Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

А.Я. Щетенко (С. Петербург). Основные этапы появления кочевников на юге Туркменистана

Северное Причерноморье занимает центральную часть Евразийских степей, протянувшихся широкой полосой от низовий Дуная на западе и до Алтая и Синьцзяно-Уйгурского автономного района Китая на востоке. С эпохи ранних металлов по этим территориям перемещались племена охотников, пастухов, кочевых скотоводов, вступавших в контакты с земледельцами равнин Европы и оазисов Центральной Азии.

Усиление этих миграций приходится на финальные этапы эпохи поздней бронзы (ЭПБ) и начало раннего железного века (РЖВ), что фиксируется широким распространением культур с валиковой керамикой. Контактную зону занимает Северное Причерноморье, а восточная (от Дона до Алтая) на юге переходит в среднеазиатско-иранскую. Последняя охватывает юг Туркменистана, части Северного Ирана и Афганистана, где степные племена вступали в контакты с оазисами земледельцев.

Впервые это было установлено на южном холме Анау и на Намазга-депе (Намазга) на подгорной равнине Копетдага, где с наступлением ксеротермического максимума крупные поселения оказались заброшенными, и на их руинах появились следы пребывания (грубая лепная керамика) степных племен. «Варварами» называли их Р. Пампелли и Г. Шмидт, «кочевниками» - Б.А. Куфтин, А.А. Марушенко и А.Ф. Ганялин.

Последние исследования показали, что типологически керамика степного типа нe является однородной, а представляет собой локальные комплексы (срубный, алакульский, тазабагъябский, саргаринско-алексеевский), появление которых на юге Средней Азии относится к разным хронологическим этапам.

Относительная хронология этих комплексов устанавливается благодаря нахождению их в стратиграфических колонках поселений Теккем-депе (Теккем) и «вышки» Намазга, что позволяет определить время контактов земледельцев юга Средней Азии с миром кочевников-скотоводов, и определить характер тих контактов. «Культура НМЗ VI», по Б.А. Куфтину, трактуется как ряд последовательных этапов развития (их выделено семь), по меньшей мере, двух культур (ЭПБ и РЖВ), прерываемых эпохами запустения жизни на поселениях. С этими эпохами и связаны комплексы степняков-кочевников.

Первые контакты с племенами степной бронзы фиксируются на «вышке» Намазга в третий переходный этап, где найдены гончарные чаши вместе с алакульским лепным горшком и каменной литейной формой для изготовления черешковых ножей и булавок с крестовидными навершиями, аналоги которым есть в могильниках долины Сумбара (Юго-западная Туркмения). Их ранние образцы ? Различными модификациями форм наверший (включая и точные копии отлив-
из намазгинской формы) встречены далеко на западе - в Румынии - и в культуре курганных погребений Центральной Европы.

На Теккеме алакульская керамика обнаружена на полу помещения рядом с глинобитной ямой раннего этапа (укрепленного поселения - аналога крепости Маргнаны ЭПБ), вторично использованной степняком-литейщиком. В яме оказались, кроме каменного инструмента (молоточки, наковальни и пр.), бронзовые браслет и пуговица с литой петелькой. Здесь же - многосторонние каменные формы для отливки этих пуговиц, стержней, бляшек и двулезвийных ножей с кольцевым упором у черенка («киммерийские» кинжалы). Они широко известны в степных культурах, включая и Северное Причерноморье (сабатиновские и белозерские памятники), вплоть до Трансильвании. Пуговицы с петелькой (литейная форма найдена на поселении Явленка I) характерны для федоровских памятников андроновской культуры. Интересны формы для отливки стержней, подвесок, «вотивных топориков» джаркутанского этапа сапалли. В этом же комплексе найдены сероглиняная и чернолошеная керамика, полированные каменные булавы и песты. Преобладают гончарная красноангобированная и серая посуда, часто с лощением.

Пятый этап на «вышке» и Теккеме знаменует финал ЭПБ, где преобладает красноангобированная и серая посуда, и впервые оказывается керамика саргаринско-алексеевского типа с резной орнаментацией и налепными валиками. На «вышке» найдены двулезвийный нож с кольцевым упором и два однолезвийных ножа (с выделенной рукоятью и без нее). Два последних типа связываются с племенами причерноморских степей, а однолезвийные имеют андроновский генезис. На Теккеме выявлены ямки от столбовых построек, орнаментированная лепная керамика (38%) саргаринско-алексеевского типа. Эта посуда имеет аналогии в керамике поселений федоровской культуры Зауралья и Восточного, Северного и Центрального Казахстана. В металле появляется оловянная бронза с большой примесью железа в изделиях и в шихте. С этим этапом, вероятно, связано и катакомбное погребение Теккема, сероглиняная керамика которого идентична посуде из погребений Улуг-депе переходного этапа от ЭПБ к РЖВ.

Каменные изделия представлены шлифованными навершиями булав и пестов-скипетров: с округлой «головкой», с «плечиками», с 4-мя выступами-шишечками. Их аналогии широко известны в памятниках ЭПБ Северного Причерноморья, Волго-Уральского междуречья и Казахстана. Указанные территории и служили, вероятно, путем проникновения племен (а с ними вещей и идей) из отдаленных западных областей, включая Центральную Европу. И путь этот лежал через Северное Причерноморье, что подтверждается косвенно античной письменной традицией и ассирийскими источниками для более поздних эпох.

Стратиграфические колонки Намазга и Теккема фиксируют временной разрыв между комплексами разных эпох. Именно в эти периоды (со следами пожарищ на обоих поселениях, а также на южном холме Анау) появляется керамика степного круга. Ранняя крепость Теккема, оружие (бронзовые наконечники стрел и дротиков, каменные навершия булав, сотни ядер для пращи) красноречиво свидетельствуют о характере взаимоотношений аборигенов с пришельцами. Более 100 пунктов с кочевнической керамикой на барханных стоянках, временное стойбище у Гонура 1, вторичное обживание поселений (ямки от столбовых конструкций, временные очаги из сырцовых кирпичей), погребения в катакомбах - все это свидетельства пребывания кочевых племен на подгорной равнине Копетдага. Плоские кружки-пряслица, оттиски матерчатого шаблона на донцах сосудов, резной орнамент, терракотовые колесики со ступицами, модели четырехколесных повозок и прямоугольных жилищ - все эти вещи связаны с бытом мобильных демосоциальных организмов (термин Ю.И. Семенова), столь отличного от быта земледельцев.

Показателен и состав стада. В верхних слоях Теккема домашние животные составляют - 96,9% (МРС - 86,9%; КРС - 3,7%; лошадь, осел и верблюд - 6,4%), дикие - 3,1 %; на «вышке» - домашние составляют 89,76% (МРС - 63,14%; КРС - 18,04%; лошадь, осел - 7,5%), дикие - 10.2%. Именно такой состав стада, по классификации Э. Бэкон, характерен для кочевников степей Центральной Азии.

Датировка ранних комплексов ЭПБ определяется их стратиграфическим положением, а также аналогиями мессопотамского или индийского импорта (керамика, слоновая кость, металл, фаянс), найденных в погребениях, впущенных в кроющие слои Намазга и Алтын-депе. На востоке - это элитное погребение Кветты, кенотаф I Мергарха VIII, поселения Haушаро и Сибри, на западе - погребения (или «клады») Гиссара IIIC, Шахдада, Тюренг-Тепе, Шах-Тепе. Круг аналогий, с учетом новой хронологии Гиссара IIIС, дает рубеж III-II тыс. до н.э. - начало ЭПБ Южного Туркменистана. Эту дату подтверждают соответствия в материалах хронологических схем ЭПБ степных культур (Н.А. Аванесова) и восточноевропейских древностей (B.C. Бочкарев, В.А. Дергачев).

Репрезентативные серии радиоуглеродных определений «вышки» Намазга и Геккема, корректируемых сериями калиброванных С-14 дат памятников Ближнего Востока и Индостана, позволяют относить начало раннего этапа НМЗ VI к рубежу III-II тыс. до н.э., первые контакты с племенами алакульско-федоровского круга - к XVI-XV вв. до н.э., а появление саргаринско-алексеевского населения на юге Туркменистана - к XIV-XIII вв. до н.э.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Черненко.
Скифские лучники

А.Н. Дзиговский.
Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии
e-mail: historylib@yandex.ru