Светлуша
На протяжении двух веков ученый мир спорит о подлинности старочешских глосс «Mater Verborum». Энциклопедия «Мифы народов мира» пером В. В. Иванова ссылается на «Mater Verborum» как на вполне достоверный источник (Мифы народов мира, т. 2, с. 454). В то же время его неизменный соавтор В. Н. Топоров оговаривается насчет сомнительности словаря (Славянские древности, т. 1, с. 213). Срезневский, первый отечественный исследователь и издатель «Mater Verborum» и глосс пришел к выводу, что их «четвертую долю, 339, можно считать подлинно древними, а все другие, 950, должны быть рассматриваемы как новые подделки». Мы рассматриваем сведения из них в сочетании с прочими латиноязычными источниками и пренебрегать ими в таком соседстве – особенно при обнаружении перекличек – едва ли стоит. Изображение литовской богини Сауле, возможно, род ственной Светлуше. Этот идол использовался в сельских обрядах еще в конце XIX в. Так вот, согласно чешскому средневековому словарю «Mater Verborum», у западных славян есть богиня Света (возможно, Солнца?) – Светлуша – «Lucina dea», и, предположительно, она может оказаться женским воплощением белого бога Свентовита. Современный оберег-подвеска с изображением Сауле, балтской богини Солнца и плодородия В таком случае она очень близка балтской богине солнца Сауле, что разъезжает по миру на огненной колеснице (девяти колесницах). Поскольку все полевые работы зависели от силы Солнца, Сауле молились на восходе и на закате с непокрытой головой. Когда лунный бог Менуо (Меннес) женился на Сауле, а потом изменил ей, богиня призвала Перкунаса, и они разрубили ветреника пополам. |
загрузка...