Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Евгений Кубякин, Олег Кубякин.   Демонтаж

Часть 1. Иго


Взял и клюнул Таракана —
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

Корней Чуковский

Монголо-татарское иго в истории Руси занимает центровое место. Естественно, указанная тема вызывает неподдельный интерес большой части населения современной России. Мы не исключение. Но, как нетрудно заметить, в последнее время хроника монгольского периода, сильно потрещав по швам, придвинулась к самому краю, э-э-э… подхвостной впадины.
Думается, героических усилий для направления ее в вышеозначенный «архив» не потребуется. Скоро все случится само собой в соответствии с законами физики. Очевидно, в будущем люди будут читать полюбившиеся им места из «монгольского ига» для развлечения, как юмористическую литературу. Что ж. Труды талантливых хронистов не должны исчезать бесследно. Гений все равно останется жить, хотя и в несколько измененном виде.
Чего стоят одни лошади, на которых монголы вместе с другими кипчаками покоряли вселенную. Возможно, мифология о монстрах, именуемых «монгольскими лошадьми», которые прекрасно плавают против течения, месяцами обходятся без пищи, с одинаковой легкостью передвигаются по льду и пескам, лазают по отвесным скалам, послужила прототипом к созданию инопланетных чудовищ для американского фильма «Чужие». Те просто еще могут жить в безвоздушном пространстве. А так – вылитая монгольская лошадь. Кстати, если на «чужое чудище» навалить харчей с седоком, неизвестно, кто окажется круче.
Надо, конечно, учитывать, что «монгольская» – вовсе не означает породу. Настоящей монгольской породы в то время еще не было. Такие качества приобретала вообще любая лошадь, которую записывали в ряды непобедимого монгольского войска. Указанных качеств лошадь добивалась не путем селекции, а вследствие качественной идеологической подготовленности и политической грамотности.
Несомненно, описание монгольских столиц, соперничавших своей роскошью с Александрией и Римом, не могут не доставить удовольствие. Восхищает Великий ямской путь от Сарая на Волге до Каракорума в пустыне Гоби. По этому пути, как вы помните, русские князья в считанные дни «долетали» до Монголии. Ну и назад с не меньшей скоростью после того, как их там травили. Вид лихого монгольского ямщика в шапке-ушанке так и стоит перед глазами.
«Эх, залетные!» – горланит он, взлетая на бархан под мелодичный звон конских бубенчиков. И уже на спуске, саданув кумысу, затягивает: «Когда я на почте служил ямщиком…» Стоя в пролетке, он вытирает рабочий пот, выступивший от сорокаградусной жары, и еще глотает кумысу. Песок, переливаясь на солнце, фонтаном бьет из-под колес. Обычные колеса, конечно, сразу завязли бы в песке, но это ведь монгольский ямщик – ему все можно. Ему можно даже, чтобы колеса в песке не вязли. Красота, что и говорить?! Даже жалко, что раскопки не подтверждают существование Великого ямского пути.
Кроме непосредственно самой Монголии, нигде почему-то не обнаружено остатков мест проведения монгольских религиозных обрядов, а ведь Монгольская империя, как нас уверяют, простиралась от Тихого океана до Средиземного моря. Значит, они должны встречаться на территории всей обширной империи. Весьма существенные детали монгольского ига, которые историки опутали сетью хитросплетений, причем не только забавных, но и откровенно смешных. Мы обязательно их обсудим.
Из мужчин завоеванных стран, как нам сообщают, в живых монголы оставляли только самых искусных ремесленников, которых отправляли в рабство в Монголию. Искуснейшие мастера – портные, кузнецы, оружейники, ювелиры, зодчие – столетиями трудились под неослабным монгольским оком. Такое количество рабов-виртуозов должно было оставить неизгладимый след в истории земной цивилизации.
При такой интенсивной (прямо пулеметной) отправке ремесленников в Монголию, она уже в XIV веке должна была покрыться мегаполисами мастеров. По идее, оружию, ювелирным изделиям, тканям, одежде, произведениям искусств и прочему «made in Монголия» не нашлось бы равных по сей день. И остатками добытых миллионов тонн руды, золота и угля монголы пользовались бы по сей день. Здания, храмы, цирки, фортификационные укрепления своим величием затмили бы римские. Собственно, к чему перечислять? Достаточно вспомнить, как много на сегодняшний день осталось от других великих империй. С Монголией все должно было бы происходить точно так же.
Но, как мы можем убедиться, ни на земле, ни под землей нет ничего, что хоть отдаленно напоминало бы бывшее великолепие. Даже существование многотысячных захоронений монголов, погибших в сражениях на необъятных просторах монгольской империи, не доказано. К стыду сказать, в самой Монголии отсутствуют «богатые» могилы знатных монголов, начиная с Чингисхана.
Уже в XXI веке японские экспедиции в течение трех лет настойчиво искали подобные захоронения, используя самую совершенную японскую аппаратуру. Ничего не обнаружив и осознав, что стали жертвой жестокой профанации, японцы скромно и обиженно удалились на свой перенаселенный остров.
Благо в дело вмешались американцы. Двое ученых Мори Кравиц и Джон Вудс, изучавшие историю по голливудским боевикам, организовали после японцев археологическую экспедицию. Просчитав (очевидно, экономически), что Чингисхан, предвидя собственную кончину, наверняка перевел все принадлежащее ему имущество в золото, поскольку тогда оно заменяло доллары, решили, что он закопал все это вместе с собой в горе Бурхан Халдун. Прикинув стоимость закопанного в современных бумажных единицах и ошалев от полученных нулей, они рьяно кинулись перекапывать все, что хоть отдаленно напоминало Бурхан Халдун. Сняв при этом фильм, в котором с гордостью рассказали, как ничего не нашли, они предъявили миру увлекательнейший вывод, убивающий своей простотой: «Раз мы ничего не нашли, значит, точно где-то зарыты миллиарды, принадлежащие Чингисхану!»
Вполне возможно, что скоро мы станем свидетелями нового взрыва интереса к монгольской империи, поскольку жадность по своим возможностям явно перевешивает научный интерес.
Однако, не глядя на будущее коммерческое любопытство к монгольским богатствам, сегодня отлично видно, что осталось в Монголии от масштабного многовекового «собирательства». Но то, что осталось, можно описать одним-единственным словом – НИЧЕГО! И не просто НИЧЕГО, а как в песне про Красную Шапочку: СОВСЕМ НИЧЕГО! ТО ЕСТЬ АБСОЛЮТНО!
Кто берется объяснить, каким способом мог улетучиться труд миллионов лучших ремесленников планеты? Ведь это требует научного объяснения, обоснования с доказательствами и фактами. Можно ли рассчитывать, что когда-то данное объяснение родится в ученых кругах? Вряд ли. Кому оно нужно? Мори Кравиц, который прославился, объявив о закопанных миллиардах? Правительству Монголии, которое на подобные сказки собирает туристов? Российским ученым, «кующим бабки на монгольской рельсе»? Никому! За столь жирный кусок перечисленные категории будут держаться из последних сил и охранять по мере возможности.
Ну и о любви. Куда сейчас без любви? Без нее ни одно произведение не обходится. О плотской любви со вздохами и ойканьями. В историю прочно вселилась поэма о любви монголов к христианской церкви. При виде христианской церкви монголы начинают возбуждаться и булькать:
«На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т. д.
Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства…
Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновникам Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол».
Подобные штуки неграмотные ханы строжайше предписывали читать неграмотным монголам (именно предписывали, именно читать). Холили, развивали и пуще глаза берегли христианскую церковь. Разве это не самая настоящая любовь? За малейшую издевку над самой маленькой часовенкой хан любого монгола незамедлительно лишал жизни. Где еще встретишь столь сильные чувства? Это не просто любовь. Это любовная страсть! Кипяточный восторг! Не меньше.
Необходимо заметить, что отечественные историки описывают маниакальное увлечение монгольскими ханами не просто христианской религией, а именно православной. В любви к католическим обрядам монголы на территории Руси замечены не были, но кто знает… Коварные любовные сюжеты так непредсказуемы.
Ах, крайне пылкий и редкостный роман. Шекспировские Ромео с Джульеттой просто жухнут на его фоне. Как ужасно, если вдруг выяснится, что сказку про ханов-маньяков придумали вполне определенные люди, руководствуясь вполне определенными целями, для того, чтобы вполне определенные дураки в эту сказку определенно верили. Хотя, что поделаешь? У дураков работа такая.
Кстати, медицина отвергает возможность впадения всех ханов подряд в одностатейную шизофреническую зависимость, даже не глядя на их родственные связи. В то же время в исторической ученой среде обсуждать подобную шизоидность считается приличным. Плохо, что обсуждая нездоровые фантазии, они при этом позволяют между собой называть Мюнхаузена «выдумщиком». Это уже совершенная наглость!
Возможно, у кого-то сложилось впечатление, что мы позволили себе плохо отозваться о христианской религии. В реальности это не так. Осуждая мошенников, прикрывающихся церковной атрибутикой, невозможно оскорбить самое религиозное учение.
Например, Басаев и Радуев, убивая женщин и детей, всегда кричали: «Аллах акбар!» Если вы негативно отзоветесь о Басаеве или Радуеве, будет ли это означать, что вы нанесли оскорбление исламу? Конечно, нет. Данные люди никакого отношения ни к исламу, ни к пророку Мухаммеду никогда не имели. То, что они изображали из себя мусульман, не может замарать самого учения, изложенного в Коране.
Если вдруг кто-то сдуру наденет стеклянные бусы и объявит себя жрецом Вуду, а вы при этом обзовете его придурком, также никакого оскорбления Вуду не нанесет.
Люди, объявившие себя поборниками Христа, но преследующие лишь экономические и политические цели, христианами при этом автоматически не стали. Как показывает опыт последних десятилетий, не только политическое и экономическое благополучие попало под прицел «ряженых священниками». Разврат тоже пышно зацвел, прикрываясь христианскими святынями. Священник, «сочетающий» браком, например, двух мужиков, – обычный моральный урод. Уж не думаете ли вы, что Иисус Христос может обидеться, если какого-то урода назвали уродом? А то, что при этом урод был одет в одежду священника, говорит лишь о том, что он урод вдвойне и больше ни о чем.
О возникновении подобных лжехристиан Иисус Христос предупредил еще две тысячи лет назад.
От Матфея. 15. 7–8. «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от меня».
7. 22–23. «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».
25. 11–12. «…Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».
Предваряя обвинения в нападках на права гомосексуалистов, мы предлагаем внимательнее перечитать места, вызвавшие подобное неудовольствие. Мы ведем речь лишь о «священниках», коверкающих нормы Священного Писания. Никаких других тем мы не затрагиваем и желания затрагивать не имеем.
Развитие монгольского эпоса в ученых кругах дошло до того, что всерьез появились заявления о ракетных атаках монгольского боевого флота. Конечный распад монгольской империи некоторые историки объясняют крахом бумажной денежной системы из-за финансовых пирамид. И еще множество фантастических способностей открыли историки у кочевых пастухов пустыни Гоби. Но, на наш взгляд, в гонке современных историков за совершенствованием монгольских небылиц, наступил перехлест, который скрывать уже бессмысленно, да и бесполезно. Монгольская гипотеза забилась в агонии, испуская подобные версии. Все когда-нибудь кончается.
Если кто-то желает приписать монголам еще несколько сверхъестественных качеств, необходимо поторопиться. Пока вас еще будут слушать и даже делать вид, что это вызывает интерес. Через несколько лет вас просто обзовут чудаком на «м», но это в лучшем случае. Думается, может дойти и до ботинкоприкладства.
Многие перехлесты и извращения уже сейчас исчезают из монгольской беллетристики, как не соответствующие критериям фантастического жанра, но наиболее удачные места еще долго будут развлекать нас своей мозаичностью и претензией на подлинность.
Таковой, несомненно, останется организация монголами переписи населения Руси с последующим взиманием четырнадцати видов налога. Ранее мы уделяли данной тематике внимание, но любой отрезок монгольского ига неисчерпаем. Любой отрезок может бесконечно сверкать новыми и новыми гранями человеческой глупости, обдавая окружающих свежестью очарования.
Почти героическая эпопея «Как кочевые пастухи, не имеющие письменности, проводили перепись», несомненно, должна занимать лучшие места на полке классики отечественного юмора.
В предыдущей работе мы уже намекали на необходимость введения огромного количества документации для качественного проведения переписи населения Руси с последующим переходом на индивидуальное налогообложение. Если заняться подсчетами количества документов, должных образоваться в результате только разовой переписи и налогообложении, то по самой скромной прикидке пирамида из документации своими размерами не должна уступать пирамиде Хеопса.
А ведь большая часть этой документации должна была храниться в столице Орды Сарае. Такую гору документации невозможно потерять. Ее даже невозможно спрятать. Как ни крути, что-то должно было долежать до нашего времени. Но маленькая горка берестяных грамот Новгорода утирает нос огромной куче монгольской документации. А ведь берестяные грамоты никто специально не хранил и не охранял.
Куда же могла подеваться величайшая кучища охраняемой документации? Хотя выглядело бы, несомненно, смешно, если бы кто-то всерьез начал искать ответ на этот вопрос. Конфуций как-то высказался насчет поисков черной кошки в темной комнате с учетом того, что кошки на самом деле в комнате нет. Но, как показывает практика, вероятность обнаружить отсутствующую кошку несоразмерно выше, чем монгольскую документацию.
А теперь о налогах, коих историки насчитали числом четырнадцать. Историки ведь не догадываются, что на самом деле разбираются в налогообложении намного хуже, чем некие копытнодомашние питомцы в апельсинах. Если они хотя бы отдаленно представляли себе, например, современную систему налогообложения, то не стали делать столь наивных заявлений, расписывая монгольские налоги.
Если очень кратенько, то на сегодняшний день, например, в России имеются:
1. Налог на имущество.
2. Налог на землю.
3. Налог на прибыль.
4. Налог на добавленную стоимость.
5. Налог на доходы с физических лиц.
6. Вмененный налог.
7. Единый сельскохозяйственный налог.
8. Упрощенная система налогообложения (6 либо 15 %).
9. Единый социальный налог.
Да, единый социальный налог впоследствии распределяется по фондам, но налогооблагаемого лица это не касается. Также необходимо учитывать, что вмененный, сельскохозяйственный налоги и упрощенная система применяются для замены первых пяти налогов. Так что в России больше шести налогов одновременно человек платить не может. Но шесть налогов – это весьма немало, и взымание их является непростой задачей.
Для взимания этих шести налогов создана огромная налоговая служба, которой помогают милиция, прокуратура, служба судебных приставов и таможня. При этом не прекращаются жалобы, что ФНС не в состоянии полностью контролировать каждого гражданина или организацию, а собрать налоги полностью вообще не представляется возможным.
Теперь подумайте, насколько уморительно выглядят рассказы о четырнадцати видах налогов, собираемых неграмотными пастухами. На этом, как вы понимаете, перечисление налогов для тогдашнего обывателя не ограничивалось. Это мы перечислили только монгольские налоги, а родные русские князья со своими дружинами тоже ни в чем себе отказывать не собирались. Их тоже надо было кормить, поить (в обоих смыслах), одевать, строить им жилища и т. д. Значит, к четырнадцати монгольским налогам необходимо приплюсовать еще несколько русских. Но и это опять не конец. Имеется еще целый ряд нюансов.
Историки, обсасывая перечни налогов, начисто забыли, что сами только что освободили от них Православную церковь:
«Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства…»
Доля же народного имущества, принадлежащего Православной церкви того времени, намного превышала княжескую. Любой учебник истории вам подтвердит, что только у новгородского собора Св. Софии в собственности состояло более 2500 сел, не считая «земли, охот, лугов, лесов, огородов, садов, мельниц и пр». Следовательно, основное «имущество» Руси налогами не облагалось.
Откиньте теперь из общих налогов церковную долю, княжескую и прикиньте, что за жалкие крохи должны остаться «повелителю мира»? Хотя мы снова поторопились. Монгольская казна терпела еще одно бремя, связанное с собиранием налогов. Налоги, оказывается, монголы собирали не сами. Их собирали купцы-мусульмане, которые должны либо получать за это заработную плату, либо жить за счет банального воровства от собранного (вообще-то одно другого не исключает).
Н. И. Костомаров: «Монгольскую дань взяли тогда на откуп хивинские купцы, носившие название бессермен, – люди мугамеданской веры. Способ сбора дани был очень отяготителен».
Т. В. Черникова: «В 1262 году на Руси вспыхнуло восстание против бессермен – купцов-мусульман, которым великий хан отдавал на откуп сбор дани. От тех бессермен людям была “великая пагуба”».
Представьте, сколько эти самые бессермены должны были приворовывать, особенно в условиях полной бесконтрольности? Деятельность купцов-мусульман сборщиков дани по непонятным причинам Орда вообще никак не контролировала. Об этом свидетельствует тот факт, что, когда бессерменов начали убивать и выгонять в результате бунтов, при них не оказалось ни одного монгольского воина, который бы их защитил.
В. И. Буганов: «В 1262 году восстали жители Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Устюга Великого. Начали ростовцы – на вечевых сходках потребовали убрать из города откупщиков-мусульман, которым ханы давали право на сбор податей; некоторых из них убили».
Н. И. Костомаров: «Народ вскоре пришел в ожесточение; в городах Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других по старому обычаю зазвонили на вече и по народному решению перебили откупщиков дани».
Поскольку, кроме сборщиков дани мусульман, не погиб ни один монгол, хан даже не расстроился.
Н. И. Костомаров: «Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение бессерменов (которых гибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников)».
Н. М. Карамзин: «Великий князь успел в своем деле, оправдав изгнание бессерменов из городов суздальских. Хан согласился также не требовать от нас войска…»
Имеет ли смысл нынешнему российскому гражданину рассказывать о том, сколько наворует бесконтрольный сборщик податей? Современный российский гражданин и так понимает – такой сборщик украдет ВСЕ!
Теперь прикинем, могло ли монгольскому хану после всего перечисленного хоть что-нибудь достаться? Скорее всего – нет. Думаем, при таком положении дел, Великий хан сам вынужден был немного приплачивать Руси, если не хотел нарушать отчетности.
Каким образом вообще купцы-мусульмане оказались сборщиками монгольских налогов? Как такое могло произойти? Кто мог принять решение о привлечении купцов-мусульман к данному делу? Пожалуй, такое решение мог принять либо хан Орды, либо хан империи, но чем они при этом должны были руководствоваться? Даже представить тяжело, как происходило обсуждение этого вопроса? Мы попробовали, получилось примерно так:
Хан: «Придется нам, товарищи, сделать так, чтобы дань с Руси собирали купцы-мусульмане».
Соратники хана: «Почему купцы, Берке ага? Почему мусульмане? Может, и мы на что сгодимся?»
Хан: «Да я и сам понимаю, что ерунда какая-то, но пусть будут все-таки купцы-мусульмане».
Соратники хана: «Так они же вроде все при деле. Им торговать нужно, на то они и купцы».
Хан: «Ничего! Мы их попросим. Купцы – народ сознательный. Подождут их товары пару-тройку лет».
Соратники хана: «А потом?»
Хан: «Потом опять подождут».
Соратники хана: «А где мы столько купцов найдем, их же для такого дела многие тыщи потребуются?»
Хан: «Ну, сначала по дорогам отлавливать придется, а потом из-за границы выписывать будем, за валюту».
Соратники хана: «А как узнаем, что они на самом деле мусульмане? Если тест на обрезание, то ошибка может выйти? Как бы на иудеев не напороться?»
Хан: «Создадим аттестационную комиссию, товарищи. Будем проверять знание Корана».
Соратники хана: «Так мы же сами Коран не знаем, и читать не умеем, ни по-арабски, ни по-каковски».
Хан: «Тьфу на вас! Замолкли все! Хватит тут антимонгольскую агитацию разводить!»
Соратники хана: «А кто их контролировать будет? Ведь разворуют все начисто!»
Хан: «В том-то и дело, что никто. Если их контролировать начать, тогда в наши действия могут прокрасться зачатки логики и здравого смысла. Этого нельзя допустить. Я тут кандидатскую пишу на тему „Бесконтрольность сборщиков налогов как высшая стадия монгольского идиотизма“, а вы своими предложениями мне все наработки перегадите. У меня из-за вас исходные данные коту под хвост пойдут!»
Соратники хана: «Может, не только мусульман, может, буддистов тоже привлекать будем? Мы монголы-язычники не должны нарушать своего главного принципа – веротерпимости».
Хан: «Ни в коем случае! Только мусульмане. Иначе нас не поймут».
Соратники хана: «Кто не поймет?»
Хан: «Кто, кто? Да мало ли тупых на свете? Найдутся, кому не понять!»
Соратники хана: «Тогда еще вопрос. У историков из-за этих мусульман к нам претензии не возникнут?»
Хан: «Знаю я этих историков. Никогда у них ничего не возникало и в этот раз прокатит. Работайте, товарищи!»
Честно говоря, мы никак не можем понять механизм перехода мусульманских купцов в сборщики налогов? Предположим, какой-то купец, житель Бухары возит товары. Маршрут его движения вполне мог быть: Бухара, низовья Волги, Торжок и Балтика либо Италия. Для простоты пусть будет Балтика.
Пока лето, надо успеть пару ходок сделать к Балтике. К осени купец больше будет двигаться между Торжком и Бухарой. Зимой, когда северные реки замерзнут, вообще придется курсировать между Волгой и Бухарой.
Очевидно, для передвижения по Волге ему необходимо иметь собственный челн или ладью, в местах стоянок склады и рабочих для их обслуживания. К примеру, у него есть небольшой склад на Балтике, также в Торжке, в каком-либо волжском городе и, естественно, в Бухаре. Из работников у него: один на Балтике, два в Торжке, два на Волге, дома три жены и прислуга. На кораблике должен быть капитан с парой матросов и пара девиц, которые кормят, обстирывают купца. Ну и еще выполняют разные обязанности, когда жены далеко, а купец в чем-то нуждается.
Возит купец и ткани, и оружие, и ювелирные изделия. Но не брезгует и скоропортящимся товаром: бахчевые, фрукты, рыба, шкуры, мед и т. п. По всему маршруту у него договоренность с разными людьми, которые поставляют товар качественный, дешевый и точно ко времени, чтобы ни себя, ни ладью не задерживать. Такие связи годами нарабатываются, в деле проверяются и пуще глаза берегутся. От этого у купца выгода идет. Трех жен и пятнадцать детей содержать – тут ох как все четко работать должно. Как часики.
И вот в один прекрасный день, некий узкоглазый пастух сообщает данному купцу, что он едет заниматься сбором налогов с десяти оленьих пастбищ и трех северных городищ, промышляющих охотой.
Очевидно, купец должен теперь всех своих работников распустить, челн продать, а годами наработанные связи порушить. Вдобавок неизвестно, увидится ли он когда-нибудь со своими женами и детьми? Поскольку работа пожизненная и трудовых отпусков не предусматривает.
На что жить теперь его огромной семье? Купец, конечно, будет передавать семье часть своего мытарского заработка, но поскольку этого явно на всех не хватит, то, видимо, придется просить своих жен изредка подрабатывать на панели.
При этом купец должен себя хорошо вести, поскольку на Севере народ сборщиков дани не любит и вполне может подстроить несчастный случай. Если же купца поймают монголы «на присвоении» себе лишней части налогов, ему также неминуемо отрубят голову.
По замыслу историков, купец бросает все и с веселыми криками «Вот оно, счастье!» несется в дальний край собирать налоги иностранному хану. Мы же во всем этом сомневаемся и никакого здравого смысла не находим. Если кто-то видит, пусть пояснит.
В доказательство правдивости своих рассказов все историки приводят один и тот же случай. «В числе их (мусульман) был один природный русский по имени Изосим. Прежде он был монах, пьяный и развратный; съездивши в Орду, принял там мугамеданство и, воротившись в отечество, сделался откупщиком дани, безжалостно утеснял своих соотечественников и нагло ругался над святынею христианской церкви. Ярославцы убили его и бросили труп на растерзание собакам и воронам».
В чем эта история должна нас убедить? В том, что непросыхающий алкоголик и развратник был монахом? Не верим. В том, что монах, не имеющий абсолютно никакого имущества, вдруг накупил себе товару и стал купцом? Полнейшее противоречие. В том, что пьяницу приняли в ислам? Не верим. А уж в то, что в 1262 году в Орде был ислам, должны не верить сами историки, поскольку по их же утверждению исламской Орда стала только в 1312 году, то есть через 50 лет после Изосима. Каждый пункт данной истории свидетельствует лишь о том, что она придумана неграмотным идиотом.
Тем не менее историки пребывают в полнейшей уверенности, что этот пример чего-то доказывает. Очевидно, они считают, что прочитав его, все в один голос должны воскликнуть: «И точно! Надо ж так! Не в бровь, а в глаз! Как нам лихо все доказали и всех убедили!»
* * *
Не могут оставить равнодушным и не возрадовать человека достижения монгольской математики, с помощью которых они достигли совершенства в сборе налогов. Данные достижения должны являться предметом неустанного изучения работниками налоговой службы. Принцип, по которому они сегодня производят исчисление налогов, в корне отличается от монгольского. Хорошо ли это? Может, из-за того, что мы не пользуемся монгольскими достижениями, у нас мимо государства многие тысячи «проплывают».
Новшество, введенное монголами во время производства переписи и используемое затем при начислении налогов, историки описывают так:
А. Н. Сахаров: «Татары возложили на русские земли тяжелую дань – „ордынский выход“, который должно было платить все взрослое население. Для этого людей переписывали, делили на десятки, сотни, тысячи».
В. И. Буганов: «В 1257 году ордынские „численники“ переписали население в Суздальской и Рязанской землях. Людей при этом разделили на десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч. Так Орде легче было облагать народы завоеванных стран налогами, всякими поборами, исчислять поступление денег».
Вот какую математическую хитрость, оказывается, применили монголы: разделили людей на «десятки и сотни, тысячи и десятки тысяч». И, как видим из прочитанного, это значительно облегчило налогообложение, а в дальнейшем и исчисление денег.
Хотя заявление о том, что проведение переписи с последующим делением обязательно упрощает и повышает собираемость налогов – сомнительно. Пожалуй, не лишне вспомнить похожий пример с переписью из более поздней и, следовательно, более достоверной истории. Во время переписи 1710 года, проводимой Петром I, сотни тысяч крестьян разбежались по лесам и ушли в тайгу. Вместо 791 тысячи дворов, числившихся до этого, в результате переписи на местах осталось всего 637 тысяч. «На всем севере России, несшем до Петра главную часть финансовой тягости, убыль достигла 40 %» (Энциклопедия российской монархии, Эксмо, 2002).
Прежде чем предлагать налоговой службе России сей забытый, но, возможно, весьма эффективный метод, давайте сначала сами хорошенько попробуем разобраться. Ежели мы не глупее неграмотных монгольских пастухов, то мы, конечно, враз во всем разберемся. А если не сможем разобраться в хитростях монгольской математики, то… Не знаем, честно, что тогда думать о наших с вами умственных способностях?
Сначала давайте попробуем разобраться с делением на десятки. Для простоты возьмем четыре семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы и Козловы. По количеству, например, они такие:
Ивановых – 3 человека. Папа, мама и младенец.
Петровых – 6 человек. Папа, мама и четверо несовершеннолетних детей.
Сидоровых – 13 человек. Папа, мама, двое взрослых детей, семеро несовершеннолетних, старенький дедушка и брат папы – инвалид войны.
Козловых – 15 человек. Папа, мама, четверо взрослых детей, старенькие бабушка с дедушкой, пять несовершеннолетних, один инвалид детства и дурачок, коий всегда обязан быть.
Итого: 37 человек.
Понятно, что из Сидоровых и Козловых сразу по десятку выделить можно. Осталось от Сидоровых трое, от Козловых пятеро. Оставшихся Сидоровых примкнем, к примеру, к Петровым. Тогда там девять человек получится. Значит, еще одного от Козловых добавим, до полного десятка, а оставшихся четверых Козловых пустим к Ивановым.
Вроде разбили. Получилось: по десятку от Сидоровых и Козловых, сборный десяток Петровых, Козловых, Сидоровых и семерка Ивановых, Козловых.
Но это по количеству. Теперь давайте разбираться, где мы взрослых оставим, где совершеннолетних, инвалидов, ну и самое главное – куда дурачка денем?
И еще необходимо решить, что мы с этих десятков собирать будем, если Ивановы – охотники, Сидоровы – пасечники, Козловы – хлебопашцы, к тому же у них мельница имеется, а Петровы горькие пьяницы, лентяи и нищие?
Это важно. Нужно же определиться, чем охотники Ивановы будут расплачиваться за Козловых? А пьяницы Петровы будут рассчитываться за детей пасечников Сидоровых и хлебопашцев Козловых, либо Сидоровы с Козловыми пожизненно должны содержать Петровых.
Скажите, вам сильно полегчало от использования монгольского метода? Сможете вы хоть примерно разобраться, на какой десяток какие налоги рассчитывать и как их потом собирать? Если смогли, значит, вы умнее неграмотных монгольских пастухов XIII века. А если нет…
Кто думает, что с тысячами и с десятками тысяч будет легче, попробуйте. Главное, учтите, что населенный пункт даже в триста человек в то время относился к числу довольно крупных.
Сначала мы удивлялись: почему историки бездумно, как обезьяны, повторяют друг за другом все подряд? Но теперь знаем: кровь предков играет, поэтому «как обезьяны».
Относить ли рассказы историков о делении населения Руси на десятки для облегчения производства переписи и расчета налогообложения к серьезным заявлениям? В нашем понимании то, что вызывает улыбку и здоровый смех, должно относиться к разряду юмористических, развлекательных произведений. А что, кроме улыбки, могут вызвать подобные заявления?
Хотя, учитывая фатальную приверженность докторов исторических наук к идеям переписи населения и деления его на десятки, сотни и т. д., есть основания полагать, что кто-то из указанной категории все же серьезно относится к достижениям монгольской математики. Таким можно предложить запатентовать приведенные изобретения. Ведь они до сих пор не имеют регистрации авторских прав.
Напомним лишь, что делением на десятки, сотни и т. д. дело не закончилось. Каждый десяток и сотня российских жителей обрели своего законного руководителя-монгола.
Н. М. Карамзин: «Вслед за ними приехали чиновники татарские в область Суздальскую, Рязанскую, Муромскую, – сочли жителей и поставили над ними десятников, сотников, темников для собрания налогов».
Вот, что еще надо не забыть предложить налоговой службе сделать. Тем более что сегодня это проще, поскольку люди ныне проживают намного компактнее, чем в монгольский период. Налоговым десятникам, сотникам и темникам это заметно облегчит работу.
Если, например, в пятисотквартирном доме, из расчета четыре человека на квартиру, проживает две тысячи человек. Значит, налоговых десятников потребуется всего двести штук. Понятно, что их содержание ляжет полностью на счет указанных налогоплательщиков, но зато какой эффект собираемости.
Нельзя, конечно, не учитывать, что у налоговых десятников имеются семьи. Желательно бы теперь к каждому дому делать пристройку для налоговиков. К пятисотквартирному – соответственно двухсотквартирную. А? Забыли! Еще два налоговых сотника. Значит, к пятисотквартирному нужно пристраивать двухсотдвеквартирную. Но это уже мелочи. Великая идея вправе иметь незначительные издержки. Поэтому историкам осталось лишь правильно оформить документы на изобретение, и Нобелевская премия, считай, у них в кармане.
Удачи вам, граждане историки!
В заключение хочется напомнить, что в Новгороде (на Волхве) должности сотских и тысяцких существовали задолго до «появления» в истории монголов и продолжали существовать много позднее после них.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Мусский.
100 великих диктаторов

Эдвард Гиббон.
Упадок и разрушение Римской империи (сокращенный вариант)

Игорь Мусский.
100 великих актеров

Хильда Кинк.
Восточное средиземноморье в древнейшую эпоху
e-mail: historylib@yandex.ru