Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Екатерина Гаджиева.   Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии

Сёгунат Токугава. Расцвет борьбы сумо

Примерно в то же время, когда появляются и становятся необычайно популярными первые гейши, наступает расцвет борьбы сумо. Происхождение сумо связывают с очень отдаленными эпохами. Историки сумо находят подтверждение существованию этого вида национальной японской борьбы даже в «Кодзики» и «Нихонги». В частности в «Нихонги» было найдено описание схватки двух великих бойцов древней эпохи, победителем из которой вышел воин Номиносукунэ, впоследствии признанный божественным покровителем сумо. Более достоверные источники упоминают о распространении сумо, начиная с VII века, когда соревнования по сумо становятся регулярными. В ту эпоху отсутствовали какие бы то ни было запреты техники ведения боя: разрешались удары руками и ногами, которые недопустимы в современных состязаниях по сумо. С развитием самурайской культуры — культуры профессиональных воинов — начинается эпоха сумо.

В эпоху правления Токугава сложился свод правил, определяющих проведение схваток борцов сумо (кимаритэ), а также была упорядочена ритуальная сторона состязаний. Встреча двух борцов происходит на специальном помосте — дохё, где лежащая на полу веревка определяет границы круга, в рамках которого и происходит противоборство. Тот борец, которому первому удастся вывести противника из равновесия и переступить эту границу, считается победителем. Правила удивительно просты, но реализовать эту задачу на практике не так просто, как кажется.

Принимая во внимание отсутствие в сумо весовых категорий, иногда это кажется и вовсе невозможным. Но в сумо существует ряд приемов, благодаря которым более легкий борец может одолеть своего тяжелого соперника с помощью своей смекалки и ловкости. Это подтверждается и историческими данными: за все время существования сумо не было ни одного великого борца, чей вес превышал бы 135 кг.

Наиболее интересна в сумо ритуальная сторона поединка. Перед началом схватки все борцы выходят на арену, совершая своеобразный круг почета. Завершает это шествие «великий чемпион» — ёкодзуна, который поочередно топает левой и правой ногами, дабы отогнать злых духов. Затем выходит первая пара борцов, но схватка, тем не менее, еще долго не начинается. Сначала борцам необходимо совершить очищение: борцы разбрасывают соль по площадке и сами натираются ею. В начале схватки следует особая церемония — «сикири», заключавшаяся в следующем: борцы становятся друг против друга и смотрят в глаза, пытаясь одержать моральную победу. Затем они расходятся и снова разбрасывают соль. Так могло продолжаться до бесконечности. Схватка начиналась в тот момент, когда борцы бросались друг на друга, пытаясь вывести противника из равновесия. Важнейшим искусством в сумо является не умение свалить соперника, а умение удержать равновесие. В принципе, большая часть упражнений как раз и направлена на развитие этого аспекта.

Воспитанием борца сумо начинали заниматься с 10 лет. Мальчики, отобранные в специальные школы, вынуждены были подчиняться строгому распорядку и дисциплине. День юного бойца начинался с восходом солнца. После умывания следовала долгая изнурительная тренировка. Заканчивалась она приблизительно в полдень, тогда же борцы совершали первый прием пищи. После столь серьезной физической нагрузки на аппетит они не жаловались, именно такой режим способствует наращиванию веса, которым так славятся борцы сумо. Затем послеобеденный сон, легкая тренировка и ужин. Так и проводили свои дни все борцы.

В сумо существует строгая иерархия разрядов. Самым почетным званием считается звание «ёкодзуна», которое присуждалось пожизненно, но и добиться которого было очень и очень сложно. За всю историю японского сумо этим званием были награждены не больше 70 человек.

Популярность этого вида спорта была и остается огромной вплоть до наших дней. Во все времена зрителей поражало то необычное сочетание огромной мощи и чрезвычайной пластичности этих гигантов ринга.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 2. Двадцатый век
e-mail: historylib@yandex.ru
X