Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 9. Чеканка монеты в городах Сирии

Греческие города Малой Азии чеканили разменную монету в силу древнего обычая. Антиох IV предоставил эту же привилегию некоторым городам Сирии и Финикии. Можно очень точно определить дату дарования этой привилегии. Неизданная бронзовая монета города Антиохии, хранящаяся в Берлинском кабинете, имеет дату «144» селевкидской эры, т. е. 169/68 г. до н. э. На лицевой стороне окруженная лучами голова Эпифана, [214] на реверсе, справа, фигура полуобнаженного Зевса.168)

Эти изображения явно связаны с изображениями на царских бронзовых монетах, выпущенных в Антиохии в 169 г. до н. э. или позднее. Таким образом, выпуск муниципальной монеты в Сирии начинается в 169/68 г. до н. э.169)

Привилегированные города при Антиохе IV выпускали только бронзовую монету с изображением царя.170) Это было признанием его верховного суверенитета. На реверсе своих монет города помещали какого-либо идола или символ. В легенде называется или одна только община, выпускающая монету, например Ίεροπολιτων, или на реверсе — совместно — город и царь, например: βασιλέως Άντιόχου, Τυριών,

К первой группе относятся города Сирии и Киликии: Эги, Антиохия, Антиохия на Саросе (Адана), Антиохия (Нисибис), Антиохия Мигдонии (Эдесса), Антиохия (Птолемаида), Александрия на Иссе, Апамея, Гиераполь (Бамбика), Гиерополь (Кастабала), Лаодикея Приморская, Селевкия Пиерийская, Селевкия на Пираме (Мопсуеста),171) Триполис.172)

Все эти эмиссии прекратились с кончиной Антиоха IV. Они дают нам возможность лучше оценить внутреннюю политику этого царя, о которой мы знаем лишь в связи с его действиями в отношении иерусалимских евреев. Рассматривая выпущенные при этом царе муниципальные бронзовые монеты, мы легко можем констатировать, что тенденция, приписываемая Эпифану современной наукой, по-видимому, не занимала его всерьез. Распространено сейчас мнение, что царь, преследовавший евреев, хотел унифицировать распространенные в его державе культы. Однако, судите сами: Антиох IV позволяет городам, которые с его разрешения выпускают монеты, воспроизводить на них изображения своих богов. Лишь три города избрали для реверса своих монет идол, изображавшийся на царской бронзе: стоящий обнаженный Зевс. Эти города: Антиохия, Антиохия Птолемаида и Эдесса. Другие города, например Селевкия Пиерийская, Александрия на Иссе173) и Апамея, помещали это изображение только на мелких монетах, а на больших изображали различные [215] символы: молнию — в Селевкии, Зевса Никефора — в Апамее.174)

Прочие города пользовались каждый своими особыми изображениями: Зевс Никефор в Адане, этот же бог и Виктория в Нисибисе,175) Посейдон и дельфины на монетах Лаодикеи Приморской,176) орел в Кастабале,177) Аполлон и Артемида в Мопсуесте,178) конская голова в Эгах,179) Диоскуры в Триполисе. Отсюда видно, что города на своих монетах прославляли особо близких им богов. Дети Латоны в Мопсуесте, Посейдон в Лаодикее Приморской являются богами — покровителями этих городов. Орел в Кастабале — птица бога Адада.180) Наконец, на монетах, выпущенных в Гиераполе — Бамбике, изображен тот же Зевс, что на царской бронзе. Но здесь этот греческий бог дан в сопровождении льва, атрибута Атаргатис, верховной владычицы Гиераполя в Сирии, и поэтому эмблемы «священного» города.181) Таким образом, и греческие города, и города полуварварские выставляли напоказ на своих монетах, право чеканки которых было дарованной Эпифаном привилегией, свое поклонение особо чтимым у них божествам, даже восточным.182) Это наблюдение [216] тем более показательно, если вспомнить, что лицевая сторона этих монет, сохраненная для символа государства, была везде одинаковой, установленной правительством. Это всегда один и тот же портрет Антиоха IV.

Другая группа муниципальных эмиссий при Антиохе IV включает монеты финикийских городов: Библа,183) Сидона,184) Тира,185) Лаодикеи Ханаана (Берите?),186) Триполиса.187)

Здесь чеканка тоже началась в 169/68 г. до н. э. Легенда двойная: имя царя по-гречески, название города по-финикийски или по-финикийски и по-гречески. Например: βασιλέως Άντιόχου, Σιδωοίων — «из Сидона». На лицевой стороне голова царя в диадеме, окруженная лучами; на реверсе изображен символ города или идол. Так, на монетах Библа мы видим шестикрылого финикийского Кроноса, на монетах, выпущенных в Лаодикее, — Посейдона-Баала188) и Астарту. Астарта, главная богиня Сидона, жрец которой носил титул «царь Сидона», на сидонских монетах появляется в виде Европы. И когда мы читаем финикийские легенды этих монет, например «Лаодикея, мать Ханаана» или «Сидон, отец Камбе (Карфагена), Гиппоны, Кития, Тира», то возникает сомнение в правильности теории, представляющей Эпифана ревностным апостолом эллинства.

Финикийские города продолжали эти эмиссии и после смерти Антиоха IV, меняя, естественно, легенду и изображение с каждым [217] новым царствованием. Тир выпускал, таким образом, монеты до 126/25 г. до н. э.; в Библе на монетах представлены Антиох IV, Антиох V, Александр Бала и Деметрий II;189) Сидон прекратил выпуск этой серии при Александре Бале; Лаодикея Финикийская выпускала эти монеты при Антиохе IV, Александре Бале, Деметрий II и Александре Забине.190)

Право чеканить мелкую разменную монету приносило значительные доходы.191) Несколько городов получили эту привилегию вновь на тех же условиях.191a) Антиохия,192) Апамея,193) Киррус,194) Лаодикея Приморская и Селевкия Пиерийская чеканили медную (бронзовую) монету с изображением Александра Балы. Привилегией чеканить монету пользовались Селевкия Пиерийская при Антиохе VII,195) Лаодикея Приморская при Антиохе VIII,196) Дамаск при Деметрии III и Антиохе XII.197)

Но династические войны, которые начиная со 150 г. до н. э. следуют одна за другой, давали городам возможность урвать у центральной власти более широкие привилегии. Города становятся «неприкосновенными», получают иммунитет. Они начали чеканить монеты, на которых отсутствовали какие бы то ни было знаки суверенной власти Селевкидов. Уже в 151/50 г. до н. э. Селевкия Пиерийская поместила на лицевой стороне бронзовой монеты голову Зевса вместо царского изображения.198) Те же самые города, заключившие союз с Антиохией и Лаодикеей, выпускают в 149/48 и 148/47 гг. до н. э. монеты с надписью αδελφοί δήμοι.199)

Наконец, несколько городов присваивают себе ту же привилегию. Сюда относятся бронзовые монеты «демоса селевкийцев в Газе», выпускавшиеся в период между 148/47 и 113/12 гг. до н. э.,200) медные монеты Селевкии Пиерийской (начиная со 147/46 г. до н. э.),201) [218] Александрии на Иссе,202) Аскалона,203) Антиохии-Тарса,204) Аданы,205) Мопсуесты,206) Лаодикеи Финикийской,207) Лаодикеи Приморской,208) Сидона.209) Особого внимания заслуживают обильные эмиссии «антиохийцев в Птолемаиде».210) На лицевой стороне всех этих монет изображено божество, чаще всего Фортуна города.211)

Но цари по-прежнему оставляли за собой чеканку серебряной монеты. Города начинали выпускать тетрадрахмы только после обретения ими независимости. Последняя селевкидская монета, изготовленная в Тире,212) и первая тирская тетрадрахма относятся к 126/25 г. до н. э., когда город объявил о своем суверенитете.213) Монетный двор Сидона прекратил работу на Селевкидов в 112/11 г. до н. э.214) Этот год был началом эры города и его первых тетрадрахм. Селевкия Пиерийская начинает исчисление своей эры со 109 г. до н. э. и с этого времени чеканит серебряную монету,215) поскольку в 109 г. до н. э. царь провозглашает город «свободным навсегда» и признает его суверенитет, допустив, чтобы подпись Селевкии стояла под соглашением, заключенным между ним и Птолемеем IX.216) [219]

При крушении Селевкидской державы города один за другим сбрасывают с себя зависимость от династии и начинают чеканить серебряные монеты.217) Только одна столица, по видимости, отказывается от этого права. Но это ложная скромность. Город предпочел выпускать для самого себя тетрадрахмы с изображениями селевкидского типа, хорошо известного на всех рынках тогдашнего мира.218) [220]


168) Ср. Bab., № 624: монеты той же серии, но без дат. Берлинский экземпляр происходит из коллекции Мореля (1908/5). Царская бронза: Newell, с. 24; Bab., № 559.

169) Даты «144» и «145» селевкидской эры встречаются также на загадочных бронзовых монетах Bab., № 652-653. На основании знака мастерской As эти монеты приписывают городу Аскалону. Но эти буквы ни в коей мере не указывают на наименование «Аскалон» (Imhoof-Blumer. — «Numism. Zeitschr.», 1913, с. 178).

170) В целом ср. Bab., с. CI; Head. Hist. mimor., с. 763.

171) Монета из Мопсугесты, ВМС, Lycaonia, с. 103, не имеет изображения Антиоха IV (Imhoof-Blumer. — Kleinas. Münzen, II, с. 473).

172) На лицевой стороне монет Триполи изображены рядом головы Антиоха IV и Лаодики (Hunter. Coll., с. 52, № 76,147 г. селевкидской эры). Rouvier, VI, с. 17, № 1628-1629.

173) Imhoof-Blumer. Kleinas. Münzen, II, с. 429, табл. XVI, 20.

174) Неизданная монета, хранится в Берлине.

175) ВМС, табл. XIII, 7.

176) Imhoof-Blumer. Monnaies grecques, 1883, с. 439.

177) Imhoof-Blumer. — ZfN, 1883, с. 267, табл. X, 1.

178) Imhoof-Blumer. Kleinas. Münzen, II, с. 486; Ε. Babelon. — «Rev. Numism.», 1920, с. 112.

179) Imhoof-Blumer. Kleinas. Münzen, II, с. 423, табл. XVI, 7.

180) Ср. P. C. V. Вaur. — The Excavations at Dura, III, с. 110. Орел — излюбленное изображение также на монетах города императорского периода.

181) Н. Seyrig. — «Syria», 1939, с. 299. Относительно символов Атаргатис (лев) и Адада (орел, бык) см. Н. Seyrig. — «Syria», 1939, с. 190; P. V. Вaur. Excavations at Dura-Europos, Preliminary Report, III, 1932, с. 100, 112; G. F. Hill. — Proceed. British Acad., 5 (1911—1912), с. 484; Н. Seyrig. — «Rev. Numism.», 1971, 13; Β. Hruda. — Ε. Εbeling. Real-Lex, der Assyriologie, III, с. 486, 493. Заметим, что лев не был атрибутом Геры. S. Εitrem. — RE, VIII, стб. 383.

182) С моей точкой зрения не согласились два больших ученых, почтившие меня своей дружбой: покойный Н. Seyrig («Syria», 1939, с. 299) и L. Robert. (A. Dupont-Sommer, L. Robert. La déesse de Hierapolis Castabala, 1964, с 99). Если на этот раз я не склоняюсь перед их авторитетами, это объясняется тем, что здесь, как мне кажется, все дело в недоразумении. Робер пишет: «Мне представляется обоснованным предположение, что орел на монетах Кастабалы свидетельствует, что Антиох IV ввел культ Зевса Олимпийского в святилище Перасии» (La deesse, с. 98). Меня эта гипотеза удивляет. Следует ли допустить, что туземная богиня внезапно получила в компаньоны Олимпийца? Что последнему в этом чужеземном святилище приносили жертвы согласно ритуалу храма в Олимпии (или Антиохии)? Что к этому чужеродному богу обращались с греческими молитвами и на греческом языке? Этому нельзя было бы найти параллелей. (О переносе культа ср. L. Robert. Hellenica, XIII, с. 24.) Заимствуем лучше у Л. Робера (с. 95) объяснение аналогичного случая. Перед нами монеты другого священного города (Гиераполь) с восточным святилищем большого значения. Богиня — владычица этого города называется на монетах Νικηφόρος θεά и изображена там с чертами Афины Никефорийской. Но она остается Ма, богиней Команы, культ которой, как мы знаем, сохраняет свой традиционный и негреческий характер. То, что проявляется в нем греческого, — это лишь оболочка греческого обычая. Точно так же богиню Кастабалы, одну из форм Кибелы, туземные почитатели всегда называют Kubaba, а на монетах она отождествляется с греческой богиней Полиадой (Robert. La deesse, с. 93). Допустим, что для администрации Антиоха IV и для греческих посетителей и т. д. орел обозначал Зевса. Но кем выступал этот «Зевс» для жрецов и почитателей богини? По всей вероятности, Ададом, атрибутом которого был орел. И действительно, клинописные документы свидетельствуют, что Кубаба пришла в Кастабалу в Киликии из Кархемиша, большой цитадели на среднем Евфрате в Северной Сирии (Dupont-Sommer, с. 8-9), где наряду с ней чтили великого бога грозы Адада. Ср. предыдущее примечание.

Точно так же (чтобы не привлекать другие авторитеты, кроме названных) боги, именуемые «Аресом» в греческих надписях Сирии, на юге и в центре Малой Азии, являются воинственными туземными богами (в Сирии, например, это боги арабских племен), номинально отождествленными с одним из олимпийских божеств (Н. Seyrig. — «Syria», 1970, с. 77-112; L. Robert, — «Hellenica», X, 1955, с. 77). Я не вижу, почему «Зевс» в Кастабале или Зевс в Иерусалиме должны быть исключением из этого общего правила. Прибавим, что даже в Селевкии Пиерийской, македонской колонии, «Зевс» был не чем иным, как туземным фетишем, изображавшимся в виде молнии (Н. Seyrig. — «Syria», 1939, с. 27).

183) J. Rouvier. — JIAN, IV, 1901, с. 42.

184) J. Rouvier. — JIAN, V, 1902, с 121. Но невероятно, чтобы монеты с финикийской легендой и изображением Тюхе (Rouvier, с. 121; ВМС, Phoenicia, № 87 и сл.) относились к царствованию Эпифана. Ср. U. Kahrstedt. Syrische Territorien, 1926, с. 81, примеч. 3.

185) Newell, Tyre, № 38 и сл.; он же, Tyre II, с. 14.

186) Rouvier. - ΠΑΝ, III, 1900, с. 266. Относительно отождествления этого города с Берите ср. Μ. Holleaux. — ВСН, 1933, с. 11, примеч. 5.

187) Легенда монеты выпуска 147 г. селевкидской эры из Триполи (ср. выше, примеч. 172) содержит одно только царское имя по-гречески (Bab., № 692).

188) G. F. Hill. — THS, 1911, с. 67.

189) Rouvier, V, 1901, с. 42.

190) Rouvier, III, 1900, с. 266.

191) Ср. в целом Bab., Index, названия городов.

191a) Ср. Н. v. Fritze. — «Nomisma», I, с. 4.

192) Ср. A. Dieudonne. — «Rev. Numism.», 1927, с. 13 (дата 163 г. селевкидской эры).

193) Датированные монеты (163 г. селевкидской эры = 150/49 г. до н. э.): Bab., № 918; U. Boissevain. Griech. Münzen d. Akademie zu Amsterdam, 1912, с. 167.

194) Bab., с. CXXV; Hunter. Coll., с. 66 (монеты, датированные 164 г. селевкидской эры).

195) G. Macdonald. — ZfN, 1912, с. 99, № 27.

196) В 184—186 гг. селевкидской эры Сидон выпустил также серию монет с изображением Деметрия I (Bab., № 1251).

197) Bab., 1578; ВМС, Galatia, и т. д., табл. XXV, 11; Hunter. Coll., с. 112.

198) Newell по Welles, с. 292 (Селевкия). Относительно Апамеи см. Mionnet. Description, V, с. 219, где приводятся монеты, датированные 160 и 163 гг. селевкидской эры.

199) Dieudonne. — «Rev. Numism.», 1927, с. 8.

200) G. F. Hill.— BMC, Phoenicia, с. LXIX; ср. «Der Gott der Makkabäer», с. 62.

201) BMC, Galatia, с 270; Hunter. Coll., с. 212.

202) Imhoof-Blumer. Kleinas. Münzen, II, с. 429.

203) F. Hill. — BMC, Palestine, с. LIV. Надпись гласит: Άσκαλωνίτων δήνου (sic). Монеты выпущены до 112/11 г. до н. э., когда город получил титул «священный». Но дата ЕМ(p) = 168/67 г. до н. э. на монете, упомянутой у G. F. Hill, с. 205, № 7, остается невероятной.

204) G. F. Hill. — ВМС, Lycaonia, с. LXXXV и с. 177. Но монеты Эг (там же, с. 20), одна из которых (№ 14) датирована «160 годом», вероятно, относятся к императорскому периоду. Imhoof-Blumer. Kleinas. Münzen, II, с. 426. Во всяком случае, вопреки предположению Хилла (G. F. Hill. — «Num. Chron.», 1917, с. 18), на этой монете не изображен какой-то обожествленный Селевкид.

205) Imhoof-Blumer. Kleinas. Münzen, II, с. 422; W. Wroth. — «Num. Chron.», 1904, с. 305, № 27.

206) Сюда относятся редкие бронзовые монеты, соответствующие следующему описанию: увенчанная лавром голова Зевса; на реверсе: зажженный алтарь. Легенда: Σελευκέων των προς τωι Πυράμωι (Βab., c. CVI). Автономные монеты с надписью Μοψεάτων (G. F. Hill. — ВМС, Lycaonia, с. 103) скорее следует отнести к периоду независимости Киликии, около 100 г. до н. э.

207) G. F. Hill. — ВМС, Phoenicia, с. 51.

208) W. Wroth. — ВМС, Galatia, с. 247.

209) G. F. Hill. — ВМС, Phoenicia, с. 155.

210) G. F. Hill, там же, с. LXXIX. Монеты датированы от 127/26 до 111/10 г. до н. э. Но город на них именуется «священный и неприкосновенный» уже в 126/25 г. до н. э. Недатированные монеты без этого почетного титула, должно быть, более ранние. Их в большом количестве нашли в Самарии, разрушенной около 108 г. до н. э. (G. А. Reisner. — Harvard Excavations at Samaria, I, с 251). Ср. Ε. Bickermann. Der Gott der Makkabäer, с 62, примеч. 3.

211) Я не упоминаю автономные монеты, относимые к селевкидской эпохе на основании только стилистических признаков, например монеты Селевкии на Каликадне, Сол, Эпифании и др.

212) Bab., № 1211.

213) Hill. — ВМС, Phoenicia, с. 233.

214) Bab., 1456; Rouvier, V, № 1281.

215) Hunter. Coll., с. 213.

216) Welles, 71.

217) Последняя известная в настоящее время царская монета Аскалона датируется 109/08 г. до н. э. (Hill. — ВМС, Palestine, с. XLVIII). Эра города начинается в 104 г. до н. э. Полновесная серебряная монета Аскалона встречается редко. Тетрадрахма финикийского веса «20»-го года (ZfN, 1912, с. 103, № 38) в действительности относится к 84 г. до н. э. Издатель приписывал ее времени Антиоха VIII, исходя из эры, которая является воображаемой. Сходная ошибка допущена и при описании тетрадрахмы Bab., № 1403; это монета с изображением Птолемея XV (G. F. Hill.— ВМС, Palestine, с. XLVIII, примеч. 3). Точно так же недопустимо приписывать монеты Антиоха X (JIAN, 1903, с. 19), даже Деметрия III (ZfN, 1912, с. 106, № 45) мастерской города Триполиса и т. д.

218) Newell. — Num. Chron., 1919, с. 62; G. F. Hill. — «Num. Chron.», 1927, с. 203; 1931, с. 160; A. Dieudonne. — «Rev. Numism.», 1927, с. 14.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

Мариан Белицкий.
Шумеры. Забытый мир

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов
e-mail: historylib@yandex.ru