Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 2. Городские культы

Среди прозвищ суверенов имеются такие эпитеты, как «Бог» или «Спаситель», которые, бесспорно, говорят, что эти цари являлись объектом культа. Обзор известных нам эпитетов царей в целом показывает, что культ царя, свидетельством которого они являются, в каждом отдельном случае был институтом только данного города.

Если милетяне принимали решение воздать сверхчеловеческие почести «Антиоху Теосу», они этим ни в коей мере не связывали вавилонян. Если вавилоняне обоготворили Деметрия как своего «Спасителя», можно было с уверенностью предположить, что и другие [226] города последуют этому примеру. Но он останется для них лишь моделью, и никогда не станет обязательным для всех величать царя заступником.

Надписи, относящиеся к царскому культу, подтверждают эту тезу.40) Селевк I был обожествлен в Селевкии Пиерийской как «Селевк Зевс Никатор», в Антиохии Персидской — как «Селевк Никатор», в Дура-Европосе — как «царь Селевк Никатор», в другом месте — как «Теос Селевк». Антиоха I почитали в Антиохии Персидской и Селевкии на Тигре под именем «Сотера», а в Селевкии Пиерийской его именовали «Аполлон Сотер». Селевка II в одном городе называли «Сотер», в другом — «Каллиник», в третьем — «Теос».41)

Таким образом, не существовало государственного культа, оформленного по официальной модели. По крайней мере это относится к городам и автономным народам. Каждый город сам определял, когда и в какой форме он будет обоготворять суверена. Так, жители Илиона приняли уже в 281 г. до н. э. решение воздвигнуть алтарь Селевку I. Эритрейцы вставили его имя в старинный гимн, посвященный Асклепию. Напротив, ионийская конфедерация выжидала конца царствования Антиоха I, чтобы присоединить его культ к культу Александра. Милетяне, по-видимому, никогда не усердствовали в обожествлении сирийских царей,42) за исключением лишь Антиоха II.

Вполне естественно, что в нескольких городах существовали одинаковые формы культа. Так, в Селевкии на Тигре и Селевкии Пиерийской, в Скифополе и Самарии в Палестине царский культ обслуживался двумя жрецами: один ведал культом здравствующего монарха, другой — культом его предков. Это разделение обязанностей между двумя лицами достаточно естественно, чтобы не пытаться объяснить его регламентацией со стороны государства.43) Действительно, в Дура-Европосе Селевк Никатор имел своего особого жреца, но в Антиохии Персидской был только один жрец обожествленных суверенов. Во всех названных городах жрецы царского культа удостаивались чести эпонимата.

В других городах, например Сузах или Лаодикее, жрецы царского культа не были эпонимами. В некоторых городах обожествленные цари рассматривались только как ипостаси олимпийских богов. Так, например, почести воздавали «Селевку Зевсу Никатору». В других местах, даже при апофеозе царей, им воздавали культ не только как богам, но и как людям. Жертвы приносились «царю [227] Антиоху» или «Антиоху Теосу (Богу)». В Смирне, по-видимому, существовали рядом друг с другом культ «богини Стратоники» и святилище «Афродиты Стратоникиды».44)

Трудно сказать, были ли города, которые отказывали селевкидским царям в божественных почестях. В легендах бронзовых монет, выпущенных в Тире и Сидоне, к имени царя никогда не присоединяется никакого эпитета. Однако было бы преждевременным заключать отсюда, что в этих городах Селевкиды не удостаивались поклонения. Бесспорно только, что почести, воздававшиеся суверенам, не подчинялись руководящим указаниям и не были единообразными. Каждый город по своему усмотрению чтил царя и членов его семьи, здравствующих или покойных.

Приведем перечень мест, где обожествление Селевкидов прямо засвидетельствовано в наших источниках.

Антиохия Персидская: жрец «Селевка Никатора», и «Антиоха Сотера», и «Антиоха Теоса», и «Селевка Каллиника», и «царя Селевка» (III), и «царя Антиоха» (III), и его сына «царя Антиоха». Надпись на стеле была вырезана около 204 г. до н. э.45)

Вавилон:46) Антиох IV именуется «царь Антиох Теос» в 167/66 г. до н. э.

Баргилия в Кари:47) в декрете, изданном в период царствования Антиоха I, он назван «царь Антиох Сотер».

Дура-Европос:48) жрец «царя Селевка Никатора» и жрец «предков» — 180 г. до н. э.

Эритры:49) Селевк I обожествлен в 281 г. до н. э. под именем «Селевк, сын Аполлона». Жертвоприношения ему и «царю Антиоху» засвидетельствованы еще во II в. до н. э.

Илион: Селевк I в 281 г. до н. э. получает божественные почести как «царь Селевк Никатор». Жрец «царя Антиоха (I)».50) [228]

Иония (конфедерация двенадцати ионийских городов): «царь Антиох (I) и Антиох (II) и царица Стратоника» получают божеские почести еще в 266/261 г. до н. э.51)

Эллинизированный Иерусалим: при Антиохе IV ежемесячный праздник в честь царя.52)

Милет: Антиох II именуется «царь Антиох Теос».53)

Самария: жрец «предков» царя и царя Деметрия II.54)

Скифополь: жрецы «предков» царя и Деметрия II.55)

Селевкия на Тигре: жрецы царей, в числе которых «Антиох Сотер»56) и здравствующий монарх.

Селевкия Пиерийская: жрец «Селевка Зевса Никатора», и «Антиоха Аполлона Сотера», и «Антиоха Теоса», и «Селевка Каллиника», и «Селевка Сотера», и «Антиоха» (сына Антиоха III), и «Антиоха Великого». Жрец «царя Селевка» между 187—176 гг. до н. э.57)

Смирна: обожествленная Стратоника при Антиохе I.58) В одном декрете Антиох назван «царь Антиох, Бог и Спаситель».59)

Теос:60) культ (?) «царя Антиоха и царицы Стратоники, и Антиоха, царя и Спасителя».

Неизвестный город:61) перечень богов: «Бог Селевк», и «Антиох Теос», и «Селевк Теос», и «Антиох Великий», и «Антиох Теос», и «Селевк Теос», и «Антиох Теос Эпифан», и «Деметрий Теос Сотер».62)

Города декретировали Селевкидам и другие почести, кроме тех, которые подходили только богам. Двусмысленность царского культа, которая позволяла обращать к богам молитвы о спасении обожествленного царя, делала возможным, например, такое: в храме Афины в Илионе была воздвигнута конная статуя Антиоха I в знак благодарности за почитание им святилища; в то же время у царя в этом [229] городе был жрец его собственного культа.63) Изображения, посвященные Селевкидам, насчитывались поэтому в огромном количестве.64) Другой особой и более редкой почестью царям и царицам было присвоение их имен месяцам календаря.65) Уже в 281 г. до н. э. один из месяцев в Илионе был назван Seleukeios.66) В календаре Смирны67) были месяцы антиохейон, лаодикейон и стратоникейон.68) Один месяц календаря в Лаодикее на Лике также был посвящен Антиоху (Ι).69)

Династические имена давали также филам и демам, например, в Колофоне,70) Магнесии на Меандре,71) в Нисе.72) Само собой разумеется, что подразделения жителей в колониях, основанных Селевкидами, часто носили династические имена. Так было, например, в Антиохии на Меандре,73) в Лаодикее на Лике,74) в Селевкии Пиерийской.75)

В честь царей городами учреждались празднества: в Баргилии,76) Эритрах,77) Илионе,78) ионийской конфедерации,79) в Лаодикее на Лике,80) в Смирне.81)

Наконец, отмечались дни рождения суверенов.82)


40) См. ниже перечень культов селевкидских царей. Ср. для этого параграфа в целом: Chr. Habicht. Gottmenschtum und griechische Städte, 1970, c. 82-108; cp. B. Funсk. — Hellenische Poleis. Ed. E. Ch. Welskopf, III, 1973, c. 1290-1334.

41) Один из источников Иосифа Флавия называл Антиоха VII «Сотер» (Jos. Antt., XII.222, 271). Больше нигде этот царь так не именуется.

42) A. Rehm. — Milet, I, 9, с. 368, и Milet, I, 7, ad № 193.

43) Это гипотеза Ростовцева (M. Rostovzeff. — JHS, 1935, c. 61), который первым обратил внимание на эту форму царского культа в селевкидских городах. Ср., например, ВЕ, 1971, 621 (Ясос); 1969, 502 (Теос). Ср. ниже, примеч. 87.

44) OGIS, 228, стк. 13: το ιερον το τας ’Αφροδίτας τας Στρατσνικίδος. Ср. текст, приведенный выше, гл. V, примеч. 170. и OGIS, 229, стк.9: θεαν Στρατονίκην; стк. 13: το ιερον της Στρατονικίδος ’Αφροδίτης. Cp. Dittenberger, ad locum, примеч. 7, и Gebhardt. — RE, IV, стб. 325.

45) OGIS, 233. Надпись SEG, VI, 592, из Аполлонии в Писидии вряд ли относится к селевкидскому культу.

46) OGIS, 253; ср. выше, примеч. 29 и 31

47) Miсhel, 457, стк. 21; Syll 3, 426.

48) Р. Doura, 23 (ср. С. В. Welles — «Münchener Beiträge zur Papyrusforschung», XIX, 1934, с. 379): επι ιερέων Διος... ’Απόλλωνος δε... των δε προγονών... βασιλέως δε Σελεύχου Νικάτορος. — «При жрецах Зевса... Аполлона... предков... царя Селевка Никатора». Ср. найденный в Дура-Европосе барельеф 138 г. н. э. с изображением «Селевка Никатора» (M. Rostovzeff. — «Yale Classical Studies», V, c. 233). Cp. M..Rostovzeff. — JHS, 1935, c. 56.

49) U. v. Wilamowitz. Nordionische Steine, № 11. — Abbandl. Preuss. Akad. d. Wissensch., 1909. В дополнении к древнему гимну Асклепию прославляется Селевк Ι: υμνειτε επι απονδαις ’Απόλλωνος κυανοπλοχάμου παιδα Σέλευκον ον αυτος γείνατο χρυσολύρας — «Воспевайте во время возлияний Селевка, сына темноволосого Аполлона, которого породил сам играющий на золотой лире (бог)». Жертвоприношения: U. v. Wilamowitz, там же, № 42: ‘Ρώμη и (стк. 23) βασιλει ’Αντιóχωι.

50) OGIS, 212 (= L. Robert. Etudes anatoliennes, c. 172-181); 219, 46. Cp. W. Dörpfeld. Troia und Ilion, II, c. 447, № l и № 3: ομóσαι [δε τους ’Ιλιέας ’Αν]τίοχ[ο]ν τον β[ασιλέα] — «пусть илионцы поклянутся именем даря Антиоха».

51) OGIS, 222, стк. 31: [συ]ντελέσαι θυσίαν τοις θεοις πασι xai πάοαις και τοις βασιλευσι ’Αντιόχωι και ’Αντιóχωι και τηι βασιλίσσηι Στρατονίκηι — «совершить жертвоприношение всем богам и богиням и царям Антиоху и Антиоху и царице Стратонике».

52) II Macch., 6, 7: «с тягостным принуждением водили их (евреев) каждый месяц в день рождения царя на жертвоприношения, сопровождавшиеся поеданием внутренностей жертвенных животных».

53) App. Syr., 65 (приведено выше, примеч. 11). OGIS, 226. Ср. посвящение «Герою Антиоху»: Milet, I.9, с. 368.

54) См. ниже, примеч. 55.

55) R. Mouterdе. — «Melanges de l'Universite S. Joseph», XVI, c. 180; Rostovzeff. — JHS, 1935, c. 60.

56) McDowell. Objects from Seleucia, c. 258; Rostovzeff. — JHS, c. 66; cp. R. Mouterde. — «Mél. Univ. Beyrouth», XIC, c. 120. Ср. ВЕ, 1963, c. 293.

57) OGIS, 245; cp. BCH, 1902, c. 188: νεωκόρος του Νικηφόρου Κεραυ[νίου].

58) Ср. выше, примеч. 44; cp. L. Robert. — BCH, 1930, c. 328, примеч. 4.

59) OGIS, 229, стк. 102: ο θεος και σωτηρ ’Αντίοχος.

60) CIG, 3075: [βασιλέως] ’Αντιόχου και βασιλίσσης Στρατονίκης... και ’Αντιόχου βασιλέως και Σωτήρος. Этот фрагмент приводится, только чтобы напомнить о нем.

61) OGIS, 246. Ср. Р. Herrmann. — «Anadolu», IX, 1965, с. 149.

62) Можно было бы добавить еще культ Селевка I и Антиоха I на Лемносе (ср. ниже, примеч. 148).

63) Все эти явные противоречия выступают в декрете Илиона, OGIS, 219.

64) Например, статуи Селевка I были воздвигнуты в Афинах (Paus., I.16.1), в Антиохии (Liban., I.301 R), в Милете (Milet, I, с. 383; III, с. 262), в Олимпии (Paus., VI.11.1), в Приене (Inschr. v. Priene, 18 = OGIS, 215). Ср. Stähelin. — RE, II А, стб. 1234. Статуи Антиоха III имелись на Делосе (F. Durrbасh. Choix d'inscr. de Délos, с. 76), в Пергаме (OGIS, 240), в храме Афины Итонии в Беотии (Liv., XXXVI.20.3), в Дельфах (OGIS, 234, стк. 35), в Афинах (OGIS, 248, стк. 55) и т. д. Царские изображения в Магнесии на Сипиле: OGIS, 229, стк. 86.

65) Ср. К. Sсоll. — «Yale Classical Studies», II, с. 302.

66) L. Robert. Etudes anatoliennes, c. 174; W. Dörpfeld. Troia und Ilion, II, 454, № 15.

67) L. Robert. — REA, 1936, c. 25.

68) О том, что в Финикии, вероятно, были месяцы Стратоникеон и Лаодикеон, ср. Clermont-Ganneau. Études d'arcaéologie Orientale, I, 1895, с. 43.

69) L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, c. 126.

70) Σελευκ[ίς]: AJPh, 1935, c. 380, № 6.

71) Inschr. v. Magnesia, 5, стк. 4: Σελευκεις.

72) W. v. Diest. Nysa ad Maeandrum, 1913, c. 68 = BGH, 1883, c. 270: Σελευκίς и ’Αντιοχίς.

73) Steph. Byz. s. v. ’Αντιόχεια : ’Αντιοχις.

74) W. M. Ramsay. Cities of Phrygia, I, 1893, c. 75, № 9: Λαοδικίς.

75) M. Holleaux. — BGH, 1933, c. 61.

76) Miсhel, 457; Syll3, 426.

77) Michel, 502; 506 (Syll3, 412); 507 (Syll 3, 413): εν τοις Διονυσίοις και τοις Σελευκείοις, cp. F. Pfister. — RE, III А, стб. 1148.

78) OGIS, 213, стк. 11.

79) OGIS, 222, стк. 29.

80) L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, c. 126.

81) L. Robert. — REA, 1936, c. 28. О состязаниях, устраивавшихся в честь Селевкидов, ср. Nос.. — JHS, 1928, с. 42, примеч. 114. Гимнасий в Ясосе носил название Antiocheion .L. Robert. Etudes anatoliennes, с. 452).

82) OGIS, 222, стк. 2; OGIS, 213, стк. 10; II Macch., 6.7.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона
e-mail: historylib@yandex.ru