Маурья
Цари МагадхиМаурья — династия царей Магадхи в IV–II (187 г.) вв. до н. э. Молодой офицер-индеец Андракотта, встретившись с Александром Македонским, сказал, что нет ничего проще, чем покорить страну, лишенную прочного единства. Но этот Андракотта пошел дальше простой критики и вскоре после ухода Александра из Индии сверг царя Магадхи в 321 г. до н. э., а также изгнал греческие гарнизоны из Пенджаба. После этого он вплотную занялся объединением областей и племен в единое индийское государство (расширил свои владения на всю Северную Индию) и стал называться Чандрагупта Маурья. Впоследствии профессор Макс Мюллер назвал его Константином Индии, современники называли его Пиядаси (пали) — «превосходный», Дэванам-пийа, «любимец богов», а также Калашока. Начиная с Чандрагупты, императоры Маурья путешествовали на Золотых колесницах. Их сопровождали знатные люди, знаменосцы, трубившие в раковины музыканты, кони и слоны, украшенные драгоценными камнями и султанами из перьев. Чандрагупта был военным лидером Индии, создававшим первую большую империю в индийской истории. Когда в 305 г. до н. э. преемник Александра Селевк I Никатор, пытаясь повторить подвиги своего предшественника, пришел к Инду, он столкнулся с сильной державой. Поскольку надежды на победу у Селевка не было, он заключил мир с Чандрагуптой. Согласно договору, государство Маурьев получило почти весь Афганистан, а сам Чандрагупта — дочь Селевка в жены. Есть предание, что Чандрагупта был основателем джайнизма (хотя историки относят возникновение джайнизма к VI в. до н. э.). Сын Чандрагупты выписал к себе западного философа. Ашока Приядарши[3] — третий правитель Магадхи из династии Маурьев, самый важный монарх Индии. Год рождения Ашоки Приядарши (впоследствии Ашоки Великого, Дхармашоки — Ашоки благого закона) неизвестен. Вероятно, около 300 г. до н. э. На трон он вступил приблизительно в 273–272 г. до н. э. (по другим данным — в 268 г. до н. э.). На первых порах он мог показаться человеком суровым и жестоким. Есть легенда, что, добиваясь трона, он убил своих сводных братьев и казнил неугодных ему людей. Сначала он пытался расширять территорию империи через военные завоевания. На восьмом году правления Ашока успешно закончил войну против Калинги — государства на восточном побережье Индии (район современного штата Орисса). При этом 100 000 человек погибли, еще больше были ранены, а 150 000 — были взяты в плен. Пленных царь подвергал страшным пыткам и посылал на каторжные работы. Когда Ашока устал от зверств и понял, какой ценой ему досталась победа, его охватил ужас[4]**. Он решил оставить планы полного завоевания Индии и отказался от военных посягательств на соседние территории. Государство Ашоки к тому времени охватывало территорию почти всей Индии и часть современного Афганистана. В 264 г. до н. э. Ашока принял буддизм и попытался ввести в практику идеи дхарм, которые включали правдивость, сочувствие и миролюбие, назначил специальных правительственных чиновников дхарм, которые должны были призывать людей к благочестию и прославлять дружеские взаимоотношения. В его царстве терпимо относились ко всем религиям, но так как сам Ашока был буддистом, популярность этой религии сильно возросла. В разные страны — Индию, Ланку, Кашмир, Бирму, Таиланд, Среднюю Азию, Египет, Сирию, даже в Грецию и Македонию — отправились буддийские миссионеры, но особого успеха они добились на Цейлоне. Ашоке принадлежит заслуга популяризации буддизма и превращения его в одну из основных религий мира. Когда он вступил на трон, буддизм был религией местного значения, а к концу его правления буддизм распространился по всей Индии и начал завоевывать сторонников в соседних странах. В 253 г. до н. э. Ашока созвал собор в Паталипутре, который обычно называют третьим. На этом соборе присутствовали 60 000 монахов. Они канонизировали священное писание буддистов — Трипитаку. Ашока отменил устаревшие церемонии и праздники и ввел такие, которые смогли бы укрепить добрые нравы. Он поощрял паломничества и благочестивые собрания. Особенно царь чтил места, связанные с жизнью Будды. По его приказу соорудили 84 000 пагод и ступ для хранения реликвий Будды. Несмотря на принадлежность к буддизму, Ашока проявлял веротерпимость, он поддерживал и одаривал джайнистов, брахманов и сторонников других религий. Кроме того, Ашока реорганизовал юридическую систему Индии, упразднив многие жестокие законы, установил строгий контроль за действиями чиновников на местах, настаивал на гуманном отношении к слугам и невольникам. Главной задачей правителя Ашока считал «обеспечение счастья в этом и в том мире». Он построил дороги, развил орошение земель, приказал вырыть новые колодцы, основал больницы, посадил рощи, создал заповедники для животных. Ашока запретил выжигать леса и охотиться, в 252 г. до н. э. издал эдикт с перечнем птиц и животных, которых запрещается убивать, он сам перестал охотиться и стал вегетарианцем. Ашока приказал по всей империи поставить колонны и на них, а также на скалах высекать описания его жизни и указы. Эти тексты, известные как «Надписи Ашоки», сегодня являются основным источником сведений о его деятельности и размерах его владений. Между прочим, эти колонны признаны величайшими произведениями искусства. Изречения Ашоки величественны и поэтичны, выражают нежность к животным и к людям, а также возвышенный взгляд на миссию правителя по отношению к своему народу. Дочь Ашоки, Чарумати, вышла замуж за одного из местных принцев, Девапала. На дороге, ведущей в Буддханат, после своей свадьбы она построила ритуальную ступу, известную под названием Чабахил (иногда ее называют Девапатан). В 187 г. до н. э., то есть в течение 50 лет после смерти Ашоки, наступившей в 232 г. до н. э., империя Маурья распалась. Свергнуты они были брахманом Шунга. |