Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Е. В. Черезов.   Техника сельского хозяйства Древнего Египта

Глава III. Развитие садоводства-огородничества в Древнем Египте

p>В отечественной науке, как в дореволюционной, так и в советской, данный вопрос еще не нашел достаточного освещения. Имеются довольно беглые очерки истории садоводства в работах В. Курбатова (13.3) и С. Ванина (5.112), однако не будучи египтологами, указанные авторы по вполне понятным причинам не смогли осветить этот вопрос достаточно полно.

В работе И. М. Лурье «Очерки по истории техники древнего востока» о технике садоводства сказано также довольно кратко. Автор ставит перед собой задачу собрать разрозненные сведения о технике садоводства в Древнем Египте, раскиданные по разным изданиям гробниц Древнего, Среднего и Нового царства.

Изучение древних способов техники садоводства имеет не только теоретический интерес, но и практический, т. к. без знания истории садоводства практики не могут верно двигать науку вперед.

Садоводству в Древнем Египте придавалось большое значение. Начиная с Древнего царства надписи на стенах гробниц свидетельствуют о том, что если египтянин строил дом, то рядом обязательно разбивался и сад. Уже от 3-й династии в гробнице Мечена имеется упоминание, свидетельствующее о большом развитии садоводства (57.96). В надписях Мечена указаны размеры и характер насаждений. Весь участок Мечена был размером в 12 сечат. Можно предположить, что дом и сельскохозяйственные постройки занимали 1/3 площади, а две трети занимал сад. В саду имелся пруд. Насаждения состояли из смоковниц и виноградников, [59] которые, Как говорит надпись, давали много вина (119.I.5).

В гробнице Хуфхора (VI династия) также сказано, что при постройке дома он устроил сад, выкопал пруд и насадил сикомор (119.I.121).

Таким образом, постройка дома египтянином в древности требовала и устройства сада с прудом, из которого бралась вода для полива.

В этом отношении древние египтяне поступали как древние римляне, которые уделяли садам большое внимание.

Известныи римский литератор и агроном Катон требовал, чтобы в первую очередь заботились о саде. «С первой молодости надлежит хозяину засаживать имение. Насчет постройки следует думать, а чтобы сажать об этом думать нечего, надо действовать. Когда возраст дойдет до 36 лет, тогда надо строиться, если имение у тебя засажено" (43.295).

В садах Древнего Египта выращивались главным образом: финиковые пальмы, сикоморы, персей, гранаты, маслины, виноград.

Выращивание садов имело значение и для полеводства, т. к. деревья являлись защитными насаждениями для посевов от жарких ветров пустыни и солнца. В древнем Шумере садовым посадкам как защитным насаждениям от засухи также придавалось значение. Это нашло отражение в шумерийской литературе. В мифе о садовнике Шуккаллитуде (11.86) рассказывается о том, как он устроил посадку густолиственных деревьев, чтобы защитить от горячих ветров растения. В результате он получал отменные урожаи.

На стенах гробниц Древнего царства имеются изображения работ в саду: поливка винограда и других растений, сбор урожая садовых культур.

В гробнице Мерерука (VI династия, Саккара) (81.20), третии ряд снизу, видна земля, разделенная на грядки валиками из ила. Перед стеной различных растений лежит пучок лука. Стоя на коленях, пятеро слуг работают острыми палками: рыхлят землю или пропалывают посадки.

Слева трое поливальщиков. Они носят воду в круглых глиняных горшках, прикрепленных веревкой к коромыслу. Один из поливальщиков поливает грядки. В гробнице Нефериртнеф (V династия, Саккара, сейчас [60] в Брюсселе) (132.61) в верхнем ряду изображен сбор урожая фиг и винограда. На дереве между ветвями стоит мужчина, опускающий на длинной веревке корзину с ручкой в форме сумки, с вертикальными полосами, наполненную фигами. На земле сидит другой мужчина, он кричит «опусти вниз», третий, стоя на ветке дерева, в одной руке держит корзину, другой рукой врывает плоды. Четвертый мужчина стоит под деревом и около него наполненные фруктами корзины. В этой же гробнице изображен сбор урожая винограда.

В гробнице Ка-Гемни (132.62) (VI династия, Саккара) также представлена сцена собирания фиг. В руках сборщиков такие же глубокие, закругленные книзу корзины, как на предыдущем изображении. Двое сборщиков собирают фиги на дереве, а двое под деревом.

У другого фигового дерева фиги собирают пять человек, разместившихся в разных позах на суках дерева. Один стоит, другой сидит на суку, а третий даже лег на нижний сук и подает корзину с собранными плодами вниз товарищу.

Египтяне из различных масличных культур добывали много растительного масла, которое шло на разные потребности — умащения, освещение и для питания. На гробницах Древнего царства имеются рисунки добывания растительного масла (102.II.49). Пресс для выжимания масла выглядит как «винный пресс». Так же закладывают плоды в мешок и при помощи палок выкручивают. Однако он стоит среди сцены, которая показывает продажу масла и заливание масла в посуду. Возможно это масло для освещения. Рядом изображены семь больших кувшинов для масла. На другом изображении (102.II.13) виден такой же пресс рядом с кожевниками. Какой именно плод выжимают, маслины или другой маслосодержащий фрукт, неизвестно. Возможно это льняное семя, поскольку лен выращивался на волокно, и льняное семя могло идти в переработку на масло.

В Среднем царстве в воспроизведениях сцен садоводства встречаются некоторые новые моменты, например, появляются изображения детей и даже обезьян, которые использовались для сбора фиг (99.78).

Сады не были отделены от огорода. Очень интересно в Среднем царстве представлены древесные сады — виноградники — огороды в Фивах (73.15) и в Бени [61] Гасане (107.I.11), где хорошо видны способы поливки садово-огородных культур. Там показаны растущие в саду виноградники и сикоморы, а рядом трое мужчин ухаживают за молодыми растениями винограда. Двое носят воду в больших кувшинах, висящих на коромысле, и выливают ее на грядку. Грядка разделена перегородками на квадратики, в каждом растет по отдельному растению. Третий мужчина взял узел лука. Является ли это показателем того, что в данном случае выращиваются овощи, или лук взят как завтрак для еды, сказать трудно. Рядом с этим изображением — фиговое дерево и можно видеть рисунок сада, где собирают фрукты, выращиваются деревья и кусты.

В древнем Шумере огородное хозяйство также было развито как в Египте и огороды были связаны с плодовыми садами (21.31).

В гробнице Тетути-Хетеп в Ел Берше (XII династия) (108.1.26) грядка также разделена на квадраты, где растут молодые растения, которые поливают водой. Поливальщик берет кувшин двумя руками и опрокидывает его, наклоняясь над растением. Рядом показаны молодые растения в глиняных горшках и корзинка с собранными фигами и виноградом. Сад разбивался на почве непригодной для посева. Вновь высеянные растения растут в ямках — квадратиках на грядке или в глиняных горшках, заполненных хорошей землей. Края квадратиков возвышаются над землей, чтобы поливаемая вода вся сосредотачивалась около корней растений.

Других способов поливки сада или огорода, кроме поливки при помощи ношения воды в кувшинах, не известно. Шадуф еще не изображался. Это не значит, что его не могли употреблять. Так же поливался и лен, чтобы его можно было легче выдергивать из земли. Сцены льноводства воспроизводились рядом со сценами работ в садах и огородах.

В период Среднего царства садоводство получает дальнейшее развитие. Новым моментом в рисунках на гробницах является более частое изображение цветов,, которые теперь начинают больше, чем в Древнем царстве, использоваться для букетов, украшения волос, сервировки стола во время обеда, как украшение покойного и т. д. [62]

Наряду с лотосами, которые часто фигурируют в этих сценах, можно видеть и множество цветов, выращиваемых в садах (99.77).

Однако только материалы Нового царства дают возможность по настоящему оценить развитие садоводства в Древнем Египте. В гробницах Нового царства садоводству уделяется несравненно больше внимания. Имеются изображения планов садов, позволяющие восстановить их различные виды (132.3).

Большей частью египетские сады были строго симметричны, но встречались и несимметричные. В центре обычно находился пруд, питаемый подпочвенной водой или рекой. На пруду росли лотосы, жили рыбы и утки. Вокруг пруда расположена дорожка, обвитая виноградными лозами. Устроена беседка с капителями в виде папируса, место, где египтянин мог отдохнуть в тени (132.300), наслаждаться видом рыб, уток и вдыхать запах цветов. Дальше строго рядами были посажены различные деревья.

В гробнице Рахмере (132.3) (XVIII династия) видны финиковые и дум пальмы, кругом насаждения сикомор. Имелись сады, представляющие собой насаждения вокруг пруда сикомор, финиковых пальм и дум пальм (132.222). В этом случае дум пальмы и высокие сикоморы играют роль изгороди, которая скрывала внутреннюю часть сада.

Источники подчас позволяют выявить в садах численный состав деревьев. Например, в саду Энени (XVIII династия) (132.60) насчитывалось 90 сикомор, 170 финиковых пальм, 120 дум пальм и другие деревья.

Иногда на берегу пруда ставили павильон с несколькими комнатами и крепкими стенами, с маленьким двором. Это пруд колодезлый. Вода в пруду лежит довольно глубоко, о чем можно судить по тому, что к воде ведет лестница с 20 ступеньками (83.204). Деревья, растущие близко к берегу пруда, имеют глубокие корни и не нуждаются в поливе, другие должны поливаться.

Кроме садов с прямоугольными прудами в центре, имелись сады несимметричные, сады с «Т» подобными прудами. На изображении в гробнице XVIII династии (100.24) виден дом, украшенный флагами и обелисками. Это напоминает храм. Вокруг разбит сад, а перед домом «Т» подобный пруд, который питается от канала или от реки. [63]

Много садов, надо думать, было расположено вблизи реки или каналов. Орошение тогда производилось из этих источников. Это видно на изображении сада Эхнатона (XVIII династия) в Эль Амарне (100.23), который разбит на берегу канала. Корабли останавливались перед входом в сад. Дорога во дворец проходила через сад.

В больших поместьях знати иногда устраивалось несколько прудов в одном саду. Такой сад изображен исключительно подробно на гробнице военачальника Аменхотпа III (XVIII династия) (83.208) в Фивах. В середине сада расположен большой виноградник, отгороженный стеной. По бокам сада выкопаны 4 симметрично расположенных пруда: два побольше и два меньших размеров. Возможно имелся и пятый пруд у задней стены, но он не виден, т. к. его заслоняет здание молельни. Художник искусно изобразил за зданием кусты, дающие возможность предполагать наличие пятого пруда. Промежутки между прудами засажены финиковыми пальмами, дум-пальмами и сикоморами, подобранными по породам в определенном порядке. Жилой дом скрыт за густыми насаждениями сада. На изображении видна высокая зубчатая стена. За ней ряд деревьев, внутренняя стена окружает квадратный участок земли, замкнутый со всех сторон. Спереди имеются высокие ворота, к которым ведет двухступенчатая платформа, перекинутая через канал. Пройдя через главные ворота, украшенные надписями имен (титулов) правящего фараона, попадаем в спокойную центральную часть сада. Там растут правильными рядами в изобилии виноградные лозы с большими голубыми сплетениями гроздьев винограда, которые поднимаются вверх на подставках, образующих вид стен, отграничивающих эту часть сада от остальной. Калитки — направо и налево, в каждой стороне ведут в полосу сада, которая образует отдельную часть парка. Она содержит прямоугольный пруд. Этот пруд окружен пальмами и низкими лиственными деревьями. Желая как-то выделить особенности растительности этой части сада, художник изобразил ее светло-голубой. Это, по-видимому, или питомник, или место, где собраны особо редкие деревья (83.208). На этот момент следует обратить внимание, поскольку он свидетельствует о высоком развитии техники садоводства в Древнем Египте. [64]

Древние римские писатели также отмечали необходимость питомников в садах: «При саде среди грядок обязательно находился маленький питомник; там хозяин воспитывал молоденькие деревца для посадки и замены усохших, поломанных и состарившихся деревьев» (42.90). Две калитки ведут из питомника в другие части парка. Одна калитка ведет в пальмовый сад, изображенный в виде полосы пальм с обеих сторон участка. Другая калитка приводит нас во внутреннюю, главную часть парка. Пойдешь ли направо или налево, выйдешь к прохладному пруду в виде прямоугольника, месту, где для египтянина был особенно приятный отдых. Здесь, на узкой стороне труда, построена так называемая «беседка».25) Это окруженный деревьями изящный павильон. В нем любит сидеть хозяин дома вечерами, наблюдая рыб и уток, которые плавают на пруду между цветами лотоса и папируса.

Таким образом рассматриваемый большой сад разбивается как бы на отдельные малые сады, образованные вокруг четырех (пяти?) прудов.

Роспись создает стройный ансамбль. Художник показывает весь участок с обрамляющей стеной, воротами изображает планировку сада. Это важнейшее свидетельство о развитии садового искусства в период XVIII династии (26.145). Изображение относится к времени правления фараона Аменхотпа III, когда садовое искусство переживало высокий подъем.

Иногда сады разбивались перед домом знати. Интересный образец небольшого сада перед домом изображен в живой сцене на гробнице Неферхотепа (100.18). На переднем плане мы видим гостей, приглашенных на праздник в дом с колоннами. В руках они несут букеты цветов и различные подарки. Внутри сада видны фиговые и гранатовые деревья, виноградные лозы. Сад обнесен стеной. Около калитки стоит сторож, пропускающий с поклоном гостей, он грозит палкой детям, которые бегут с сорванными плодами.

Дворцовые сады имелись, хотя в гробницах фараонов они не изображались.

Но имеются рисунки царских садов в гробницах знатных, которые тем самым пытались показать, что [65] у них при жизни был доступ в сад фараона. Такие изображения имеются в Тель-Амарне (72.V.5). Сад фараона находится на берегу Нила. Изображение, к сожалению, сильно пострадало от времени и разрушено. Из растений видны только кусты и цветы. Видно как двое мужчин несут столик с букетами цветов во дворец. Четыре человека связывают цветы в букеты, к берегу пристали парусные корабли. Из сада дорожка ведет во дворец.

В гробнице Мерира (72.I.32) также воспроизведен царский сад с двумя прудами, находящимися перед хозяйственными помещениями. Все большое пространство вокруг хозяйственных построек сараев, хлевов, складов и житниц — засажено деревьями. Деревья, расположенные около большого пруда, растут в земле, питаясь подпочвенной влагой, а те, которые расположены дальше, — в гнездах с землей и окружены в нижней части круглыми валиками с приподнятыми краями, чтобы вода, поливаемая на них, не растекалась, а попадала к корням.

На стенах храма царицы Хатшепсут (XVIII династия) в Дер-Эль-Бахри (106.V.142) сохранилось изображение сада с четырьмя прудами. Пруды обложены камнем. В них — заросли папируса. В саду растут цветы и овощи. В этом изображении имеется интересная параллель к частным садам знати, которые брались в загробную жизнь в виде картин. В Древнем Египте под сад отводилась земля малопригодная для посева хлеба, где ничего не могло расти, без специального полива. Были выработаны приемы посадки сада. Деревья сажались в ямы, наполненные хорошей землей.

Имелась также посадка в особых керамических ограждениях (72.I.21), с дырками для выхода излишней влаги. Такие способы посадки деревьев были важным достижением, поскольку в условиях африканской жары способствовали сохранению влаги для растений, а следовательно и урожайности. У некоторых африканских народов подобное выращивание растений наблюдалось еще в XIX веке. Д. Ливингстон (17.242) сообщает интересные данные о земледельцах Манганджа на р. Замбези, выращивавших отличные урожаи зерновых культур в неглубоких ямах, где сохранялась влага в то время, как остальная земля была опалена солнцем и покрыта пылью. [66]

Орошение в Новом царстве, как и раньше, производилось водой, которую переносили в кувшинах из пруда, расположенного в середине сада, или из канала (реки). На изображениях видно, как воду носят кувшинами, привязанными веревкой к коромыслу (132.3). На изображении в гробнице Рехмере (XVIII династия) один из работников черпает воду с берега кувшином, другой стоит в пруду с наполненным кувшином. Пруд неглубокий, обсаженный деревьями, вода доходит только до пояса (100.93). Этот пруд имел отношение к кирпичному производству, которое изображено рядом с прудом.

Наряду с поливом при помощи кувшинов, в Новом царстве производился полив также шадуфом (который употребляется в Египте до сих пор). Для этого на берегу ставилась перекладина на двух столбах, а в середине привязывалась жердь, на одном конце которой висело кожаное ведро, а на другом — камень или сухой комок ила такого же веса, как и наполненное ведро. Этим противовесом легче вытаскивать ведро из пруда.

В гробнице Ипуи (в Фивах, XIX династия) на изображении четверо слуг заняты поливкой сада при помощи шадуфов (100.25). Огороды или цветочные грядки разделялись на маленькие квадраты, стенки которых имели глиняный край, чтобы задерживать воду. Поливались они также при помощи кувшинов или шадуфов.

В местах, где берег был низким, для полива употреблялись плоские совки в виде палки веяльщика, ими захватывали воду из водоема и плескали на поле или огород (100.26).

В случае если воду надо было нести далеко, употребляли бурдюки — шкуры животных, главным образом коз (132.284). При работе на поле воду для питья брали также в бурдюках, которые вешали на дерево (132.142).

На изображениях Нового царства имеются необычные способы сбора фруктов.

В гробнице Рехмира (XVIII династия) (132.3) показан сбор фиников. Фрукты с пальмы снимает садовник.

Для сбора фиников также использовались обезьяны. На рисунке рядом с пальмой видна обезьяна, которую ведут на веревке, в то время как слуга несет две корзины, наполненные фруктами. Другой слуга, сидя на [67] коромысле, поставленном на корзины, отдыхает (132.386).

Интересная сцена запечатлена на маленькой чашке (114.18). Там изображены три пальмы. На одну поднимается мальчик, которому помогает другой, толкая его руками снизу.

Сбор фиг можно видеть в гробнице Менена (132.231). Там изображен слуга, который срывает фиги и складывает их в корзину.

На гробничных рисунках Нового царства встречаются гранатовые деревья, увешанные фруктами и цветами (100.18). Масличное дерево на гробничных изображениях трудно узнать по невзрачным цветам или фруктам. Однако на некоторых изображениях эти деревья определяются по характерным изогнутым суковатым стволам (132.233).

На гробничных рисунках Нового царства встречается и акация с характерными фруктами (132.371).

В гробницах Древнего царства и в более позднее время часто воспроизводились сцены сбора винограда и изготовления вина.

В гробнице Нефериртнеф (132.61) — в Брюсселе из Саккары — (V династия) видны виноградные лозы с пятью вилообразными подпорками с гроздьями винограда. Четверо мужчин, стоя на коленях, собирают виноград, держа в левой руке корзины в форме полумесяца. Там же видны корзины, наполненные гроздьями винограда.

Сцены виноделия, представленные в гробницах Древнего царства, показывают, что собранные грозди клались в большие каменные корыта и их мяли ногами два или больше людей, чтобы выжать сок. Затем выжимки клались в мешок и еще отжимались. Сок сливался в большие кувшины для брожения. После того, как процесс ферментации заканчивался, вино разливалось в маленькие кувшины, горлышки которых закрывали глиняной пробкой и опечатывались печатью с именем собственника. Хотя последовательность работ виноделов оставалась твердой на протяжении столетий, все же можно проследить некоторые изменения в их технических приемах.

В гробнице Мерерука (132.63) (Саккара, времени VI династии), изображена давка винограда. В первом [68] ряду снизу четверо мужчин в корзинах несут собранные виноградные грозди, которые кладут в каменное плоское корыто. Шестеро мужчин ногами давят виноград. Правыми руками они крепко держатся за шест, привязанный за вилообразные палки, воткнутые в землю, а левой обхватывают товарища за талию. Рядом сидят двое мужчин и короткими палками, отбивают такт к давке винограда. Выжатый сок стекает по желобу в большой чан, стоящий ниже корыта, где идет давка винограда. Однако в кожуре подавленного винограда много еще осталось сока. Поэтому для полного отжатия раздавленный виноград клали в мешочный пресс. Он представлял собой квадратный кусок полотна, концы которого связывались после наполнения, и через петли продевали длинные шесты. На той же гробнице Мерерука изображено, как четверо мужчин, по двое на каждый шест, закручивают их в противоположные стороны. Сок темной струей вытекает в стоящий ниже кувшин (81.114). На этом рисунке изображен 5-й. мужчина, опирающийся руками и ногами в шесты, как бы летящий на воздухе. Как полагала Л. Клебс (98.57), этот мужчина, по-видимому, находился на земле и помогал остальным растягивать сближающиеся в результате закручивания концы шестов. Египетские же художники, желая изобразить его усилия в соответствии со своей манерой изображения, помещали этого давильщика сверху, а не снизу, как следовало. Неудобство подобной давки очевидно, так как усилия давильщиков, в значительной мере затрачивались не на то, чтобы скрутить мешок, а чтобы держать его в растянутом состоянии.

В Среднем царстве отжимание оставшегося сока упростилось. Для этого был изобретен станок. Концы мешка закреплялись между двух столбов, и в петли, имеющиеся на концах мешка, вставляли палки, которыми мешок закручивался. На гробнице в Бени Гасане (107.II.6) (XI династия) изображен такой станок, за которым работают три человека, а четвертый следит, чтобы они хорошо работали. Сок из мешка вытекает струей в кувшин, находящийся под ним.

В Новом царстве также произошли некоторые изменения в виноделии. Художники этого периода в своих изображениях дают много деталей, позволяющих полнее представить процесс изготовления вина. [69]

В гробнице Небамона (132.48) в Шех-Абд-Эль-Курна № 90 (XVIII династия) виден виноградник, тянущийся двумя шпалерами, которые поддерживаются подпорками в виде колонн формы папируса. Два человека срывают грозди винограда в большие корзины, которые после наполнения несут к виноградному прессу. Пресс, где давили виноград, представляет собой корытообразное каменное строение на высоком фундаменте с крышей, покоящейся на колоннах в форме папируса. Наружная стена красиво разрисована, на цоколе изображены гербовые растения Верхнего и Нижнего Египта, обрамленные цветными полями.

На стене пресса имеется узор из вертикальных полос. В давиле стоят 5 человек и давят ногами виноград, держась за веревки, свисающие с крыши. Виноградное сусло стекает через отверстия в каменное корыто ниже разрисованное усиками винограда. Суслом наполняют кувшины, часть их стоит на стойках, а часть на песке, прислоненные друг к другу. Некоторые кувшины уже закрыты и опечатаны. Такие прессы были не всюду, а только в наиболее богатых поместьях.

В других гробницах Нового царства мы видим значительно более простое устройство прессов для давки винограда.

В гробнице Уаха (152.68) в Шех-Абд-Эль-Курна № 22 (XVIII династия) имеется рисунок виноградника, разбитого на краю пустыни. Виноградные лозы насажены в глубокие ямки, заполненные плодородной землей. Спелые грозди срывают руками и в корзинах носят к виноградному прессу, расположенному тут же. Он устроен довольно просто. Между двух деревьев укреплен шест, каменное корыто стоит на земле. Четверо давильщиков держась не за шест, как в Древнем царстве, а за веревки, привязанные к шесту, давят виноград. Такие простые сооружения встречаются на изображениях и других гробниц Нового царства (132.78).

Как и в Среднем царстве в этот период употреблялся пресс-станок для окончательного отжатия виноградного сока из кожуры. В гробнице Пуимре (132.13) в Шех-Абд-Эль-Курна № 30 (XVIII династия) изображен такой станок, между столбами которого растянут мешок, наполненный виноградной кожурой, и четыре человека выкручивают его при помощи палок, вставленных в петли мешка, пропущенных через отверстия [70] столбов. Возможно, как полагала Клебс, мешок был положен в веревочную сеть, чтобы придать ему большую прочность (100.55).

Изготовление вина контролировалось. На гробнице Усерхета (132.12) Шех-Абд-Эль-Курна № 56 (XVIII династия) воспроизведен сбор винограда и регистрация кувшинов, наполненных свежим вином. Среди корзин, наполненных гроздьями винограда и кувшинов сидит писец, который, держа свиток папируса на коленях, регистрирует количество корзин собранного урожая винограда и число кувшинов, наполненных вином. Иногда виноградники были расположены далеко от места пребывания хозяина, приходилось вино переправлять в кувшинах.

В гробнице Рахмере (132.327), Шех-Абд-Эль-Курна № 100 (XVIII династия), показана транспортировка кувшинов с вином из южного оазиса и дельты. Кувшины с вином несут, держа на плечах. Большие кувшины несут в сетках на палке.

Для брожения молодое вино помещалось в прохладное помещение, в подвал (100.41). Имелись кладовые, где в большом количестве выдерживалось до употребления вино, закрытое глиняными пробками, как это видно на изображениях гробниц (132.395). Кувшины ставят в кольцо-подставку из камня или глины. Другой склад наполняется кувшинами с вином под наблюдением надзирателя. Четыре носильщика несут на плечах кувшины и ставят их рядами (100.75).

Когда вино перебродило, тогда кувшины закрывались крышками и конусами из нильского ила. Потом наверху или со стороны прикладывалась печать, пока ил еще не затвердел. Слуга, в обязанности которого лежит опечатывание кувшинов, держит в одной руке печать и прижимает ее к кувшину (132.42). Такие печати сохранились (112.32). На них указывалось поместье, откуда вышло вино, год изготовления, качество, имя надзирателя. Большой винный склад изображен в Тель-Амарне (XVIII династия) (72.I.31). Там кувшины с вином находятся в трех помещениях вместе с другим продовольствием.

Перед употреблением готовое вино переливалось в другие красиво украшенные кувшины. Это были кувшины глиняные, разных форм. Они разрисованы обычно различными цветами и листьями, а также изображениями [71] животных. Особенно хорошо выделанные кувшины для вина дошли из Тель-Амарны (XVIII династия). Именно такой сосуд сохраняется в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (29.31). Сосуд имеет удлиненную форму (высотой 50 см., диаметр горлышка 9 см.) с закругленным дном. В верхней части два небольших ушка для продевания веревки. Сделан он из красной глины, сверху обмазан светлой глиной, обожжен, а затем расписан.

Переднее поле росписи заполнено стоящими цветами папируса, чередующимися с бутонами.

Нижний пояс покрыт таким же узором и завершается полосой остроугольных треугольников красного, белого, голубого цветов.

Подобные раскрашенные кувшины являлись главным украшением на пиршестве. Они стояли на каменных и глиняных подставках или на деревянных полках, как это видно на изображении пира в Фиванской гробнице (XVIII династия) (132.91), их украшали лозамит цветами и ставили среди этих кувшинов торжественные букеты. Если кувшины стояли вместе, на них вешали гирлянды или полосы тканей, которые, кроме того, сохраняли вино прохладным. При похоронах украшенные кувшины ставились в беседках (100.278). Для того, чтобы их содержимое было прохладным, натягивалась защитная палатка и кувшины обмахивали пальмовыми ветвями.

Египтяне уже в Древнем царстве различали, в зависимости от местности их производства, 5 сортов вин, как это доказывают имена жертвоприношений: вино Нижнего Египта, вино г. Буто, вино Хаму (большого оазиса), Пелузийское вино (крайний восток дельты), вино Верхнеегипетское из Фив (90.399). Однако это разнообразие вин не удовлетворяло потребности, и египтяне прибегали к смешиванию разных сортов.

Важным усовершенствованием египтян в области виноделия в период Нового царства являлся винный сифон. Он употреблялся для переливания вина из большого сосуда, в котором оно бродило, в малый кувшин, или чтобы смешать различные сорта вин. Иногда его даже употребляли для того, чтобы пить вино. На одном изображении на плите (Новое царство) (100.43) имеется сириец или палестинец, сидящий на стуле, во рту [72] он держит сифон, опущенный другим концом в сосуд для вина. Слуга помогает ему.

Винный сифон представляет собой две трубки, соединенные под прямым углом. Чтобы трубки не согнулись, в углу они соединены планкой. Такой же сифон имеется на изображении в гробнице Ипуе (132.366) Дер-Ел-Медине № 217 (XVIII династия). Там изображена, женщина, которая торгует разным товаром, за ней на столике под крышей два винных кувшина, из которых она, по-видимому, продает вино. Сифон воткнут в один из кувшинов.

Был и другого вида сифон, представляющий собой просто согнутую трубку, которая одним концом опускалась в сосуд с вином, а с другого конца жидкость всасывалась ртом.

При помощи таких сифонов готовое вино различных сортов сливается из трех разных кувшинов, стоящих на стеллаже, в один широкий кувшин, очевидно, для употребления (100.44). Одновременно к нему добавляется эссенция.

Изображение сифона сохранилось в гробнице Рамсеса III (132.374) (XX династия) рядом с кувшинами вина, стоящими на полке в пекарне — пивоварне. Возможно, что гнутые сифоны делались из металла (100.60).

Сифон широко использовался и в Вавилоне. Это засвидетельствовано изображениями на печатях. Посредством сифона вавилоняне пили пиво, имевшее много примесей зерна (21.29).

Выводы

1. Древними египтянами в садах и парках выращивались главным образом плодовые деревья (сикомора, финиковые пальмы, гранаты, зизиф (ююба), маслины) и виноградники.

2. Садовые деревья и виноградники рассаживались по определенному плану и искусственно поливались, для чего в садах устраивались бассейны.

3. Сады не были отделены от огородов, обычно их устраивали на границе с пустыней, в полях, непригодных для возделывания под зерновые.

4. Техника садоводства постоянно совершенствовалась. Если поливка в Древнем царстве велась только [73] при помощи кувшинов, то в Новом царстве на изображениях гробниц появляются шадуфы и другие способы полива (черпальные совки).

5. Развитие виноградарства определило и развитие винодельческого промысла. Постепенно способы изготовления вина улучшаются.

Если в Древнем царстве виноград давили ногами и окончательно отжимали в мешках вручную, то в Среднем царстве для отжимания применялся специальный станок — пресс. Важным усовершенствованием в области виноделия в период Нового царства был винный сифон. [74]


25) Беседок две, построены симметрично в обеих частях сада около прудов.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Мариан Белицкий.
Шумеры. Забытый мир

Э. А. Менабде.
Хеттское общество

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X