Сложность формирования культуры периода Эдо отразилась и в развитии архитектуры, в которой существовали порой противоречащие друг другу тенденции: с одной стороны процветало строительство пышных религиозных и мирских зданий в стиле момояма (период правления Хидэёси) и традиционных сооружений, отличающихся строгостью форм. Одним из достижений эпохи стало развитие городской архитектуры и строительство домов для обычных людей, не нуждавшихся в дворцах, но и не желавших жить в бараках или землянках татаэна. С распространением конфуцианства сокращается количество возведения храмовых сооружений: в этом направлении осуществляется лишь реставрация старых комплексов.
Отличительные черты светской архитектуры наиболее полно представлены в стиле дворцового строительства Хидэёси и Токугава. В резиденции Хидэёси особую ценность представляли архитектурные детали с лаковой росписью мастеров Коами. Организация внутреннего пространства довольно тради-ционна: каркасная система опор и балок, раздвижные стены, пол с покрытием татами. Для придания торжественности украшали декоративными росписями стены, раздвижные перегородки, двери с изображением на золотом фоне деревьев, цветов, в отдельных случаях представляющими собой настоящие произведения искусства — образцы творчества лучших живописцев Японии. Важную часть внутренней отделки представляли резьба по дереву, скульптурный рельеф и позолоченные детали. По этому же принципу был построен дворец для первого правителя Токугава. Вершиной развития светской архитектуры этого периода стал построенный принцем Тосихито и его сыном Норитада загородный дворец Кацура (район Киото), представляющий собой удачное сочетание архитектуры, декоративного и садово-паркового искусства. Общая атмосфера всего дворца подчинена эстетическим принципам чайной церемонии, а сам дворец был построен, исходя из канонов строительства чайных домов. По мере роста популярности традиции пить чай и все большего влияния чайной церемонии, возникает стиль су-кия, ставший определяющим в строительстве национального японского жилища в наши дни. Ансамбль Кацура как нельзя лучше демонстрирует еще один важный принцип возведения жилых комплексов — их взаимосвязь и органичное сочетание с окружающей природой.
Что же касается скульптуры, то эта область японского искусства переживала глубокий кризис. Традиционно скульптура развивалась в буддистских монастырях и служила для изображения божеств этого учения. Но при Токугава буддизм начал терять свои позиции: его вытеснило так называемое чжусианство. Новых произведений практически не создавалось, что привело к снижению мастерства скульпторов. С другой стороны, наметилась другая тенденция развития скульптурного искусства: народное ваяние. Именно в период Эдо жили и творили такие мастера народной деревянной скульптуры, как Энку и Мокудзики. Их произведения отличаются простотой линий и четкостью форм, на второй план отходит сложная символика, принятая в буддистском каноне, взамен которой народные мастера предпочитали реалистичность изображения. Продолжают создаваться статуи Будд и Бодхисаттв, но уже в их народном понимании. Помимо этого начинает активно развиваться портретная скульптура. Несмотря на то, что оба знаменитых народных скульптора творили примерно в одно время и примерно в одном стиле, каждый из них творил в своей собственной манере. Так, скульптуры Энку отличаются грубостью и резкостью: не будучи профессионалом, он вырубал свои произведения топором, придавая им лишь минимум необходимой отделки. Скульптуры Мокудзики, который был буддистским священнослужителем, представляют резкий контраст с произведениями Энку: мягкость линий и богатство деталей свидетельствуют о более развитом мастерстве последнего.
Наряду с деревянной скульптурой в XVIII веке создается множество каменных изображений: придорожных Будд, храмовых божеств, которые по стилю отличаются от традиционной буддистской скульптуры.
|