Список книг по данной тематике

Реклама

Дэвид М. Вильсон.   Англосаксы. Покорители кельтской Британии

Скульптура от Альфреда великого до нормандского завоевания

В середине X столетия, однако, мы наблюдаем расцвет нового стиля книжной иллюминации, в основе которого лежали континентальные образцы. Дунстан и другие просвещенные клирики могли познакомиться с ними во время своих визитов во Францию. Эти рукописи обычно классифицируют как принадлежащие к винчестерской школе, но следует помнить, что и в других местах имелись скриптории, способные соперничать с Винчестером.

Наиболее знаменитая и ценная из рукописей этого периода – «Благословение святого Этельвольда»; теперь она хранится в Британском музее. Рукопись была создана в Винчестере между 971-м и 984 гг. Эта самая роскошная из поздних англосаксонских книг может сравниться разве что с другой рукописью, также винчестерской, известной как «Благословение Роберта Жюльенского» (теперь хранящейся в библиотеке Руана). В начале «Благословения святого Этельвольда» помещены стихи на латыни, описывающие, как эту книгу писали и оформляли: «Он (Этельвольд) приказал сделать в этой книге рамки, украшенные разноцветными фигурами и золотом». Наиболее интересными элементами декора книги являются именно эти рамки, которые обрамляют и текст, и миниатюры. В них можно заметить характерную черту для англосаксонских художников – любовь к орнаменту ради самого орнамента, прослеживающуюся в ранних рукописях. Каролингские аканфовые листья выходят за границы рамки, в центр страницы и на края. Иногда в тех местах, где декор более скромен, художник продемонстрировал свое умение изображать человеческие фигуры. В сцене «Благословения» мы видим ангела в окружении драпировок. В оформлении рукописи пастельные тона сочетаются с яркими красками – пурпурной, золотой, зеленой и голубой.

В первые годы XI столетия винчестерский стиль все еще не утратил своих позиций, что можно видеть на примере иллюминированной копии дарственной грамоты Нью-Минстеру от короля Эдгара (первоначально выпущенной в 966 г.) . Он пережил Нормандское завоевание, но был вскоре новым вытеснен романским стилем, получившим распространении повсюду в Европе.

Однако в оформлении англосаксонских рукописей X–XI вв. прослеживается еще одна традиция, восходящая к франкской реймсской школе. Рукопись первой половины IX столетия, утрехтская псалтырь (созданная в Отвиле, неподалеку от Реймса), очень важна для понимания истории поздней англосаксонской живописи. Влияние этого стиля в англосаксонском искусстве X–XI столетий сложно переоценить, что подтверждается, в частности, наличием копии утрехтской псалтыри , хранящейся в Британском музее, которая была сделана на юге Англии (вероятно, в Кентербери) около 1000 г. и декор которой повторяет в целом декор оригинала. Стиль этот «импрессионистичен»: фигуры условные и нарисованы словно бы одним движением пера. В копии линии статичнее и четче, но в ней присутствует то же ощущение движения и света. Этот стиль не годился для роскошных рукописей винчестерской школы, но его влияние чувствуется и в них, что можно заметить на примере грамоты Нью-Минстера. Также это влияние прослеживается в оформлении книг по естественной истории и компутистике, которые в довольно большом количестве дошли до наших дней. К концу XI столетия стиль реймсской школы все еще бытовал в английской живописи, хотя линии постепенно становились более резкими, в то время как фигуры, нарисованные одним движением, превращались во все более условные изображения.

Таким образом, англосаксонское искусство книжной иллюминации позднего периода находилось под влиянием двух континентальных традиций. В традиции формализованного каролингского искусства берет свое начало пышный, своеобразный винчестерский стиль; традиция легкого, воздушного, импрессионистского стиля реймсской школы представлен в декоре утрехтской псалтыри.

(обратно)
загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. М. Дьяконов.
Предыстория армянского народа

Томас Даунинг Кендрик.
Друиды

Ян Буриан, Богумила Моухова.
Загадочные этруски

Льюис Спенс.
Атлантида. История исчезнувшей цивилизации

Гвин Джонс.
Викинги. Потомки Одина и Тора
e-mail: historylib@yandex.ru