Список книг по данной тематике

Реклама

Дэвид М. Вильсон.   Англосаксы. Покорители кельтской Британии

Глиняная посуда

Ни одного фрагмента англосаксонского повседневного одеяния размером больше квадратного дюйма не сохранилось. Поэтому нам приходится судить о том, во что одевались англосаксы, по континентальным археологическим свидетельствам, а также описаниям и рисункам, содержащимся в рукописях. Письменные источники снабжают нас скудными и довольно случайными сведениями. Например, английский епископ-миссионер, оставшийся зимовать в Германии, отправил домой отчаянное послание с просьбой привезти ему новый плащ. Другой священник, Алкуин, послал друга на континент, чтобы тот привез ему капюшон и одежду из козьей шерсти. Во франкских источниках мы находим более подробные описания одежды. Карл Великий, например, из патриотических чувств носил исконное одеяние франков. Эйнхард сообщает нам, что он носил льняную нижнюю рубашку, штаны, шерстяную тунику, в три четверти длины расшитую шелком и перевязанную поясом. Обувь он носил на завязках, которые обвязывались вокруг ноги. Он носил меховую накидку, которая, кажется, была довольно короткой, но закрывала спину и грудь. Поверх же всего он надевал легкий плащ, заколотый на плече фибулой.

Так одевались повсеместно в Западной и Северной Европе со времен Римской империи и до Нормандского завоевания все, за исключением самых богатых людей.


Рис. 18. Одежда знати в рукописи XI столетия


Одежда, описанная Эйнхардом, соответствует во многих деталях образцам, обнаруженным на континенте (некоторые из них, возможно, на четыре столетия старше этого описания), и одеяниям, изображенным на предметах англосаксонской работы, как, например , на ларце Френкса (датированным примерно 700 г.) и в рукописях X и XI столетий (рис. 18). Мужской костюм состоял из штанов с подвязками или чулок, короткой туники, плаща, крепившегося на плече фибулой или булавкой, и (в некоторые периоды, по крайней мере) капюшона. Некоторые, очевидно, ходили с голыми ногами. Одежда значительно отличалась по ткани и выработке. Самые богатые англосаксы носили крашеные одеяния ярких цветов. На прическу тоже обращали внимание: по крайней мере в двух письмах содержатся предостережения против стрижки «на датский манер», – это, возможно, означало, что у человека оставалась открыта шея.

Ученый клирик Алдхельм, порицая монахинь за излишества в одеждах, так описывает костюм VII столетия: «Одеяние обоих полов составляют нижняя рубашка из тонкой ткани, красная или синяя туника, головной убор и рукава с шелковыми краями; их обувь украшена кусочками выкрашенной кожи; волосы на их висках и на лбу закручены в локоны. Вместо темного головного платка они носят белые и разноцветные вуали, которые свисают до самых ног и крепятся на голове с помощью лент (vittae), пришитых к ним. Ногти их заострены подобно когтям хищных зверей…»

Из всей этой одежды сохранились лишь ленты (vittae), которые были найдены в многочисленных захоронениях богатых англосаксонских женщин. Эти ленты делались из тонкой ткани и вышивались золотой нитью (тот же метод использовался при изготовлении тесьмы), которой обшивали плащи и обшлага. Однако трудно говорить о какой-то определенной женской моде в англосаксонский период. Миссис Хоукс утверждает, что более богатые люди после принятия христианства начали носить одежду средиземноморского образца. Это предположение основано на том, что начиная с VII столетия обнаруживается обычно в богатых захоронениях одна фибула, а не две, как раньше. Для этого периода типичны роскошно украшенные круглые фибулы. С X столетия мы можем детально представить себе одежду мужчин и женщин по многочисленным изображениям, подобным тем, что приводятся в этой книге (рис. 18). О том, что носили англосаксы в более ранние времена, лучше не строить никаких предположений за неимением фактов.

Самой распространенной тканью была шерсть, производство которой даже в тот период, должно быть, играло важную роль в англосаксонской экономике. Фрагменты изделий из шерсти сохранились: среди них попадаются и очень тонкая ткань, похожая на фланель, и достаточно грубая – как твид. Шерстяную ткань и льняное полотно ткали на ткацком станке, который представлял собой прямоугольную вертикальную рамку, установленную у стены; нити натягивались с помощью прикрепленных к их концам глиняных колец. Эти гирьки часто находят в англосаксонских поселениях; они – единственная деталь, по которой мы можем судить о конструкции англосаксонского ткацкого станка. Иногда на полу сгоревших лачуг находили цепочки из таких гирек. Вообще, присутствие грузиков от ткацких станков в полуземлянках заставляло археологов в течение долгого времени предполагать, что такие лачужки использовались только для ткачества. В этих домиках, однако, жили, и многочисленность подобных находок указывает лишь на повсеместное распространение и важную роль ткачества в жизни англосаксонской Англии.

Из шелка шили одежды для богатых людей, также он использовался для отделки. Из козлиных шкур делали одеяла, повсеместно использовался лен. Возможно, самым изысканным образцом англосаксонского ткачества являются епитрахиль и орарь святого Кутберта . Эти шедевры были сотканы и вышиты в Винчестере между 909-м и 916 гг. и подарены церкви Святого Кутберта королем Этельстаном. Искусное соединение яркого золота и нежных полутонов свидетельствует о мастерстве английских вышивальщиц, которое в последующие столетия вызывало восхищение всей Европы.

Хотя украшения редко изображались в англосаксонских рукописях, судя по обилию фибул и других украшений в англосаксонских языческих захоронениях, англосаксы любили обвешивать себя всевозможными побрякушками. Ни одному другому предмету из археологических находок англосаксонского периода не уделялось столько внимания, как фибулам. Они – мечта топологов. Но специалисты часто забывают, что фибулы были неотъемлемой частью одежды до того, как появились пуговицы. У англосаксов было три типа фибул: кольцевые, разомкнутые и круглые. Кольцевые фибулы пришли к англосаксам еще от доримских кельтов и довольно просты по конструкции, за исключением отдельных более экзотических образцов. До VII–VIII вв. этот тип был самым распространенным на острове. В Нортумбрии, на пиктских территориях и в Ирландии в VIII и IX столетиях появляется разновидность кольцевых фибул с расширяющимися концами. Концы украшали звериным орнаментом. В другом варианте фибул концы были закруглены.


Рис. 19. Небольшие разомкнутые фибулы из Стапенхилла, Стаффса, Ротвелла, Нортанса и Иклингхема, Суффолк


Часто встречающийся у англосаксов тип фибул – разомкнутые фибулы – развился из разновидности римской булавки и фибулы железного века под воздействием восточноевропейской традиции. Среди этих фибул встречаются простые и более сложные. Большие фибулы с квадратной головкой (некоторые из них сделаны из серебра) и крестообразные фибулы – часто бывали до 15 сантиметров длиной; но попадаются и образцы меньшего размера – фибулы (рис. 19) имеют длину 6 сантиметров. Фибулы с квадратной головкой часто украшали выгравированным орнаментом. Крестообразные фибулы обычно проще по декору. Фибулы вместе с декоративными элементами отливались, а затем обрабатывались долотом и зубилом. Пластинка и петелька, к которой крепилась игла, с обратной стороны были покрыты латунью, а лицевая сторона, если фибула была достаточно велика, украшалась золотом. Этот тип фибул исчез к концу VI столетия.

Третий тип фибул, круглые, имел римский прообраз. Встречаются различные виды круглых фибул: некоторые представляют собой простые плоские бронзовые диски, украшенные кольцами и точками или другим геометрическим орнаментом; другие покрыты серебром или оловом. Более сложная разновидность фибул – фибулы-блюдца – отливались и золотились , их прототип обнаружен в долине Рейна. Самыми роскошными образчиками круглых фибул являются большие «гранатовые» украшения из Кента , к которым мы еще вернемся позднее. В христианскую эпоху круглые фибулы стали изготовлять из серебра и золота. Они обычно имели чашеобразную форму наподобие стекла наручных часов, диаметр самой большой из таких фибул составлял 13 сантиметров.

Существовали фибулы и других форм: небольшие фибулы в форме птиц и животных, имевшие хождение у англосаксов в языческую эпоху, являлись копиями с континентальных прототипов. В христианские времена получили распространение крестообразные фибулы.

Небольшие фибулы (круглые, продолговатые и др.) обычно находят попарно в женских захоронениях V и VI вв. Их, очевидно, носили на тунике на груди, и иногда между ними подвешивались бусы. В VII столетии фибулы находят по одной, и, вероятно, они использовались, чтобы закреплять плащ на плече. Такой способ закрепления плаща мы видим во множестве рисунков и скульптур. Очевидно, такие большие фибулы использовали и мужчины, и женщины.

Ожерелья из стеклянных бусинок, янтаря и даже иногда из аметиста довольно часто встречаются в англосаксонских захоронениях. Они никогда не изображались в рукописях, но, судя по их расположению в могилах язычников, бусы обычно прикалывали или пришивали на одеяние на груди. Время от времени археологи находят более роскошные ожерелья из золота или граната, как, например, ожерелье из Десборо в Нортгемптоншире . В нем золотые подвески чередуются с оправленными в золото гранатами – кабошонами, в центре ожерелья помещен небольшой крестик, а «цепочка» состоит из золотых бусин, по форме напоминающих бочки.

В языческий период и, вероятно, позднее женщины подвешивали к поясу бронзовыми плоскими болванками Т-образной формы так называемые «поясные подвески», имитировавшие ключи, и, возможно, двухсторонний костяной гребень. Они иногда носили бронзовые или серебряные серьги и кольца. Вышитые рукава женского одеяния, если его обладательница жила в Восточной Англии, могли застегиваться парой крюков; достаточно богатые женщины украшали самоцветами концы своего пояса. На руке и даже на ноге женщина могла носить серебряные, бронзовые или стеклянные браслеты, а в VII столетии у нее на поясе могла также висеть небольшая цилиндрическая шкатулка для иголок. Жена богатого крестьянина порой носила большое количество украшений и, вероятно, выглядела очень нарядно. На перевязи для меча, которую ее муж перебрасывал через правое плечо, наверное, красовались большая, украшенная орнаментом пряжка, но, если он был слишком беден, чтобы иметь меч, у него безусловно был пояс с такой же пряжкой, на котором висел небольшой нож с деревянной ручкой.

(обратно)
загрузка...
Другие книги по данной тематике

И. М. Дьяконов.
Предыстория армянского народа

Вера Буданова.
Готы в эпоху Великого переселения народов

Гвин Джонс.
Викинги. Потомки Одина и Тора

Дэвид Лэнг.
Грузины. Хранители святынь
e-mail: historylib@yandex.ru