II. Геометрический период
(см. карту 18) Как видно по карте (карта 18), на протяжении периода существования геометрического стиля на Крите сохранялись условия, весьма близкие к условиям предшествующего периода. Может быть, об известном улучшении свидетельствует тот факт, что некоторые из старых минойских поселений, как, например, Агиа-Триада, Фест и Маллия, были снова заселены, так же как и портовый город Комо.19) В Агиа-Триаде и Фесте была заселена прежняя территория; в двух последних пунктах, а также в Канли-Кастелли, памятники геометрического стиля находятся в некотором отдалении от минойского поселения. Однако то обстоятельство, что новое поселение расположено в таком же низком и незащищенном месте, указывает скорее на табу, как и в Кноссе, чем на какую-либо реальную необходимость изменений. Прибрежные города становятся несколько более доступными, хотя и Трипете и Ампелос окружены достаточно дикой местностью, чтобы служить в случае необходимости убежищем. Запад снова открывается для поселения; вероятно, к концу периода жизнь на острове была сравнительно мирной, и создались благоприятные условия для того быстрого распространения населения, которое имело место в период архаического стиля. Архитектура геометрического периода. Архитектура не обнаруживает никаких отличий по сравнению с предшествующим периодом. В большинстве раскопанных до сих пор поселений использовались для жилья прежние постройки. Однако в Кавуси были произведены некоторые изменения в замке на Кастро (рис. 45), и хотя план постройки в силу условий местности имеет беспорядочный характер, все же мы можем усмотреть большую перемену по сравнению с минойскими временами в том, что вход располагается в конце строения, а не на одной из его длинных сторон. Таким образом появляется классический тип дома с мегароном. В архитектурном отношении наиболее важны раскопки храма в Дреросе. Это было прямоугольное строение из мелких камней площадью 10,90*7,20 кв. м. Вход был расположен на северном конце. Перед дверью находилось по две колонны, [330]
расположенные близко одна от другой, с каждой стороны.20) Черепиц не найдено; кровля, почти несомненно, была плоская. В центре, между двумя колоннами, находится четырехугольное углубление (ср. рис. 45 внизу), или εσχάρα. Основания этих колонн покоились непосредственно на грунте. Сами колонны были деревянные и не сохранились. Маринатос предполагает, что средняя часть постройки имела остроконечный верх. В юго-западном углу имелась каменная скамья, а поблизости от нее «алтарь рогов» — το κερατών, уставленный рогами животных. На нем находились бронзовые фигуры, описываемые ниже. Перед ним был стол для посвятительных приношений. Автор публикации определяет этот храм, самый древний из храмов эллинского Крита,21) как Дельфинион. План его представляет прототип плана строения, обнаруженного в Приниасе (см. ниже, стр. 343), который Пернье сравнивает с П. Э. III домами в Кораку, считая этот тип постройки заимствованным с материка и чуждым Криту.
Гробницы геометрического периода. В большинстве случаев старые гробницы раннегеометрического периода использовались для вторичных погребений. Примерами служат толосы во Фрати, оссуарии во Врокастро и погребения в саркофагах в Лилиане. Но в Ласити местный стиль толоса получил новое развитие. В Папуре, приблизительно на расстоянии четверти часа пути от толосов Карфи, находится группа толосов [332] геометрического стиля, один из которых раскопан. По плану он похож на толосы предшествующего времени, за исключением того, что камера с самого фундамента круглая. Кроме того, прямоугольное сооружение из камня, окружающее толос, является позднейшим добавлением, вероятно, более низким. Сооружение это начиналось от входа и образовывало узкий дромос. Таким образом, гробница должна была иметь две террасы, над верхней из которых выступал купол толоса. Перемычка над низкой дверью освобождалась от чрезмерного давления благодаря тому, что каменная кладка над ней отступала, образуя полукруг. В Анополисе и Фрати еще встречаются погребения в пифосах. Кремация почти повсеместна во всех типах погребений. Керамика геометрического периода. Керамика геометрического стиля на Крите22) так и не достигла высокого уровня совершенства аттической школы. Только в Кноссе можно видеть определенный прогресс, который для остального Крита наблюдается лишь в немногих сосудах. Глина лучше просеивается, сосуды отделаны более тщательно, чем в раннегеометрическом периоде. Многие формы изменяются. Кратеры и пифосы часто имеют наибольшую ширину в верхней части. Амфоры с высоким горлышком приобретают более пропорциональное тулово. Появляется новый тип ойнохоя, с более стройным туловом и удлиненным горлышком. Блюдца и блюда становятся более плоскими, и их края обозначаются резче. К концу периода на яйцевидных пифосах появляются двойные горизонтальные ручки, соединяющиеся посередине, и три петли у основания, образующие треножник. Конические крышки этих сосудов часто украшены наверху миниатюрной вазой. Сосуды со стремянообразными ручками, повидимому, совершенно вышли из употребления. Один экземпляр был найден в гробнице на Папуре в Ласити, но весьма вероятно, что его следует рассматривать как наследие предшествующего периода или же как новое доказательство консерватизма этой области. В рисунках обнаруживается почти полный разрыв с традицией раннегеометрического периода (рис. 46). Единственными пережитками этого периода остаются треугольники и ромбы с перекрестной штриховкой и концентрические круги,23) тогда как для нового стиля типичны меандр, четырехлистник и четырехугольник с диагоналями. По сравнению с великолепными дипилонскими сосудами в Афинах орнамент не отличается разнообразием и богатством мотивов. Очень часто встречаются изображения птицы, но фигуры людей чрезвычайно редки; [333]
впрочем, на одном сосуде из Кавуси изображена шестиколесная колесница с одной стороны и три фигурки — с другой.24) Краска на этом сосуде, более тусклая, чем на аттических вазах, представляет все оттенки коричневого цвета — от самого темного до самого светлого. Несколько сосудов, относящихся к концу периода, расписано светлым по темному, причем этот орнамент обычно расположен полосами вокруг нижней части сосуда, а верхняя часть его расписана темным по светлому; впрочем, небольшие сосуды расписаны, по всей поверхности, светлым по темному. В этом усматривали пережиток минойской техники; однако разрыв между П. М. Ia — последним периодом, когда на Крите употреблялась белая краска, да и то не в качестве основной, — и геометрическим периодом слишком велик. Белая краска — снова лишь для второстепенных деталей орнамента — появляется в П. Э. III на материке, но она совершенно отсутствует на сосудах раннегеометрического периода.25) На Крите она встречается только в районе Кносса, за исключением двух-трех сосудов, которые также явно происходят из этого района.26) В гробницах Кносса было найдено несколько черноцветных сосудов с рельефным орнаментом, ближайшую параллель которым составляют родосские изделия.27) К концу VIII века, когда геометрический стиль выходит из употребления, появляется новая разновидность полихромных сосудов. В них заметно столь сильное восточное влияние, что представляется более уместным говорить о них в разделе, посвященном следующему периоду. Правильнее всего рассматривать их как переходную ступень между двумя периодами. Изделия из металла геометрического периода. В железной утвари и оружии прогресса не заметно. Образцы, найденные в Кавуси и Врокастро, нельзя с определенностью отнести к раннегеометрическому или к геометрическому периоду. Любопытным пережитком является найденный в толосе на Папуре в области Ласити двойной топор чисто минойской формы, но уже железный. Фибулы, которые еще изготовляются как из железа, так и из бронзы, часто имеют форму капли и снабжены большой плоской пластинкой, захватывающей острие булавки. Однако эта пластинка никогда не бывает орнаментирована, как в других областях Эгейского бассейна. Статуэтки геометрического периода. Лучшие статуэтки происходят из Врокастро. Повидимому, головы монтировались [335] на трубчатых подставках, без какого-либо следа корпуса. Глаза выделяются больше, чем в раннегеометрическом периоде, но только одна статуэтка свидетельствует о действительном прогрессе (фото 89, 2). Она моделирована весьма тщательно, и полуоткрытые глаза и рот придают ей замечательную жизненность.28) Статуэтки животных часто бывает трудно отличить от образцов предшествующего периода. Однако, очень обычна раскраска как для изображения поводьев так и в качестве простого орнамента, украшающего гривы лошадей. К этому периоду должны быть отнесены многие из бронзовых посвятительных статуэток, найденных в Диктейской пещере.29) Встречаются как мужские, так и женские фигурки. Первые представляют собой продолжение П. М. традиции, проявляющейся в том, что их левая рука поднята ко лбу, а в некоторых случаях — в минойской форме юбочки. Вторые одеты в колоколообразную юбку, а их руки сложены на груди. Среди животных преобладают быки; в одном случае встретился баран, запряженный в повозку вместе с быком. Ближайшие параллели можно указать среди образцов, найденных в Олимпии.30) Печати геометрического периода. Искусство письма все еще не вошло в жизнь. Каменные печати сравнительно немногочисленны или, вернее, количество опубликованных печатей сравнительно невелико. Три хороших экземпляра имеются в Британском музее. Все они сделаны из зеленого жировика, мягкого, легко режущегося камня, и на них выгравированы, хотя и грубые, но выразительные изображения льва, льва с орлом и двух львов, пожирающих оленя.31) Старая минойская творческая традиция не иссякла окончательно. Нужен был только какой-то новый стимул для ее оживления; на этот раз таким стимулом, повидимому, явилось влияние островов, и особенно Мелоса. Внешние сношения в геометрический период. Ни один из предметов иноземного ввоза мы не можем с уверенностью отнести к этому периоду. Изящная бронзовая статуэтка Амона-Ра, найденная в Диктейской пещере, принадлежит, по всей вероятности, к тому же отложению, что и остальные бронзовые изделия; но предлагавшиеся для нее датировки колеблются от XVII—XIX династий, с одной стороны, до Саисского [335] периода, с другой.32) Повидимому, Крит в это время находится в некоторой изоляции, хотя в Кноссе и Врокастро все же встречаются ввозные аттические сосуды.33) Ближайшие параллели среди изделий из керамики встретились на Родосе для Центрального Крита и в Фессалии для Восточного Крита.34) Хронология геометрического периода. Наиболее вероятная дата окончания собственно геометрического периода — около 700 года для Восточного Крита и около 750 года для Центрального, где за геометрическим периодом последовал описываемый в ближайшей главе переходный полуориенталистический период, продолжительностью около 50 лет. Поселения, в которых были найдены памятники геометрического периодаЗападный Крит а) Раскопанные поселения
б) Находки на поверхности
Центральный Крит а) Раскопанные поселения
б) Находки на поверхности
Южный Крит а) Раскопанные поселения
б) Находки на поверхности
Восточный Крит а) Раскопанные поселения
б) Находки на поверхности
19) Возможно, что в Агиа-Триаде и Фесте существовали поселения раннегеометричеекого периода. В сущности, опубликована лишь ничтожная часть имеющегося материала, а в то время, когда велись раскопки, признаки различия между геометрическим и раннегеометрическим периодами еще не были установлены. 20) Маринатос (В. С. Н., LX, 214) правильно сравнивает это расположение с изображенным на модели того же времени из Перахоры (J. Н. S., LIV, 191). 21) Я полагаю, что святилище в Карфи принадлежало минойским переселенцам и не может быть признано эллинским. 22) В. S. A., XXIX, 271; сp. также Annuario, X-XII, 551. 23) Концентрические круги этого периода всегда имеют ту отличительную черту, что на них не обозначено место установки циркуля. 24) A. J. A., 1901, 111, Vrokastro, 98. 25) Единственным исключением является кратера с изображением козла из Мулианы, относящаяся к раннеминойскому периоду. 26) В. S. A., XXIX, 276. 27) Там же. 28) Vrokastro, 101, 112. 29) Лемб (Greek and Roman Bronzes, 35) высказывает предположение, что некоторые из фигурок людей с непропорционально длинным корпусом могут быть отнесены к раннегеометрическому периоду. 30) Olympia, IV, 28 сл. 31) Brit. Mus., Catalogue of Gems, 180, 181, 183. 32) J. H. S., LII, 126; Aegyptiaca, № 15, Journal des Savans, 1931, 326. 33) Vrokastro, табл. XXVI; В. S. A., XXXI, 89, 92. 34) Там же, XXIX, 272, 277; XXXI, 105. Prehistoric Thessaly, 208 сл. |