Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин.   Всадники войны. Кавалерия Европы

Конница древней Испании. III — II вв. до н. э.

Роль конницы на Пиренейском полуострове была значительно большей, нежели в древней Италии, причем значение лошади как верхового животного, равно в военном деле и в аспекте социального престижа, было непосредственно связано с религиозными представлениями древних испанцев, в которых культ лошади занимал особое место. В испанских армиях численность конницы обычно составляла20—25% от общего числа воинов, то есть была намного выше, чем в римском войске такой же численности (10—14%). Испанцы уделяли много внимания тщательной подготовке всадников и тренингу животных. Иберийские кони, отличавшиеся выносливостью (Страбон отдает им предпочтение перед нумидийскими), были, например, обучены опускаться на колени и сохранять спокойствие и тишину до сигнала, что имело особенное значение в условиях партизанской войны, столь популярной в Испании. По выражению испанского историка Р. Альтамиры, «местные жители вели войну особого рода, войну, которая значительно позже и в других условиях получит название гверильи». Вместе с тем испанские всадники превосходно действовали в правильном сражении. При необходимости они могли спешиваться, превращаясь в первоклассную пехоту. Применяли испанские всадники и тактику смешанного боя, используя легкую пехоту в рядах конницы. На рельефе каменной стелы I в. до н. э. из Лара де Лос Инфантес изображен всадник с копьем и небольшим щитом в сопровождении пешего воина, вооруженного тремя дротиками.



Впервые испанская конница была масштабно задействована в последней четверти III в. до н. э. в карфагенских армиях. Иберийские всадники перешли через Альпы с войсками Ганнибала и принимали участие во всех крупных сражениях с римлянами. В битве при Каннахиберы и галлы обратили римскую конницу в бегство. На Пиренейском полуострове в годы II-й Пунической войны иберийские всадники также сражались против римлян под началом пунийских полководцев. По свидетельствам античных источников, испанская конница безусловно превалировала на полях сражений в эпоху Пунических войн. Перед ней не могли устоять ни римские всадники (даже всадники италики), ни нумидийцы. Ливий прямо указывает, что «нумидийский всадник уступал испанскому» (XXIII 26, 11). Позднее римлянам неоднократно приходилось убеждаться в неустрашимости и высоких боевых качествах испанских воинов.

Часть Испании была покорена римлянами после победы во IIй Пунической войне, но завоевание всего полуострова затянулось на многие десятилетия и было завершено только при Октавиане Августе. В разных частях Пиренейского полуострова перманентно происходили восстания, выливавшиеся время от времени в полномасштабные войны. Побеждаемые римской дисциплиной в правильных сражениях испанцы не раз наносили римлянам позорные поражения. Одним из ярчайших эпизодов сопротивления римлянам стала Нумантинская война. Спустя немногим более полстолетия Кв. Серторий, призванный восставшими лузитанскими племенами, снова заставил дрогнуть легионы Рима. Тем не менее с самого образования испанских провинций (Ближней и Дальней Испании) римляне вменяли в обязанность своим испанским подданным предоставление вспомогательных войск. Уже в 70х гг. II в. до н. э. в римскую армию активно привлекается кельтиберская знать. К концу II—I в. до н. э. Испания становятся одним из основных источников пополнения римской конницы. Так, уже в 82 году до н. э., во время гражданской войны, Сулла разбил в долине реки Кланис (в Этрурии) испанскую конницу консула Гнея Карбона.

Уже, вероятно, в IV в. до н. э. кельтиберами вводится в употребление подкова, что должно было значительно увеличить боевой потенциал кавалерии. Насколько позволяют судить иконографические источники, испанцам, возможно, были известны жесткие седла, хотя более обычна попона из шерсти (иногда — из шкуры животного, например, рыси). Известняковое изваяние коня из святилища Сигарралехос (Мадрид, частное собрание), датируемое III—II вв. до н. э., в деталях передает конскую сбрую. Как и в современной Андалусии, кони пышно украшались; судя по изображениям, шею животного покрывала сетка из цветной шерсти, нарядно декорировалась узда, к которой, помимо всего прочего, крепился небольшой колокольчик (очевидно, в магических целях). Известны и археологические находки удил различных типов, сделанные на юге Испании. Возможно, испанцы применяли шпоры.

Мечи в ножнах с отделением для ножа и наконечников. По Р. Тревино
Мечи в ножнах с отделением для ножа и наконечников. По Р. Тревино

Рукояти фалькат. По Р. Тревино
Рукояти фалькат. По Р. Тревино

Испанские всадники вооружением не отличались принципиально от пехотинцев. Жители Пиренейского полуострова вообще презрительно относились к тяжелому защитному снаряжению, поэтому наиболее распространены были легкие кожаные панцири, бронзовые боевые пояса, дисковидные бронзовые нагрудные пластины. Однако кольчуга и чешуйчатый панцирь также были известны.

Шлемы, бывшие в употреблении у испанских воинов античного времени, довольно своеобразны. Так, иберы носили в бою шлем из кожи или звериных шкур, кельтиберский шлем был бронзовый.
По свидетельству Страбона (III, 3, 6), шлемы лузитанских воинов изготовлялись из сухожилий. Возможно, подобный шлем представлен на знаменитом рельефе из Осуны (Мадрид, Национальный археологический музей). Наряду с местными употреблялись, по-видимому, и различные кельтские формы.

Всадники (как и легковооруженные пехотинцы) сражались с круглым щитом — цетрой около 50 см в диаметре. Когда в нем не было необходимости, щит перекидывался на ремне за спину или подвешивался на боку лошади. Подобный щит, висящий на ремне через плечо, представлен на известняковом изваянии воина из Серильо Бланко (Хаэн, Археологический музей). Такой же щит демонстрирует гранитная статуя, изображающая лузитанского воина (Лиссабон, Национальный археологический музей). Преимущественно представление об облике воинов древней Испании дают иконографические памятники: бронзовая статуэтка воина из Кольядо де лос Хардинес (Мадрид, Национальный археологический музей), вотивная пластика из святилища Нуэстра Сеньора де ла Лус в Мурсии, терракотовые изваяния из Ла Серреты в Алькое. Статуэтки всадников из бронзы, реже из обожженной глины, обнаружены в провинции Хаэн, на склонах Сьерры Морены, в святилищах Деспеньяперрос и Кастельяр Сантистебан. Изображения воинов представлены на предметах расписной керамики из некрополя Серро Сан Мигель в Лирии (Валенсия, Археологический музей), на «вазе с воинами» из Арчены (Мадрид, Национальный археологический музей). Порой эти изобразительные источники представляют большие трудности с точки зрения интерпретации. Например, изображения всадников на сосудах из Лирии послужили поводом для совершенно фантастической реконструкции. Несомненно, зигзагообразная штриховка, принятая автором реконструкции за изображение кольчуги, в действительности передает фактуру шкуры лошади и ткани. Характерно, что на иберийской керамике всадники, как правило, изображены в боковой посадке («поженски»); скорее всего это условность изображения, но, с другой стороны, можно усматривать здесь отражение реальной практики соскакивания воинов в бою (на манер греческих апобатов).

Фрагмент статуи воина с конем. Хаэн
Фрагмент статуи воина с конем. Хаэн

Всадник и пеший дротикометатель. Рельеф, 1 в. до н.э. Бургос, Археологический музей
Всадник и пеший дротикометатель. Рельеф, 1 в. до н.э. Бургос, Археологический музей

Фигурка лошади из Сигарралехос
Фигурка лошади из Сигарралехос

Фрагменты статуй воинов из Эльче: нагрудник, фальката
Фрагменты статуй воинов из Эльче: нагрудник, фальката

Воины. Прорисовка изображений на керамике из Аирии. По А. Гарсиа-и-Беллидо
Воины. Прорисовка изображений на керамике из Аирии. По А. Гарсиа-и-Беллидо

Меч в ножнах. Некрополь Алькасер до Сах. Лиссабон, Археологический музей
Меч в ножнах. Некрополь Алькасер до Сах. Лиссабон, Археологический музей

Иберийская фальката из Альмиденильи. Мадрид, Археологический музей
Иберийская фальката из Альмиденильи. Мадрид, Археологический музей

Всадники. Иберийские бронзовые статуэтки. Мадрид, Археологический музей; Валенсия, Археологический музей; Барселона, Археологический музей (слева направо)
Всадники. Иберийские бронзовые статуэтки. Мадрид, Археологический музей; Валенсия, Археологический музей; Барселона, Археологический музей (слева направо)

Голова лошади. Фрагмент статуи из Валенсии. Мадрид, Археологический музей
Голова лошади. Фрагмент статуи из Валенсии. Мадрид, Археологический музей

Голова воина в шлеме. Рельеф из Осуны
Голова воина в шлеме. Рельеф из Осуны

Излюбленным оружием всадников была фальката, изогнутый однолезвийный меч, заимствованный, вероятно, у финикийцев. Последние переняли это оружие у греков (греческая махайра). Великолепная вотивная бронзовая статуэтка из Археологического музея Валенсии представляет иберийского вождя верхом на коне, с цетрой и фалькатой. Многочисленные находки этого оружия, сделанные в иберийских некрополях, хранятся в Археологическом музее в Гранаде, Кордове (находка из некрополя Альмиденильи), Национальном археологическом музее в Мадриде и других испанских и европейских коллекциях. Длина испанских фалькат невелика, клинок в среднем не превышает 450 мм.

Всадник. Рельеф из Осуны
Всадник. Рельеф из Осуны

Испанский меч (gladius hispaniensis) с прямым широким обоюдоострым клинком, послуживший прототипом римского легионерского меча, также представлен археологическими находками.
Античные источники датируют заимствование римлянами испанского меча концом III в. до н. э.: впервые такие мечи с крепким, широким, хорошо закаленным клинком, ввел в своей армии в Испании Сципион Африканский. Неудивительно, что испанское, в частности иберийское, вооружение оказало столь сильное влияние на римское: в постоянных столкновениях с племенами Пиренейского полуострова римляне неоднократно имели возможность убедиться в отличном качестве и высоких боевых достоинствах испанского оружия.

В ножнах мечей иногда устраивалось особое отделение для сменных (запасных) наконечников копий и небольших ножей с изогнутым махайровидным клинком. Применялись также своеобразные кинжалы с широким подтреугольным клинком (впоследствии этаформа послужит прототипом легионерского кинжала). Наконечники копий и дротиков различаются размерами и формой. Копье из Альмиденильи имело удлиненнолистовидный наконечник и конусообразный черешковый подток. Наконечники дротиков нередко снабжены значительной по длине втулкой (более 300 мм). Специфически испанским оружием являются длинные (более 2 м) монолитные железные метательные копья (solliferreum) с зазубренным наконечником. Находки этого оружия были сделаны в некрополе Альмиденильи. Возможно, испанские метательные копья послужили образцом для модернизированного римского пилума. О том, что для древних испанцев это было престижное оружие, говорит декорация некоторых экземпляров серебряной инкрустацией. Вполне возможно, что оно применялось всадниками. Особенности традиционной испанской тактики в принципе не позволяют жестко разделять наступательное оружие на всадническое и пехотное.

В I в. до н. э. вооружение испанских воинов испытывает римское влияние. Бронзовый шлем монтефортинского типа, происходящий из Quintana Redonda(Сория), вероятно, римский: он датирован временем Серторианской войны. Но это далеко не единичная находка такого рода. Надо полагать, что аналогичные формы в это время имели распространение и среди испанцев. Трудно сказать, применялись ли подобные шлемы испанской конницей. Во всяком случае, об использовании монтефортинского шлема римскими кавалеристами сведений нет; по мнению Рассела-Робинсона, этот тип шлема вообще неудобен для всадника, так как не обеспечивает необходимой защиты шее, особенно уязвимой в конном бою. Тем не менее распространение в Испании предметов вооружения римского производства симптоматично. Впоследствии, в эпоху принципата, по мере романизации Пиренейского полуострова, вооружение всадников-испанцев из отрядов вспомогательной конницы римской армии стандартизируется по римскому образцу.



Показан предположительный облик испанского воина III—II вв. до н. э. В основе реконструкции — аутентичные иконографические памятники и свидетельства античных письменных источников.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Иван Клула.
Екатерина Медичи

Игорь Макаров.
Очерки истории реформации в Финляндии (1520-1620 гг.)

С.Д. Сказкин.
Очерки по истории западно-европейского крестьянства в средние века

под ред. Л. И. Гольмана.
История Ирландии

А. А. Сванидзе.
Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
e-mail: historylib@yandex.ru