Начиная с самого конца II в. до н.э. и практически вплоть до 63 г. до н.э. жизнь, поступки и действия варваров исследуемой территории во многом определялись интересами Митридата VI Евпатора - могущественного владыки Всепонтийской державы. "Митридат владеет отцовским царством, простирающимся в длину на двадцать тысяч стадий и подчинил себе много окрестных племен, в том числе, воинственное племя Колхов, обитающих у Понта Эллинов и живущих выше их варваров. У него есть друзья, готовые исполнять все его приказания: Скифы, Тавры, Бастарны, Фракийцы, Сарматы и все племена, живущие от Танаида до Истра и вокруг Меотийского озера..."239. Будучи возможным наследником Александра Великого по материнской линии240, Митридат старался быть продолжателем его идеи об эллинско-варварском симбиозе и стремился к ограничению римского влияния в Восточном Средиземноморье241. С этой целью, и учитывая сложившуюся политическую ситуацию242, царь Понта начинает тщательно, планомерно и последовательно готовиться к войне с Римом. Об этих действиях Митридата красноречиво свидетельствуют гневные слова Суллы, сказанные ему при личной встрече в Малой Азии, при Дарданах, летом 85 г. до н.э. "Доказательством этого (стремления Митридата к войне с Римом - А.Д.) служит то, что ты, еще ни с кем не воюя, заключил союз с Фракийцами, Савроматами и Скифами, рассылал посольства к соседним царям, строил корабли, набирал штурманов и кормчих..."243.
Однако, прежде, чем воплотить в жизнь свои планы Митридату необходима была практическая проверка боеспособности своего войска. И такая возможность ему вскоре предоставилась. В конце II в. до н.э. скифы усиливают натиск на владения Херсонеса Таврического до максимума и подступают непосредственно к стенам самого города. Послы Херсонеса отправляются в Понт и умоляют Митридата об оказании военной помощи. Лучшего случая, чтобы проверить реальную силу своих воинских контингентов, а заодно, и пополнить людскими ресурсами свою армию за счет варварских племен Причерноморья, в случае успешных действий против них, вряд ли можно было ожидать. Прекрасно понимая это, Митридат использует предоставившуюся возможность наилучшим образом, и, после определенных ходов тактического плана, посылает в Херсонес состоящий из отборных воинов, экспедиционный корпус, который возглавил стратег Диофант244. Критическая ситуация, имевшая место в Херсонесе Таврическом, в отмеченное время, была по всей вероятности, отражением новых этно - политических реалий, сложившихся в Северном Причерноморье в середине - второй половине II в. до н.э.245 после образования вероятного бастарно - скифо - сарматского (роксоланского) союза. Поэтому, полностью нельзя исключать и того, что обращение жителей Херсонеса за помощью к Митридату VI Евпатору было продиктовано не только, а вернее, не столько возрастающей не по дням, а по часам силой и мощью государства этого царя, сколько утратой в лице племен сиракского союза надежных защитников и союзников. Весь ход дальнейших событий великолепно иллюстрируют строки херсонесского декрета в честь Диофанта246, отдельные из которых находят свое подтверждение в сочинении Страбона. "Роксоланы воевали и с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия; пришли они на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались народом воинственным; однако против сомкнутой и хорошо вооруженной фаланги всякое варварское племя, и легко вооруженное войско оказалось бессильным. И действительно, Роксоланы, в числе почти 50 000 не могли устоять против 6 000 бывших под начальством Митридатова полководца Диофанта, и большинство их погибло"247. Существует предположение, что данное сражение имело место на западном побережье Крыма, под стенами Калос Лимена248.
Итак, пролог будущих войн царя Понта с Римом успешно состоялся. Менее успешными были последовавшие несколько позднее сами войны (88-84 гг. до н.э.; 83-81 гг. до н.э.; 74-64 гг. до н.э.)249, в которых Митридат так и не снискал себе лавров победителя. Несмотря на определенные успехи, свои главные кампании он в конечном итоге проиграл. Митридат был "...подавлен участием Суллы, доблестью Лукулла и величием Помпея..."250.
Рис. 14. Сарматы на землях к западу от Днепра в I в. до н. э.- I в. н. э.
Применительно ко времени царствования Митридата VI Евпатора и в связи с занимаемой нас проблемой, наибольший интерес, пожалуй, вызывает не столько упоминание Аппианом "савроматов царских"251, локализация которых согласно его сообщению, невозможна, сколько два следующих отрывка из "Географии" Страбона. В первом из них, древний географ, в частности, сообщает: "Ведь и ныне эти народы (имеются в виду скифы и сарматы - А.Д.) и племена Бастарнов живут смешанно с фракийцами, главным образом по ту сторону Истра, но отчасти и по сю сторону..."252. Во втором - "Эллинам Геты более известны потому, что они постоянно переселяются на тот и на другой берег Истра и смешались с фракийцами и Мисийцами, тоже самое происходит и у Трибаллов, народа фракийского племени: они тоже принуждены совершать переселения вследствие того, что их соседи нападают на более слабых: одни переселились с той стороны Истра вследствии того, что Скифы, Бастарны и Савроматы часто одолевали их, так что в погоне за вытесненными некоторые из них даже переправлялись через реку и оставались жить или на ее островах, или во Фракии, другие, напротив, переселялись с этой стороны реки, терпя притеснения, в особенности от Иллирийцев"253 Я.Харматта, вполне обосновано, предполагает, что эти сообщения Страбона, хронологически могут быть отнесены к периоду Митридатовых войн или, даже, несколько предшествовать им254. Не лишен оснований и тезис исследователя о том, что проникновение скифов, бастарнов и сарматов к югу от Дуная, могло было в русле политики царя Понта, и, возможно, санкционировано им255. В этой связи, очень уж заманчиво, видеть в двух приведенных отрывках из "Географии" Страбона, отражение каких-то действий бастарно-скифо-сарматской (роксоланской) коалиции в качестве союзников Митридата VI Евпатора. Любопытно, что и флор фиксирует сарматов к югу от Дуная около 76 г. до н.э. "Аппий прошел до Сарматов..."256. Определенные соответствия, на этот счет, можно найти и среди археологических источников.
Рис. 15. Комплекс погребения 4 могильника Холмское II (по А. В. Гудковой, М. М. Фокееау).
Рис. 16. Комплекс кургана 7 могильника Турлаки.
Рис. 17. Сарматский бронзовый котел из гето-дакийского поселения Пятра Шомулуй (по Г. Бикиру).
На исследуемой территории к эпохе Митридата, с достаточной долей вероятности, может быть отнесено подкурганное погребение (№ 4) у с. Холмское с серебряной проволочной фибулой среднелатенской схемы257 (Рис. 15). Не исключена датировка этим временем и комплекса кургана 7 у с. Турлаки258, где был выявлен фрагмент среднелатенской фибулы "неапольского варианта"259. Данное захоронение было совершено (как и п. 4 у с. Холмское) в погребальной яме прямоугольной формы, вдоль длинных сторон которой были выполнены уступы-заплечики. Поверхность заплечиков носила следы меловой посыпки. На уступе, в северо-западном углу ямы, находился жертвенник состоящий из двух плит мраморизированного известняка, уложенных одна на другую. На них находилась большая лепная курильница. Еще две курильницы, значительно меньших размеров, были помещены рядом с жертвенником, причем одна из курильниц была перевернута вверх дном. Внутри, погребальная камера была очень тщательно выбелена мелом, а ее дно - устлано слоем древесных угольков (Рис. 16). Намного позднее, здесь же возник значительный сарматский могильник, который по совокупности датирующего материала совершенно определенно относится ко второй половине II-началу III вв. н.э.260 Таким образом, на могильнике у с. Турлаки отчетливо выделяются разные по хронологии погребальные комплексы. Однако, полная идентичность конструкций их могильных сооружений (прямоугольные ямы с заплечиками вдоль длинных сторон), а кроме того, общность наиболее характерных черт погребального ритуала (меловая подсыпка или обмазка заплечиков, стенок и дна могилы, следы огня, древесные угольки) достаточно убедительно свидетельствуют, что данный могильник принадлежал какой-то единой, в этническом отношении, группе сарматского населения. Аналогичная ситуация наблюдается и на могильнике у с. Холмское261. Таким образом, имеются определенные основания предполагать, что оба могильника были заложены еще в Митридатовское время, вероятнее всего, роксоланами. Безусловного внимания заслуживает и находка сарматского бронзового котла на гего-дакийском поселении Пятра Шомулуй в Запрутской Молдове262 (Рис. 17, 1—5), что может быть еще одним материальным свидетельством действий сарматов (роксоланов) в эпоху Митридата Евпатора, на землях к западу от Днепра. Дело в том, что аналогичные котлы, согласно типологии Н.А. Боковенко относятся ко II типу, датировка которого не выходит за пределы I в. до н.э. - I в н.э.263 Этим же временем, датируются подобные котлы и по классификации В. М. Косяненко и В. С. Флерова, выделенные ими в IV тип264. Однако, следует заметить, что, в свое время, еще К. Ф. Смирновым было высказано предложение о более ранней (II в. до н.э.) датировке котлов этого типа265. Второй половиной II в. до н.э. датирует подобные котлы из Прикубанья И. И. Марченко, и ставит вопрос о пересмотре их существующей хронологии266. Как бы в дальнейшем ни решился вопрос о датировке аналогичных котлов, даже нынешняя хронология данных изделий, с её нижней датой дает возможность, предположительно, включить находку из Пятра Шомулуй в круг сарматских древностей эпохи Митридата, на рассматриваемой территории, расширяя таким образом, западные границы распространения сарматских котлов этого типа до правобережья Быстрицы. Наконец, ещё одним материальным свидетельством достоверности сведений Страбона о проникновении сарматов на территорию к югу от Дуная, в Митридатовское время, могут служить и находки из Галиче, которые входят в группу изделий, так называемых "греко-ирано-индийского стиля"267, "причерноморского графического стиля"268 или, как совсем недавно, было предложено, "стиля Малибу"269. Появление этих предметов в южно-русских степях, совершенно обоснованно, ставится в прямую связь с событиями, приведшими к гибели Греко-Бактрийского царства, усилению Парфии, образованию в Индии индо-скифских или индо-сакских царств, что, в свою очередь, было связано с вынужденным передвижением юечжей, под давлением гуннов, от границ Китая на запад и юго-запад270. Судя по всему, именно в результате этих, во многом определивших динамику последующих сарматских миграций на запад, событий и появляются в Северном Причерноморье роксоланы - "представители восточной масса-гето-роксолано-аорско-аланской ветви ираноязычных кочевников", с которыми и приходят в этот регион изделия вышеназванного стиля271. Поэтому, вовсе не исключено, что именно с действиями роксолано-скифо-бастарнского союза, в эпоху Митридата VI Евпатора, могут иметь непосредственную связь и находки из Галиче, расположенного, кстати, в самом центре той территории, которая в древности принадлежала трибаллам272. В связи с вышеизложенным, вполне уместно будет привести и отрывок из "Естественной истории" Плиния Старшего, согласно которого следует: "Высота Гема достигает 6000 шагов. Задние склоны его, обращенные к Истру, занимают Мезийцы, Геты, Аоды, Скавгды, Кларии, а ниже их живут Аррейские Сарматы, называемые Ареатами, далее Скифы..."273. Не исключено, что данная диа-тесса отражает реальную ситуацию, сложившуюся в этом регионе в предшествующее Плинию время, которая и нашла свое отражение в одном из источников, использованных древним автором при написании своего труда. Также, вполне возможно, что названия "Аррейские" и "Ареаты" лингвистически взаимосвязаны и являются искажением оригинала "Ареи" или "Арии", который, в свою очередь, этимологически связан с древнеиранским "агуа"274. Как известно, этноним "роксоланы"= roxs-а1аn, где rох = осетинскому roxs, древнеиранскому rauxsna-"светлый", то есть светлые аланы, а этноним "аланы" происходит от древнеиранского "aryana"-арийский, ариец; осет. "allon"275. Таким образом, "Аррейские Сарматы" или "Ареаты" Плиния возможно, могут быть, не кто иные как роксоланы, которые, в эпоху Митридата, совершали далекие и длительные рейды на территории к югу от Нижнего Дуная.
Бурные события, оказавшие влияние на историю сарматов исследуемой территории, в первой половине I в. до н.э. имели место не только к востоку от нее, но и западнее. "Гет Биребист, став во главе своего племени, поправил состояние народа, пострадавшего от частых войн, и постоянными упражнениями, трезвостью, и повиновением своим повелениям поднял его до такой высоты, что в течение немногих лет образовал великое царство и подчинил власти Гетов, большую часть соседних племен"276. "Великое царство" Биребиста образовал, вероятнее всего, к началу 50-х годов до н.э., о чем красноречиво свидетельствуют стр. 22-28 дионисопольского декрета в честь Акорниона, из которых следует. "...После того, как недавно царь Биребиста стал первым и величайшим из царей фракийских и овладел всею страною по ту и по сю сторону реки, он (Акорнион-А.Д.), прибывши к этому последнему; при этом первом и величайшем царствовании, добивается самого лучшего для отечества, говоря и советуя самое хорошее и склоняя благорасположение царя к благополучию города..."277. Около 60 г. до н.э.278 Биребиста "...совершенно уничтожил Боев, бывших под властью Крита-сира, и Таврисков..."279, а в 55 г до н.э.280 или в 50 г. до н.э.281 учиняет разгром греческих городов Западного и Северо-Западного Понта, крайним из которых на востоке оказалась многострадальная, в последние века до нашей эры Ольвия. "Город Борисфенитов по величине не соответствует своей прежней славе вследствие неоднократных разорений и войн: находясь уже так давно среди варваров и притом почти самых воинственных, он постоянно подвергается нападениям и несколько раз уже был взят врагами; последнее и самое сильное разорение его было не более как за 150 лет: Геты взяли и его и остальные города по левому берегу Понта вплоть до Апполонии"282. Как с такой легкостью геты прошли в восточном направлении вплоть до Южного Буга, а возможно, и до Днепра?283. Где были "покровители” Ольвии из числа царей сарматов или крымских скифов и как они допустили ее захват и разорение? Так сильны были геты или слабы сарматы или же здесь имело место и то и другое? Вопросы, с нашей точки зрения, не самые второстепенные и, как представляется, все еще ожидающие своего ответа. Пока же очевидно только одно, согласно карте мира Марка Випсания Агриппы, восточная граница Дакии и западная - Сарматии, проходили по Днепру284, что являлось отражением кратковременных политических реалий, сложившихся в период наивысшего могущества племенного объединения гетов или даков во главе с Биребистой и "ни раньше, ни после ,эта картина ни в коей мере не соответствовала исторической действительности"285. В то же время, в связи с поднятыми вопросами, привлекает внимание, отмеченное М. Б. Щукиным, очень интересное совпадение хронологии следующих событий. Разгром гетами, около середины I в. до н.э., античных центров Западного и Северо-Западного Причерноморья, в результате чего, пострадали не только жители этих городов, но и их союзники бастарны; прекращение существования в это время культуры Поянешты-Лукашевка и строительство оборонительных сооружений, в этот же период, на зарубинецких поселениях Среднего Поднепровья (Пилипенкова гора, Бабина гора)286. Если учесть то обстоятельство, что в нижней части оборонительных валов отдельных зарубинецких городищ данной территории выявлены сарматские наконечники стрел, а в capматских погребениях более южных регионов зафиксирован зарубинецкий материал, который, по мнению исследователей, появляется здесь вместе с плененными жительницами зарубинецких поселений287, то само собой напрашивается вопрос, не меняются ли коренным образом, к середине I в. до н.э., отношения между скифами, сарматами и бастарнами, вследствие чего, последние становятся заложниками в очень крупной политической игре, знаменовавшей собою очередной раздел сфер влияния? Определенным подтверждением правомерности постановки такого вопроса, может служить факт наличия, рядом с городищем на Пилипенковой горе, зарубинецко-скифского могильника288, что в свою очередь, не исключает возможного присутствия скифов, как за стенами, где они укрывались, так и на стенах, где они держали оборону, зарубинецких крепостей289. Возможно, именно в результате этих событий бастарны-певкины уходят значительно севернее, где их позднее и фиксирует Плиний Старший. "Страны, лежащие выше к северу между Данувием и Геркинским хребтом до Паннонских стоянок в Карнунте и до полей и равнин живущих там в соседстве Германцев, занимают Язиги-Сарматы, а горные хребты и ущелья до р. Патисса - прогнанные ими Даки. От р. Мара или Дурии, отделяющей их от Свевов и от царства Ваннианского, противоположную область занимают Бастернеи и затем другие Германцы.290" И здесь, судя по всему, они выступают уже под несколько иным культурным обличием291.
239Аппиан. Римская история. Войны с Митридатом //Латышев В. В. Известия...-С. 526. Каким образом достигалась эта дружба, в частности, сообщает Плутарх. ”...В то время как Марсийская война (90-88 гг. до н.э. - А.Д.) жгла Рим, Митридата задерживали войны с сарматами и ба-старнами." Плутарх. "О судьбе римлян”// Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе,-Т.2.-Санкт-Петербург, 1993.-С.289). О взаимоотношениях Митридата VI Евпатора с северопричерноморскими варварами см. также' Виноградов Ю.А. Народы Северного Причерноморья и Митридатовы войны // Греки и варвары на Боспоре Киммерийском (VII-I вв. до н.э.).-Таманская старина.-2000.-Вып 3.-С.90-93.
240Harmatta I Studies...-Р. 23.
241Щукин М.Б. На рубеже эр.-С. 141
242Молев Е.А. Митридат Евпатор. Создание Черноморской державы.-Саратов, 1976 -С.23,24.
243Аппиан. Римская история. Войны с Митридатом // Латышев В.В. Известия...-С.527
244Молев Е.А. Митридат Евпатор.-С 24,28,29.
245См. Ростовцев М.И. Завоевание побережья Черного моря // ПАВ.-1993.-№5.-С.88.
246IOSPE.-1.-№ 352.
247Страбон. География //Латышев В.В. Известия .-С 120.
248Щукин М-Б. На рубеже эр.-С.142.
249См. Корнелий Тацит.История.-Л., 1969.-Аннотированный указатель собственных имен, географических и этнических названий.-С. 338
250Флор. Сокращения из Тита Ливия о всех войнах 700 лет // Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. -Т.Н.- Латинские писатели.-Вып.1.-Санкт-Петербург. 1904 -С. 257.
251Аппиан. Римская история. Войны с Митридатом//Латышев В.В.Известия...-С.528.
252Страбон. География//Латышев В.В. Известия...-С.110.
253Страбон. География//Латышев В.В. Известия... -С.118.
254Harmatta I. Studies...Р. 27.
255Там же -Р, 28.
256Флор. Сокращения из Тита Ливия...-фракийская война //Латышев В.В. Известия...-Т.Н. Вып. 1.-С.257; См. об этом. Harmatta I. Studies...Р.26: Чаплыгина Н.А. Население Днестровско-Карпатских земель и Рим в I начале III вв. н.э.-Кишинев, 1990.-С. 44.
257Гудкова А.В., Фокеев М.М, Земледельцы и кочевники в низовьях Дуная в I-IV вв. н.э.-Киев,1984.-С.8-10: рис.2: Щукин М.Б.На западных границах...С.35.37.
258Черняков И.Т. Дзиговский А.Н.. Ванчугов В.П,, Бродяк А.Н. Отчет о работе Буго-Днест-ровской новостроечной экспедиции Института археологии АН УССР за 1984г.-Архив ИА НАН Украины -№ 1984-17
259О датировке фибул этого типа см. Михлин Б.Ю. фибулы Беляусского могильника//СА.-1980.-№3.-С-200: Марченко И.И. Сираки Кубани.- С.32,43,44; Еременко В,Е., Щукин М.Б, К вопросу о хронологии...-С.73.
260Дзиговський О.М Могильник сарматськii знатi поблизу античноi Тiри//Старожитностi Причорномор'я.- 1995.-Вип.-1 .-С. 30.
261Гудкова А.В.,Фокеев М.М.Земледельцы и кочевники..-С.6-32.
262Bichir G. Date noi cu privire la pcftrunderea sarmatilor in territorial geto-dacic (1)//SCIVA.-1993.-№ 2.-T44 -R 139,fig.3.
263Боковенко Н А. Типология бронзовых котлов сарматского времени в Восточной Европе//СА,-1977.-№4.-С. 232,233.
264Косяненко В.М., Флеров B.C. Бронзовые литые котлы Нижнего Подонья (к вопросу о типологии и хронологии)//СА.-1978.-№1.-С. 197-199.
265Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства...С. 110.
266Марченко И.И. Сираки Кубани.-С.35, прим. 1:87,88.
267Ростовцев М И. Сарматские и индо-скифские древности// ПАВ.-1993.-№5- С.39-56.
268Мордвинцева В.И Фалары конской упряжи на территории степной Евразии в III в. до н э.-первой половине II в. н.э.- Автореф...дисс._.канд.ист. наук.-Санкт-Петербург, 1996.-С.12-14.
269Щукин М.Б."Сарматские" серебрянные фалары: "Греко-Бактрийский стиль" или "стиль Малибу"//Евразия сквозь еека.-Санкт-Петербург,2001.-С.81-85.
270Ростовцев М. И. Сарматские и индо-скифские древности.-С.46; Щукин М Б- "Сарматские” серебряные фалары-..-С.85
271Щукин М.Б- На рубеже эр.«С-744,145, 146; См. также: Щукин М.Б., Еременко В Е. К проблеме кимвров, тевтонов и кельтоскифов: три загадки//АСГЭ.-1999.-вып,34.-С.157.
272Harmatta I Studies.-Р.38
273Латышев В.В. Известия...С.169; Г. Плиний Секунд. Естественная история//Латышев В.В. Известия...-Т. II.-Вып. 1 .-С. 169.
274Harmatta I. Studies.-Р29, note 87
275Абаев В.И.Осетинский язык и фольклор.-М.-Л., 1949 -Т. 1 -С.37; 156: См. также Раев Б А., Яценко С.А. О времени первого появления аланов в Юго-восточной Европе// Скифия и Боспор. -Новочеркаск, 1993,-С.121.
276Страбон Геснрафий//Латышев В.В. Известия...С.116-117.
277Латышев В.В. IIONTIKA. Изборник научных и критических статей по истории, археологии, географии, эпиграфике Скифии, Кавказа и греческих колоний на побережье Черного моря.-Спб,1909.-С.229-243; Граков Б.И. Материалы по истории Скифии в греческих надписях Балканского полуострова и Малой Азии.//ВДИ.-1939.-№3.-С.251-253-№18; см. об этом: Карышковский П О., Клейман И.Б. Древний город Тира.-С.81; Виноградов Ю.Г. Политическая история...С.265.
278Щукин М.Б. На рубеже эр.-С.168.
279Страбон.География.//Латышев В.В. Известия..-С. 117.
280Виноградов Ю.Г Политическая история...-С.264.
281Щукин М.Б. На рубеже эр.-С.169.
282Дион Хрисостоги. Борисфенитская речь, прочитанная в отечестве//-Латышев В.В Известия...С. 172.
283Вязьмитина М.И. Фракийские элементы в культуре населения городищ Нижнего Днеп-ра//Древние фракийцы в Северном Причерноморье.-М..1969.-С. 119-134.
284Подосинов А.В . Дакия и Сарматия на карте мира Марка Випсания Агриппы//Международ-ный симпозиум "Античная балканистика 6“ Этногенез народов Юго-Восточной Европы.Этнолингвистические и культурно-исторические взаимодействия Балкан и Циркумпонтийской зоны.-М., 1988.-С.39-40
285Ростовцев М.И.Скифия и Боспор.-С.44,45.
286Щукин М.Б.На рубеже эр.-С. 169.
287Кубишев A.I., Покляцький О.В., Симоненко О. В Про взаемовщносини сарматов з населениям зарубинецькоi культури//Археолопя,-1987.-№58.-С.57-60: Бунятян К.П., Мурзы В.Ю., Симоненко О В.На свгсанку icтopii.-C.234,
288Максимов Е.В.Зарубинецкая культура на территории УССР-К,,1982.-С.103-1 ю.
289Щукин М.Б.На рубеже эр.-С.169
290Г.Плиний Секунд. Естественная история//Латышев В.В. Известия,..-Т.П.-Вып. 1,-С. 171,172,
291Щукин М.Б.На рубеже эр.-С.227-229; он же,Забытые бастарны...С.83,85.
|