Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. Е.В.Ярового.   Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

И.С. Винокур (Каменец-Подольский). Славяно-фракийские контакты в Среднем и Верхнем Поднестровье

Среднее и Верхнее Поднестровье были той контактной территорией, которая имела большое значение в истории древних славянских и фракийских племен. Для рубежа и первых веков новой эры, как и для более раннего времени, в Поднестровье представлены субстратные древности славян и частично фракийцев. Это памятники зарубинецкой, поенешты лукашевской, липицкой и восточнопшеворской археологических культур. Указанные памятники представляют оседлое земледельческое население. Сходные ландшафтные и экологические условия, плодородные земли Левобережья и Правобережья Днестра, как и междуречья Днестра-Дуная, способствовали развитию пашенного земледелия и приселищного скотоводства у населения рубежа и первых веков новой эры.

В указанных физико-географических условиях были созданы основные типы наземных и полуземляночных жилищ, характерные как для славян, так и для северо-восточной части фракийской ойкумены На влияние экологических условий и в связи с этим на функционирование наземных и слегка углубленных в грунт жилищ, начиная с эпохи позднего неолита и энеолита, в Центральной и Юго-Восточной Европе обратил внимание C.H. Бибиков. Он отметил, что формы домостроительства определенно указывают на культурно-историческое родство между отдельными этническими ареалами (Бибиков, 1953, 72).

То же самое относится к хозяйственным сооружениям на поселениях славян и фракийцев. Языческие верования славянского и северо-восточного фракийского населения отображены в остатках капищ жертвенников как на территории Поднестровья, так и в регионе Днестро-Дунайского междуречья. Погребальные обряды у славян и фракийцев рубежа и первых веков н.э. имеют много общих черт, связанных, с одной стороны, с языческими верованиями, а с другой - с распространением элементов новой христианской религии.

В Среднем Поднестровье древности поенешты-лукашевской культуры с отдельными зарубинецкими элементами исследовались в Круглике, Долинянах, Гринчуке. В этом же регионе изучались памятники, в которых хорошо представлены объекты зарубинецкой и поенешты-лукашевской культур (Великая Слободка). На указанном селище присутствуют и обломки гончарной посуды, а также выявлены остатки двухъярусной гончарной печи, что свидетельствует о начале формирования в местной среде первых веков новой эры керамического гончарного производства черняховской культуры (Винокур, Мегей, 1989,15-16). В хозяйственно-вещевом комплексе Круглицкого селища представлены железные наральник латенского типа, а также ножи и серпы, каменные зернотерки, точильные бруски, костяные проколки, лощила и т. п. Поселение датируется II-I вв. н.э (Винокур, Мегей, 1989, 16; Пачкова, 1974, рис. 21)

В с. Бережанка открыты остатки жилищных и хозяйственных построек с позднезарубинецкой и раннечерняховской гончарной керамикой. На этом же поселении найден вещевой клад, который датируется II-III вв. н.э. (Винокур, Тимощук, 1977, 11-12). В Возилове зафиксированы остатки могильника с кремациями в керамических урнах, очевидно, липицкой культуры, а также синх ронное поселение 1-111 вв. н э Анализ керамики селища и могильника указывает на контакты населения липицкой и зарубинецкой культур (Винокур, Тимощук, 1977, 12-13).

На территории Верхнего Поднестровья, среди основного массива липицкой культуры, открыты и смешанные липицко-зарубинецкие поселения в Ремезовцах, Майдане-Гологорском, Вороняках и др. Зарубинецкие племена, очевидно проникли в Верхнее Поднестровье из водораздела Припяти и Днепра. Отсюда зарубинецкое раннеславянское население могло продвинуться на юг, в бассейн Верхнего Днестра. Таким образом, археологически засвидетельствована территория, на которой встретились носители двух синхронных культур - зарубинецкой и липецкой (Цигилик, 1975, 153-154).

Что касается этнической интерпретации поенешты-лукашевской и липицкой культур, то большинство исследователей считают, что субстратом, на котором они сформировались, были гетские древности IV-III вв. до н.э. Карпато-Дунайского региона (Федоров, 1960, 50). При этом, следует указать, что в Среднем и Верхнем Поднестровье ощутимое влияние на поенешты-лукашевские и липицкие племена имели носители раннеславянской зарубинецкой культуры В связи с тем, что поенешты-лукашевская и липецкая культуры (фракийские в своей основе) вобрали в себя и элементы раннеславянских зарубинецких древностей вполне возможно, что в Среднем и Верхнем Поднестровье имел место смешанный славяно-фракийскии этнический массив.

В Среднем Поднестровье в последние годы открыты языческие капища-жертвенники рубежа - первых веков новой эры. У с. Долиняны, на правобережье Днестра, в 1972 г. экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Г.И. Смирновой открыто округлое в плане культовое сооружение диаметром 20 м. При расчистке по кругу обнаружено 36 ям от столбов. Колоннада была обставлена каменными плитами, положенными на ребро. В средней части святилища была открыта яма 7,5х2,8, глубиной более 1 м. По планировке и конструктивным особенностям это сооружение очень похоже на круглые дакийские святилища I-II вв. н.э (Смирнова, 1991. 78, рис.1).

В 1993 г. экспедицией Каменец-Подольского государственного педагогического университета на поселении Великая Слободка был открыт круглый в плане жертвенник 3,8х4 м. Он находился в центре древнего селища. Несколько углубленное его основание было утрамбовано. При расчистке обнаружены остатки древних кострищ, золы, древесного угля, кости животных, обломки керамики рубежа и первых веков н.э., каменные растиральники, фрагменты точильных брусков и глиняных пряслиц. Вблизи одного из кострищ обнаружены глиняные зооморфные скульптурки коня и быка, которые можно рассматривать как проявление тотемических верований населения (Мегей, 1997, 217).

Погребальные обряды населения Среднего Поднестровья рубежа н.э изучены на основании могильника у с. Долиняны, исследованного археологической экспедицией Государственного Эрмитажа и Каменец-Подольского государственного педуниверситета в 1977, 1978, 1985, 1987, 1988 гг. В общей сложности за годы раскопок было зафиксировано 58 погребений Преобладали захоронения - трупосожжения в неглубоких округлых ямках. Только в двенадцати случаях кальцинированные кости были помешены в керамический сосуд-урну. Кроме фибул среднелатенской конструкции, на Долинянском могильнике имеются и фибулы позднелатенской схемы, а также бронзовые браслеты с шишечками, железные ножи, ведеркообразные подвески, глиняные пряслица и отдельные бусины (Смирнова, 1981, 193-207: Smirnovа, Megei, 1995, 133-160).

Как показали исследования, в конце II в. н.э. в Среднем и Верхнем Поднестровье формируется черняховская культура. Она сложилась в процессе интеграции древностей рубежа новой эры и одновременного сильного влияния со стороны римских провинций. О гето-фракийских и зарубинецких памятниках мы уже говорили. К этому необходимо добавить, что на Верхнем и Среднем Днестре в интеграционном процессе приняли участие и носители восточнопшеворской культуры. Таким образом, на основе зарубинецких, восточнопшеворских и частично гето-фракийских древностей сложилась черняховская историко-культурная общность в регионе Среднего и Верхнего Поднестровья.

Черняховские древности в регионе представлены остатками поселений, жертвенников-капищ и могильников. Поселенченские структуры в домостроительстве И хозяйственной деятельности, несомненно, продолжили традиции субстратных культур рубежа и первых веков н.э. На поселениях черняховцев исследованы наземные и полуземляночные жилища с деревокаркасной конструкцией стен. Отопительные устройства в помещениях представлены открытыми очагами, выложенными камнем, глинобитными печами и печами-каменками (Бакота, Кониловка, Сокол, Теремцы и др.) Наземные и полуземляночные жилища зафиксированы и в Прутско-Днестровском междуречье (Федоров, 1960, 69-71, Рикман, 1975, 79-117). Установлены, таким образом, в принципе одинаковые строительные приемы при сооружении жилищ у славян и фракийцев (Винокур, 2000,69-80).

Языческие капища-жертвенники черняховских племен Среднего Поднестровья продолжили традиции населення указанного региона рубежа и первых веков новой эры. При доминировании местной славянской основы, элементы фракийской культуры сыграли здесь определенную роль. То же самое можно сказать и относительнно погребальной обрядности (Винокур, 2000, 145-155).

Таким образом, славяно-фракийские контакты хорошо улавливаются и по материалам черняховской культурно-исторической общности Среднего и Верхнего Поднестровья.

Одновременно с функционированием субстратных археологических культур рубежа и первой половины I тыс. н.э в Среднем и Верхнем Поднестровье зафиксированы и памятники, оставленные и пришлым населением. Это сарматские и древнегерманские древности. В европейской литературе имеет место сильное преувеличение роли германских племен, которые с началом «великого переселения народов» прошли большой путь из Центральной Европы через земли Южной Белоруссии и Западной Украины и достигли в южном направлении побережья Черного моря и Крыма. Вместе с тем недооценивается роль сарматских племен, которые двигались из Северного Причерноморья через Дунайско-Днестровское междуречье и проникли на территорию Среднего и Верхнего Поднестровья, а также и далее - в Центральную Европу.

И германские, и сарматские номады застали в Среднем и Верхнем Поднсетровье, как и на территории Дунайско-Днестровского междуречья, коренное субстратное население, оставившее памятники черняховской культуры. Вполне естественно. что те и другие вошли в контакт с фракийцами Днестро-Дунайского междуречья и славянами Среднего Поднестровья. Речь идет, таким образом, о параллельном чересполосном синхронном проживании местных земледельцев (славян и фракийцев) с одной стороны, а также сарматских и германских племен - с другой.

При этом имели место взаимовлияния материальной и духовной культуры коренного и пришлого населения. Только при таком рассмотрении древностей черняховской культуры, сарматских памятников и германской (вельбарской) культуры можно приблизиться к выяснению взаимоотношений пришлых номадов с аборигенным земледельческим населением (славян и фракийцев).

Рассмотренные кратко материалы свидетельствуют, таким образом, о славяно-фракийских контактах в Среднем и Верхнем Поднестровье на рубеже и в первой половине I тыс. н.э. Эти контакты были осложнены проникновением в регион южных и северных номадов в эпоху «великого переселения народов».


Литература

Бибиков С.Н., 1953 - Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестре // МИА, № 38. М.-Л.

Винокур I.С., Тимощук Б.О., 1977 - Давнi слов'яни на Днiстрi // Ужгород

Винокур И.С., Мегей В.Ф., 1989 - Об историко-культурной интерпретации памятников Среднего Поднестровья рубежа и первых веков новой эры // Сб: Древние славяне и Киевская Русь, Киев

Винокур I.С., 2000 - Черняхiвська культура: витоки i доля // Кам'янець-Подiльський

Мегей В.П., 1997 - Первiсно-релiгiйнi вipування i свiтогляд у системi духовноi культури людини // Науковi пpaцi Кам'янець-Подiльського державного педагогiного университету, т. 1(3). Кам'янець-Подiльський

Пачкова С.П., 1974 - Господарство схiднослов'янських племен на рубежi нашоi ери // Kиiв

Рикман Э.А., 1975 - Этническая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры // М.
Смирнова Г.П., 1981 - Могильник типа Поенешты-Лукашевка у с Долиняны на Буковине // СА, № 3

Смирнова Г.И., 1991 - Культовое сооружение у с. Долиняны на Буковине // АСГЭ, вып. 31, Л.

Федоров Г.Б., 1960 - Население Прутско-Днестровского междуречья в I тысячелетии н.э. // МИА, № 89

Цигилик В.М., 1975 - Населення Верхнього Поднiстров'я перших столiть нашоi ери // Kиiв

Smirnovа G.I., Megei V.F., 1995 - Necropola plana de tip Poinesti-Lukasevka de la Doliniany // In: Studii si cercetari de istorie veche si arheologie-2, tomui 46
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства
e-mail: historylib@yandex.ru