C.Л. Дударев (Армавир). Об одной малоазийско-северокавказской археологической параллели VIII-VII вв. до н.э.
Из урартийского могильника Алтын-тепе (погр. 111) происходят бронзовые однокольчатые удила с витым стержнем, отлитые совместно с псалиями, концы которых украшены протомами коней и быков и представляющие собой неподвижный и неразъемный способ соединения удил и псалиев (Белинский, Вальчак, 1998, 15; Дударев, 1999, 120-121). В стержнях псалиев есть вертикальные вытянуто-прямоугольные парные отверстия для продевания ремней оголовья. Предмет относится ко временн Аргишти II (713-765 гг. до н.э.), а псалии принадлежат к типу II В урартийских псалиев (Yildirim R., 1987, 486, 489)*. Публикатор находки, хранящейся в Музее анатолийских культур в Анкаре (инв. № 99.56.64), на рисунке, помещенном в статье (Yildirim R., 1987, $ek. 31) изобразил у протом коней ниспадающие гривы. При нашем непосредственном знакомстве с находкой при посещении указанного музея в рамках программы Второго международного конгресса по древностям Черного моря (Анкара, 2-9 сентября 2001 г.) выяснилось, что на самом деле изображения коней имеют очень короткие стоячие гривы, но зато довольно пышные челки.
Данный предмет привлек наше внимание постольку, поскольку зооморфные псалии из Алтын-тепе являются единственной морфологически наиболее близкой аналогией бронзовым псалиям с протомами ржущих коней с «лебедиными шеями» и коротко подстриженными гривами из кобанского могильника Клин-яр III в г. Кисловодске (погр. 14 раскопок Я.Б. Березина) (Berezin, Dudarev, 1999, 199, Abb. 12). Псалии, украшенные конскими головками (как и предметы другого рода, а также изображения коней) - «излюбленный мотив звериного стиля кобанской культуры» (Козенкова, 1975,65; библ. см.: Кривицкий, 1987 66). Более того, бронзовые псалии с конскими головками из Подунавья (Штильфрид рассматривались как результат контактов с кобанцами Северного Кавказа (Werner, 1961, 386-389). Новейшие исследования, правда, показывают, что эти среднеевропейские формы либо имели самостоятельное развитие, либо имели очень слабое влияние восточноевропейской традиции (Белинский, Вальчак, 1998, 159). Отметим также, что псалии с конскими головками, имеюшие тот же способ соединення с удилами, что и у экземпляра из Алтын-тепе и входяшие в классическнй фонд кобанской культуры (культурно-исторической общности) известны из Верхнекобанского могильника (Иессек, 1953, 95. рис. 26). Более того, сам тип псалиев из погр. 14 Клин-Яра III относится ко II виду I отдела предскифских псалиев Северного Кавказа (1 тип, 9 вариант). Данный вид дает генетический ряд трехпетельчатых образцов, приводящий к возникновению «классических» новочеркасских псалиев позднейшего предскифского периода (Дударев, 1999, 130, 276). Тем не менее полагаю, что идея конской протомы в конкретном схематическом выражении, присутствуюшем на образце из Алтын-тепе, пришла на Северный Кавказ из Западной Азии. И это несмотря на наличие конских головок и даже целых фигурок лошадей (могильник Псекупс № 1, погр. 90) на местных «предскифскнх» псалиях: конские протомы с подобной конфигурацией нигде более не известны. В тоже время сиптоматично, что эта конфигурация воплошена в Клин-Яре III в одной из разновидностей псалиев «предклассического» новочеркасского типа, в комплексе, с которым была связана бронзовая пектораль (ныне я склонен частично согласиться с С.В. Махортых и Е.В. Черненко в их атрибуции как конских) (Machortych, Čemenko, 1991 40-45). Генезис пекторали от круга образцов типа Хасанлу IV не вызывает сомнений (M. de Schauensee, 1989, 50). На южное направление связен древних клин-ярцев четко указывают также другие комплексы с артефактами закавказско-западноазиатских типов: бронзовыми пекторалями, шлемами и остатками панцирей из могильника Клин-Яр III (Berezin, Dudarev, 1999, 193, Abb, 8, Белинский, 1990, 193. рис. 3/1). Слияние в клин-ярских псалиях поздненовочеркасской конструкции с изображением трактованным в западноазиатских традициях VIII-VII вв. на мой взгляд, указывает на близкое и непосредственное знакомство носителей новочеркасского комплекса с культурой Западной (в том числе Малой) Азии в «предескифскую» эпоху, что пытаются отрицать некоторые исследователи (Дударев, 1998, 77 93). В то же время, обнаруженная нами малоазийская параллель конца VIII - начала VII в. до н.э., по-видимому, ставит перед необходимостью корректировки даты предклассических новочеркасских псалиев в сторону ее некоторого омоложения. *Выражаю благодарность г-же Сабине Райихольд из Фрайуниверситета (Берлин) за ознакомление с публикацией урартийской сбруи из Алтын-тепе. Литература Белинский А.Б., Вальчак С.Б., 1998 - Оригинальная группа предскифских уздечных комплектов Северного Кавказа: европейские и закавказские параллели // Сб: Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа, вып I «Археология», Ставрополь Белинский А.Б., 1990 - К вопросу о времени появления шлемов ассирийского типа на Кавказе // СА, № 4 Дударев С.Л., 1999 - Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху // Армавир Иессен А.А., 1953 - К вопросу о памятниках VIII- VII вв. до н. э. на юге Европейской части СССР // CA, XVIII Козенкова В.Н., 1975 - Связи Северного Кавказа с Карпато-Дунайским миром // Сб: Скифский мир, Киев Кривицкий В.В., 1987 - О значении образа коня и повозки в религии и искусстве Древнего Кавказа (в эпоху бронзы и раннего железа) // Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института АН ГССР, вып. XXXI Дубарев С.Л., 1998 - К вопросу о месте «киммерийских» комплексов из Западной Азии в системе хронологических и культурных связей Причерноморья, Кавказа и Восточных районов Евразии // ВДИ, № 4 Вerezin J.B., Dudarev S.L., 1999 - Nеue praskуthische Funde aus der Umgebund von Pjatigorsk, Nordkaukctsien // Eurasia Antiqua. Band 5 Machortych S.I., Cernenko E.V., 1991 - Zu den Kaukasischen «Pektoralen» des 8 -7 Jahrhunderts V.Chr. Ein Bettrag zur Kampfausrusrung Kimmerischer Pferde // In: Hamburger Beitrage zur Archeologie Maude de Schauenesse, 1989 - Horse Gear from Hasanlu // Expedition, vol. 31. nos.2-3 Werner J., 1961 - Bronzenes Pferdkopfszepter der Hallstattzett aus Predmence bei Hradec Kralove // Pamatky Archeologickė, t. LII. 2. Praha Yildirim R., 1987 - Vrartaische trensen //Belleten, 51 |
загрузка...