Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 6. Автономные народы

Македонская колония, точно так же как древний полис, была организована в соответствии с тем, как было принято у эллинов. Жители Селевкии на Тигре, этого «царского города», были в глазах уроженцев Востока «греками из Селевкии».222) Но жители Востока сами продолжали сохранять традиционные формы жизни своего этноса. Во фразеологии этого времени классическая триада форм правления — монархия, аристократия, демократия — заменяется формулой, соответствующей новым условиям: царь, полис, этнос, династ.223) Полис — это греческий или грецизированный город, этнос — это те рамки, в которых протекала жизнь уроженцев Азии.224) В хартии о привилегиях Иерусалима, предоставленных около 200 г. до н. э. Антиохом III, предписывается, чтобы строительный тес, необходимый для работ в храме, был взят «в самой Иудее, у других ethne и в Ливане»225) без всяких пошлинных сборов. Когда в 110 г. до н. э. Симон Маккавей был провозглашен вождем своего народа, он принял титул этнарха,226) ибо этнос было официальным обозначением еврейского народа.227) Согласно источнику, использованному Страбоном, четыре ethne — евреи, идумеи, газеи, азотии228) — были смешаны с сирийцами, клесирийцами и финикийцами (которые к этому времени были рассеяны в нескольких греческих или эллинизированных городах). [153]

Единственный этнос, структура которого при Селевкидах нам хорошо известна, — это «еврейский народ». Его территория простиралась от Иордана на востоке до приморских городов в Изреельской долине на западе. На юге сопредельная граница Идумеи проходила перед Бетцуром, на дороге из Хеврона в Иерусалим. На севере, сразу за Модеином, селением Маккавеев, начиналась область Самарии.229) Иерусалим был центром, «главой» этого района, и поэтому любому греческому наблюдателю представлялся «полисом».230)

Но в то время как полисы в эту эпоху управлялись демосом, у «народов» (этносов) существовала аристократическая форма правления.231) Двучленному делению в полисе — магистраты, народ соответствовали в Иерусалиме гораздо более сложные формулы. Характерна в этом отношении заглавная часть письма лакедемонян, адресованного евреям: «Архонты и полис спартиатов первосвященнику Симону, старейшинам, жрецам и остальному народу евреев».232)

Политически еврейский народ был представлен герусией. Этот государственный орган состоял из жрецов и глав больших семей. Правила его пополнения нам неизвестны.233) Жрецы и «старейшины» (т. е. светская знать234)) — привилегированные группы, которые говорят от имени народа.235) От Антиоха III они получили освобождение от налогов.236)

Первосвященник стал всемогущим только после того, как эта должность попала в руки Маккавеев — Ионатана и Симона.237) До этого в официальных документах, обращенных к евреям, первосвященник не упоминался. Священная особа, избранная царем, согласно обычаю, из одной и той же семьи, первосвященник представлял собой как бы связующее звено между правительством и еврейским народом. На него возлагалась ответственность за своевременный сбор налогов. В то же время он был гражданским представителем центрального правительства в Иерусалиме. Герусия не могла отменить решения первосвященника, но в случае необходимости не останавливалась перед тем, чтобы привлечь его к ответу перед царем.238) Таким способом Селевкидам удалось согласовать автономию еврейского народа с тем, что его делами руководило доверенное лицо центрального правительства.

Весьма вероятно, что и другие автономные этносы управлялись на основе этих же принципов. Но мы об этом не имеем никакой информации. [154]


222) В надписи из Пальмиры (М. Rostovzeff. — «Melanges Glotz», II, с. 797) 19 г. н. э. упоминаются «люди Явана в Селевкии». В аккадской хронике 273 г. до н. э. (см. выше, гл. I, примеч. 56) Селевкия называется «царским городом».

223) OGIS, 229, стк. 11 (см. примеч. 176). Pol., VII, 9, 5 (договор между Ганнибалом и Филиппом V): «полисы и этносы, подвластные Карфагену».

224) J. G. Droysen. Geschichte d. Hellenismus, III, l, с. 31.

225) Jos. Antt., XII, 141.

226) I Macch., 14, 46.

227) Ср. заглавные части селевкидских актов, относящихся к евреям: I Macch., 10, 25: βασιλευς Δημήτριος τω εθνει των ’Ιουδαίων χαίρειν «царь Деметрий приветствует этнос евреев», и сходные формулы в I Macch., 11, 30; 11, 37; 13, 36; 15, 2; II Macch., 11, 25, и в римских документах: I Macch., 8, 23; Jos. Antt., XIV, 248.

228) Strabo, XVI, 2, 2, с. 749: «Некоторые делят всю Сирию на области келесирийцев, сирийцев и финикиян и утверждают, что с этими народами смешаны еще четыре — иудеи, идумеи, газеи и азотии». Ср. Ps.-Aristeas 107, 171.

229) Ср. U. Kahrsledt. Syrische Territorien, 1926, c. 62.

230) Гекатей у Иосифа Флавия (С. Ap., Ι, 197).

231) Относительно Иерусалима ср. Jos. Antt., IV, 223; XI, 111.

232) I Macch., 14, 20. Формула показательна, даже если текст является поздней фальшивкой. Ср. I Macch., 12, 6; 13, 26; 14, 28. Прошение самаритян (Jos. Antt., XII, 258) составлено от имени всего народа «сидонян» (т. е. «хананеев») Сихема; ср. «Rev. Hist. Relig.», CXV, 1937, с. 203.

233) Ср. E. Schürer. Geschichte des jüdischen Volkes, II, c. 228.

234) Cp. Joach. Jeremias. Jerusalem zur Zeit Jesu, II, 1924, с. 88.

235) I Macch., l, 25; 10, 52; 11, 23; 12, 35; II Macch., 14, 33.

236) Jos. Antt., XII, 142. Cp. REJ, № 100, 1935, c. 19.

237) Там же, с. 32.

238) II Macch., 4, 44.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Игорь Тимофеев.
Бируни

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

А. Кравчук.
Закат Птолемеев
e-mail: historylib@yandex.ru