Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Э. Бикерман.   Государство Селевкидов

§ 2. Автономные города

Вследствие дарования привилегий держава делилась на две части: с одной стороны, свободные города и народы, которым царь даровал права, объединенные, по-видимому, названием «союз» (συμμαχία), с другой стороны, области, подчиненные общему режиму, — χώρα (территория).56)

Если бы изобразить на политической карте державы Селевкидов симмахию, созданную в результате ряда индивидуальных царских актов, она выглядела бы как ряд вклинившихся в состав царства территорий, рассеянных на всем его протяжении. То это был греческий полис, то восточное святилище, то автономный народ. Однако [131] общей чертой всех этих разрозненных элементов было то, что они представляли собой государства под суверенитетом царя, непосредственно подчинявшиеся центральному правительству.

О том, что они были государствами, свидетельствует следующее: они отправляли посольства к царю57) и получали от него письма, составленные в форме дипломатических документов.58) Царь сообщал им о своем восшествии на престол,59) он был «другом» города. Получив от милетян священный венок, Селевк II написал городу: «Вы принесли венок и искреннее свидетельство ваших чувств к друзьям и показали, что помните о полученных благодеяниях».60)

Города посредством посольств поддерживали отношения с другими городами царства61) и с суверенными государствами за пределами державы.62) Делегация Магнесии на Меандре, которая добивалась признания праздника Артемиды, не ограничивается посещением царя Антиоха III. Она направляется в эллинские города вплоть до Персидского залива. Один из селевкидских городов принял приглашение «вследствие доброго отношения к Магнесии и преданности царю, который согласился на учреждение праздника».63) Смирна наравне с Афинами дает свое согласие на учреждение этолянами панэллинского праздника в Дельфах.64)

Известен греческий обычай приглашать иноземных (и в силу этого беспристрастных) судей для разрешения споров между городами. Селевкидские города избирали этих судей по своему усмотрению.65) В случае обращения по такому поводу к царю он не назначал сам судей, а называл какой-либо третий город, который посылал их, и спорный вопрос рассматривался еще раз с помощью посольств и декретов конфликтующих городов.66) Римский сенат заимствовал эту практику эллинистических царей.

Города образуют конфедерации, например ионийских городов, городов Троады.67) В 211/10 г. до н. э. город Селевкия (Траллы) заключил договор об «исополитии» с Милетом, который находился в зависимости от Лагидов.68) [132]

Сами цари поощряли развитие внешнеполитических связей подчиненных им городов. Когда Селевк II просил о признании асилии Смирны, представители этого города прибыли в Дельфы, чтобы поддержать обращение царя.69)

В 201 г. до н. э., готовясь к отвоеванию Малой Азии, Антиох III стремится примирить с собой греческие города этого района. Вполне естественно, что его посол на Крите оказывает содействие представителям Теоса, которые добиваются признания неприкосновенности их города.70) Но в 193 г. до н. э., когда Антиох уже восстановил свой суверенитет над Теосом, город тем не менее непосредственно обращается к сенату и получает ответ Рима.71) Мы читаем там: «Менипп, посол, присланный к нам царем Антиохом и избранный также и вами послом города». Таким образом, в тот самый момент, когда Антиох III и его представитель Менипп решительно отвергали дипломатическое вмешательство римлян в дела Азии, они считали естественным, чтобы селевкидский город в Азии вступал в прямые отношения с римским сенатом.72) Фаворит Антиоха IV удостоился почестей в нескольких греческих городах.73) Формулы этих декретов не позволяют определить, был ли город, даровавший те или иные почести, подчинен Селевкидам или независим. Непосредственно подчиненные Селевкидам города выступают в качестве государств и воспринимаются как таковые. В афинском декрете вполне серьезно восхваляется некий Аристокреонт из Селевкии, племянник философа Хрисиппа, за его деятельность, будто бы утвердившую дружественные отношения между двумя городами.74)

Конституированные как государства, свободные народы и города обладали автономией во внутренней администрации. Царские хартии превозносили сохранение «унаследованной от предков конституции» каждого города. В греческих городах это означало демократический строй. Милетская жрица хвастает тем, что происходит от человека, возвратившего Милету «свободу» и «демократию», которые были предоставлены городу царем Антиохом «Богом» (Теосом) после падения тирании Тимарха.75)

В городах управление находилось в руках народа. В повестке дня народных собраний вначале упоминаются «священные дела», затем «дела царские». В области юрисдикции автономия была, [133] вероятно, полной.76) Бюджет, по-видимому, контролировался царем. Однако правительство, насколько это было возможно, считалось с чувствами граждан. Когда Селевк хотел, чтобы в Селевкии Пиерийской была воздвигнута статуя, которой он почтил одного из своих фаворитов, он не отдает приказа, а пишет рекомендательное письмо городу, после чего «демос» издает декрет согласно царскому пожеланию.77) Именно корректность царской администрации мешает нам ясно видеть подлинные отношения державы и ее городов. Найдено, например, несколько декретов Приены эллинистического периода. Однако ничто ни в их формулах, ни в их содержании не указывает, были ли они изданы непосредственно городом или по совету правительства.

В Иерусалиме традиционным правительством были первосвященник и его синедрион. Селевкиды ничего не изменили в этой системе и, за исключением трех лет преследований при Эпифане, гарантировали священному городу соблюдение законов Моисея. Антиох III специальным указом определяет штрафы за нарушения некоторых ритуальных предписаний Торы.78)

В финикийских городах, как и прежде, царствовала местная знать.79) Тир, Сидон и Библ выпускали монеты с финикийской легендой. Какой-то город, возможно Берит, получил наименование Лаодикеи, но на монетах он назывался по-финикийски и на финикийский манер «Лаодикея, метрополия Ханаана».80) Наконец, самоуправляющиеся города оставались вне системы воинской повинности. Они поставляли в случае войны только вспомогательные контингенты — σύμμαχοι. Отсюда, вероятно, и название вольной части державы — συμμαχία. Эти города располагали своими собственными военными силами (ополчение и наемники) и порой вынуждены были сами себя защищать.81) Около 270 г. доп. э. Эритры восхваляют одного из своих граждан, который часто давал деньги «для защиты города и интересов царя».82) При Селевке II Смирна послала свои войска, чтобы занять крепость Палеомагнесии, которой угрожали враги царя.83)

Автономия вольных городов находит свое видимое выражение в системе летосчисления. На подвластных территориях счет лет [134] велся по годам правления царя и селевкидской эре. Селевкидскую эру иногда вводили там, где всегда принято было вести летосчисление по годам правления царей: в Тире,84) Вавилоне,85) Иерусалиме,86) Сузах.87) Но древние греческие города сохраняли своих традиционных эпонимов.88) Одна из Антиохий датирует свои документы именем жреца династического культа,89) другая — именем своего стратега,90) анонимным магистратом Лаодикеи на Лике был жрец.91) И в то время как правительством был принят македонский календарь, приспособленный к летосчислению халдейских астрономов, города по своему усмотрению выбирали названия, порядок и способ вставки дополнительных месяцев.


56) Welles, 11, стк. 20: Антиох I уступает домен некоему Аристодикиду и «разрешает ему приписать это владение к какому захочет городу в хоре или симмахии». Welles, 12, стк. 21: «разрешить Аристодикиду приписать эту землю к какому захочет городу в нашей симмахии». Ср. ниже, примеч. 382.

57) Ср., например, OGIS, 219, 222, 223, 231, 232; Inschr. v.-Priene, 37, стк. 132; 121, стк. 31. Когда Селевк I хотел заняться строительством в Дидимах, он потребовал присылки посольства из Милета (M. Holleaux. — REG, 1923, с. 11).

58) Welles, 15, 17, 22, 38, 41-43; ср. OGIS, 335, стк. 134.

59) Pol., V.57.5: Ахей провозгласил себя царем «и впервые тогда отважился вести себя по-царски и писать городам». Ср. также OGIS, 10, стк., 4 и II Macch., 9, 19.

60) Welles, 22, стк. 13: είλικρινη και βεβαίαμ ποιούμενους υμας προς τους φίλους απόδειξιγ και μεμνημένους ων αν ευ πάθητε. Ср. также OGIS, 212, стк. 1; 229, стк. 3. Царь появляется на празднествах в Тире: II Macch., 4, 18.

61) См., например, Inschr. v. Magnesia, 60, 61.

62) См., например, OGIS, 234; Syll3, 475, 548.

63) Inschr. v. Magnesia, 60.

64) L. Robert. — REA, 1936, c. 5.

65) Inschr. v. Magnesia, 90; Inschr. v. Priene, 59; U. v. Wilamowitz Nordionische Steine («Abh. Preuss. Akad.», 1909), c. 57; SEG, IV, 621.

66) Michel, 457 (Syll3, 426); Inschr. v. Priene, 24.

67) Ср. Caspari. — JHS, 1915, c. 183.

68) Milet. Delphinion, c. 143.

69) OGIS, 228; ср. A. Heuss. Stadt und Herrscher des Hellenismus, 1937, c. 146 и сл.

70) M. Holleaux. — «Klio», 1913, c. 148.

71) Michel, 511 ( = Syll3, 601); cp. M. Holleaux. — «Klio», 1913, c. 159.

72) Селевк I обращается в 288 г. с письмом к Милету, находившемуся в это время под властью Лисимаха (Welles, 5).

73) Syll 3, 644, и «Jahreshefte Oesterr. Inst.», 18, 1915, Beiblatt, c. 18.

74) Syll 3, 475. Декрет был издан, вероятно, в период египетской оккупации города (246—221); ср. M. Holleaux. — ВСН, 1933, с. 46, примеч. 2.

75) OGIS, 226: Χρυσω.. απόγονος υπάρχουσα Ίππομά[χου] του ‘Αθηναίου, ος κατήγ[α]γεν τ[ή]ν τ[ε ελ]ευθερίαν και δημοκρατίαν παρ[α β]ασ[ιλέω? Άντι]όχου [του] θεού — «Хрисо... потомок Гиппомаха, сына Афинея, который возвратил свободу и демократию, данные городу царем Антиохом Теосом».

76) Так было в Илионе при Селевке I, OGIS, 218.

77) Welles, 45; cp. OGIS, 220. Cp. A. Heuss. Stadt und Herrscher, c. 126.

78) Jos. Antt., XII, 145. О Иерусалиме при Селевкидах см. мою книгу «Der Gott der Makkabäer», 1937, с. 53.

79) Еще в конце III в. до н. э. Сидон управлялся финикийскими «суфетами» (Kaibel. Epigr. graeca, 932, стк. 1. См. мою заметку в «Melanges Dussaud»). В 126/25 г. до н. э. «совет и народ» Тира пишут своим «родичам» дельфийцам (SEG, II, 330). Газа превратилась в грецизированный «полис» только к концу II в. до н. э. (ср. мою книгу «Der Gott der Makkabäer», с. 62).

80) Об этом термине ср. «Rev. Hist. Relig.», CXV, 1937, с. 203.

81) Для парфянского периода ср. M. Rostovzeff. — Römische Mitteilungen, 1934, с. 196.

82) «Αθηνα», 1908, с. 199 (ср. L. Robert. — ВСН, 1933, с. 479): εις τε την φυλακην της πόλεως και την αλλην διοίκησιν και εις τα τω βασιλει συμφέροντα.

83) OGIS, 229.

84) «Corp. inscr. semit.», I, с. 30: «год царей-суверенов». Ср. для Дура-Европоса R. Dussaud. — «Rev. Hist. Relig.», CXV, c. 117.

85) OGIS, 253. В Силоне: Waddington. Inscr. 1866d.

86) Ср. «Zeitschr. f. neutest. Wissensch.», 1933, c. 239.

87) См., например, документы 183 г. до н. э. (SEG, VII, 17), 177/76 г. до н.э. (L. Robert. — «Rev. do Phil.», 1936, с. 151).

88) См., например, в Смирно: OGIS, 229; в Траллах: L. Robert. — «Rev de Phil.», 1934, с. 280 и сл.

89) OGIS, 233, 255.

90) Inschr. v. Magnesia, 81.

91) L. Robert. — «Rev. de Phil.», 1936, с. 125.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 2

Игорь Тимофеев.
Бируни

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Э. А. Менабде.
Хеттское общество
e-mail: historylib@yandex.ru