятников. Из озера Аять вытекает река Аять. Она впадает в Реж, Реж, сливаясь с Нейвой, образует Ницу, а Ница впадает в Туру. Этот водный путь древности вел из лесного Зауралья через Тобол в Западную Сибирь. На истоке реки из озера, на ее правом берегу, в толще культурного слоя залегает многослойный археологический памятник, типичный для древних поселений, расположенных по берегам озер. В нижних слоях его сохранились стоянки шигирской культуры. Более древние находки аналогичны вещам, обнаруженным на Нижней Макуше, а менее древние характеризуют дальнейшую жизнь шигирских племен в эпоху неолита, медного века и в период перехода от эпохи энеолита к эпохе бронзы. Аятские древние поселения раскапывались среднеуральской археологической экспедицией в 1956—1957 и 1959 годах. За время полевых работ вскрыта вся основная площадь, занятая памятником. В толще культурного слоя здесь залегает пять разных археологических древних поселений и три разновременных могильника. Аятское озеро (по-мансийски аять означает «мокрый луг») — большой водный бассейн, до восемнадцати километров в длину и четырех-пяти километров в ширину. Это одно из красивейших мест в окрестностях Свердловска, хорошо известное всем рыболовам и охотникам. [48] Озеро окружено топкими болотистыми берегами, где много водоплавающей птицы. На озере — ряд островов, образованных зеленокаменной породой Урала, выходящей на поверхность, и покрытых густым, дремучим, местами непроходимым лесом. Озеро очень капризное: даже незначительный ветер образует большие волны, и острова служили надежной защитой рыболовам древности. Рисунок древней лодки с высокой кормой сохранился до наших дней: какой-то рыбак того времени нарисовал ее на грузиле из талькового камня. До постройки плотины в XIX веке здесь было три озера: Большое, Малое и Среднее Аятские, они соединялись между собой протоками. После постройки плотины у истока реки Аяти вода поднялась, и образовалось одно озеро неправильных очертаний. На всех островах и островках Аятского озера обнаружены археологические памятники. На большом острове Красном, который отстоит от берега на семь километров, находится двуслойный археологический памятник. На других островах — Молебном, Каменке, Ельничном, Святом — разновременные стоянки древних рыболовов, от эпохи неолита до эпохи раннего железного века. На острове Молебном, где всегда хорошая тяга воздуха, обнаружены и следы плавки меди в эпоху бронзы. Для постоянных поселений удобным местом был остров Красный, а также правый и левый берега реки Аяти и часть южного берега озера, где и обнаружены разведкой многослойные археологические памятники. Раскопками нашей экспедиции на Аяти вскрыто несколько памятников шигирской культуры. Обнаружено 15 разновременных жилищ-полуземлянок, незначительно углубленных в грунт, так как здесь близко подходят грунтовые воды. Полуземлянки шигирской культуры, вне зависимости от того, к какому периоду времени они относятся, все имеют овальную форму и отдельно пристроенные выходы из жилищ. Внутри жилищ найдены очажные ямы. Для более ранних периодов времени типичен очаг в центре жилого помещения; в более поздние периоды очаги располагаются у одной из земляных стен против входа. Между полом и перекрытиями вокруг жилища идет земляная полочка до 50-100 сантиметров ширины, на нее ставились вещи. В жилищах сохранились остатки центрального столба, на который опиралось конусовидное перекрытие из бревен, вбиваемых [49] вокруг углубленной в грунт части. Стены жилищ, выходившие из ямы землянки на поверхность, присыпались вокруг земляной завалинкой. Часть жилищ гибла от пожара, но это трагическое событие древности всегда помогает археологу, так как после пожарища в жилище остается довольно много вещей. По расположению жилищ в толще культурного слоя устанавливается, какие из них более ранние, какие — более поздние. А по обнаруженным вещественным остаткам можно проследить постепенное развитие материальной культуры. При раскопках жилищ эпохи неолита на Аяти вскрывается одна характерная особенность — ямы землянок заполнялись не культурным слоем, а глинисто-материковой почвой, что указывает на раннее освоение данного места. Ямы от более поздних жилищ эпохи медного века обычно заполнены черным по окраске культурным слоем, возникшим к этому времени на памятнике. Наибольший интерес при раскопках представляли те памятники и жилища шигирской культуры, которые не имеют аналогий на острове Макуша. Раскопки этих памятников заполнили пробелы в изучении шигирской культуры. Землянки середины третьего тысячелетия до нашей эры имели округлую форму, пристроенный длинный выход был окружен оградой. Орудия и посуда по форме и орнаменту преемственно связываются и с более ранними, и с более поздними неолитическими памятниками шигирской культуры. В эпоху медного века шигирские племена на Аяти не жили. Их сменили племена андреевской культуры, а когда они ушли, то в период перехода от эпохи энеолита к эпохе бронзы здесь снова поселились шигирские люди. Они построили большой коллективный дом матриархально-родоплеменной общины, состоящий из семи овальной формы жилищ, соединенных между собой переходами и обнесенных общей оградой. Это — уже целый поселок одной родоплеменной группы. В каждом из жилищ был очаг. Большинство очагов располагалось, как и в жилище на Верхней Макуше, близ одной из стен. За пределами этого коллективного дома, внутри ограды, найдены хозяйственные ямы общего пользования. Среди других находок из камня и глины в полуземлянке № 5 был найден медный пластинчатый топор без втулки. Благодаря раскопкам, удалось воссоздать такую картину развития шигирских племен. За полторы тысячи лет их [50] материальная культура развилась, от сложившихся коллективов отпочковались новые, занимавшие под поселения ряд удобных мест в окрестностях Свердловска. Развитию этих племен способствовал коллективный труд. Постепенно возраставшие производительные силы общества создавали возможности для более успешной борьбы с природными условиями. Развитое гончарное ремесло позволяло сберегать запасы пищи. Прогрессирующая техника изготовления орудий из камня облегчала добычу разнородной пищи и давала необходимую в условиях холодного климата одежду. Незначительное подсобное земледелие и сбор дикорастущих и масличных растений и плодов разнообразили пищу, делая человека более стойким и выносливым в борьбе с природой. В это время и возникли такие поселения шигирской культуры, как стоянка Калмацкий Брод на реке Исети, Палкинские и Карасьеозерные памятники. Во главе рода все еще стоит мать. Женщины ведут хозяйство большой коллективной семьи, умело используя добытое мужчиной. Возникшие и укреплявшиеся на почве обмена и брачных связей межплеменные связи способствовали общему развитию коллектива, связывая его с внешним миром, включая таким образом в процесс общеисторического развития. Развивается и материальная культура. Одежда становится не только защитой от холода, но и нарядом. Поэтому в культурном слое поселений этого периода времени нередко встречаются украшения, которые носили на одежде. Переход от эпохи камня к эпохе металла начинается тогда, когда хозяйственный уровень племен перерастает технические возможности использования каменных орудий. Производительные силы местного общества к середине второго тысячелетия до нашей эры поднимаются в своем развитии на такую высоту, что живущие здесь племена шигирской культуры начинают уже применять и использовать неведомые им доселе, но легко доступные металлургические богатства края — медные руды, из которых начинают плавить медь и делать орудия. Изделия из металла постепенно заменяют каменные орудия, но еще не вытесняют их полностью. Однако сама материальная культура достигает здесь наивысшего своего расцвета, достижения многих столетий получают свое яркое и законченное воплощение, знаменуя переход одной эпохи в другую. [51]
Особое внимание уделяет археология изучению формы посуды и орнаменту на ней, а, следовательно, и способам изготовления орнамента. Ни по каким другим предметам так ясно и отчетливо не прослеживается преемственная связь и продолжительность существования культуры, как по таким, казалось бы, не стоящим внимания вещам, какими, на первый взгляд, являются обломки черепков от глиняной посуды из древних поселений. [52] В эпоху неолита посуда шигирских людей, находимая при раскопках, может быть во времени разделена по ряду признаков. Наиболее ранняя посуда имеет яйцевидную форму, несколько суженную к устью. Край у сосудов скошен вовнутрь и заканчивается валиком. Все сосуды сплошь покрыты орнаментом: он нанесен и по борту сосуда, и по его скошенному краю. Орнамент наносился заостренной палочкой из кости. Позднее посуда той же формы менее сужена к устью, исчезает на внутреннем крае валик. Орнамент уже не сплошной, а рисунок образован чередованием заштрихованных и не покрытых штриховкой полей, что придает посуде очень нарядный вид. Этот орнамент, напоминающий скоропись (так называемый, псевдоверевочный орнамент), наносился острым инструментом из камня. В более позднее время для нанесения орнамента широко применяется гребенчатый штамп, которым или сплошь или с небольшими промежутками покрывалась полуяйцевидной формы посуда со скошенным вовнутрь венчиком, образующим круговой налеп, несколько суживающий устье. Изобретение штампа облегчило труд по нанесению орнамента на посуду. Опыты по изготовлению глиняной посуды и технике нанесения орнамента, произведенные одним из сотрудников нашей экспедиции, позволили установить, что для штамповки сосуда пятизубчатым гребенчатым штампом требовалось не более 10-15 минут. Кроме того, с применением штампов возрастает возможность еще больших комбинаций одних и тех же мотивов орнамента на сосудах. В эпоху медного века бытует прямостенная, более низкая посуда с округлым днищем; венчик уже не скашивается вовнутрь, и часто нет полоски орнамента у внутреннего края сосуда. По-видимому, страх перед злыми силами уже не так тяготеет над сознанием людей, и те приемы, которые считались обязательными для предохранения пищи от злых духов в более ранние периоды времени, теперь отмирают. Мотивы орнамента сохраняются, но рисунки становятся более ажурными. Дальнейшее развитие получают и каменные орудия. Общий подъем производительности труда, происходивший долгое время на основе общественной собственности, [53] приводит шигирские племена и к укреплению личной собственности. В конце эпохи энеолита начинается постепенный переход к патриархально-родовому строю. Свое развитие этот строй получает в эпоху бронзы.
|