Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Д. Ч. Садаев.   История древней Ассирии

Занятия древних ассирийцев

В конце XII — начале XI в. до н.э. в Ассирии царствовал Тиглатпаласар I. Теперь ассирийцы под влиянием постоянных войн все больше времени уделяли военному делу и завоевательным походам.

В 1224 г. до н.э. Вавилония была захвачена ассирийцами. Это владычество продолжалось около семи лет. С тех пор более 500 лет ассирийские цари вели перманентные войны с Вавилоном до тех пор, пока Ассирия и Вавилон не объединились в единую державу.

Ассирийцы называли себя сынами Ашшура. По своему облику они напоминали семитов. Вот как писал о них акад. М. В. Никольский: «...перед нами голова ассириянина. Большой, низко спускающийся нос, густые брови над черными большими глазами, длинное, овальное лицо, обрамленное завитою в кольца бородою, тщательно закрученными усами и густыми гофренными волосами. Так завивались и гофрились ассирийские цари и вельможи; но если разгладить завитые и нагофренные волосы, снять с головы золотую повязку, то перед нами остается неизменный характерный тип тех семитов, изображения которых мы уже видели на старинных шумерийских рисунках».

Из века в век ассирийцы сохраняли одни и те же обычаи. Их суровый характер сложился под влиянием природы их страны и той жизни, какую пришлось им вести.

Ассирийцы — отличные скотоводы. Когда ассирийские цари совершали свои завоевательные походы, оии всегда стремились захватить стада крупного рогатого скота и табуны коней из побежденных стран. [62]

Когда ассирийский царь-завоеватель Тиглатпаласар I совершил свой победоносный поход в страну Наири, он угнал в Ассирию многочисленные стада крупного рогатого скота и табуны коней. Характерно, что на побежденную страну была наложена дань скотом.

Ассирийцы занимались и скотоводством. Ближе к горам губительные ветры пустыни ощущались меньше. Пастбища здесь были лучше, трава более сочная, влаги много.

В предгорьях и горах густо рос кустарник. Здесь в зарослях водились дикие кабаны, олени, львы, нападающие на стада и наносящие им большой урон. Суровые условия жизни вынуждали пастуха-ассирийца заниматься охотой. В борьбе с дикими зверями он закалялся, становился бесстрашным, ловким, презирал опасность. Все эти качества передавались из поколения в поколение.

Особой популярностью пользовался у ассирийцев Гильгамеш — герой вавилонского эпоса — отличный и бесстрашный охотник. К числу его подвигов относилась и борьба со львами. Ассирийские художники всегда изображали его с убитым львом в руках.

Охота на львов была вынужденной необходимостью, борьбой за существование. Но ассирийцы не чуждались и других видов охоты. Изловить дикого быка и осла, убить медведя и леопарда в горах было для пих обычным делом.

Ассирийские охотники с юных лет без устали рыскали по горам в погоне за дичью. Благодаря этому они становились лихими стрелками, неутомимыми ходоками, ловкими и находчивыми в опасные минуты, дисциплинированными, воинственными солдатами.

Горы, прилегающие к Ассирии, были богаты залежами различных металлов и камня (базальта, алебастра, мрамора), источниками нефти и асфальтовой смолы, которая в Месопотамии при строительстве заменяла цемент. В соседних горах, ближе к Курдистану, в те далекие времена ассирийцы могли добывать медь, свинец, а позднее железо и другие металлы.

Эти богатства ассирийцы не только свободно использовали для своих нужд, но и сбывали в Вавилон все излишки. Таким образом, они очень рано стали еще и купцами. «В одной руке, — пишет М. В. Никольский, — они несли меч, а в другой — весы и гири».

Вначале ассирийцы, сильные своей сплоченностью и единством, служили одному богу и покорялись одному правителю. Конечно, существование иных богов, считавшихся покровителями других племен, не подлежало сомнению, но поклоняться полагалось лишь богу своего племени, защищающему своих почитателей.1) Вскоре, однако, сближение и слияние с другими племенами привело к почитанию нескольких богов.

Широко распространился культ вавилонских богов Эа, Ану, Иштар, Мардука, Нуску, Набу и др.

Ашшур был племенным богом. Он продоляштельное время не считался связанным с явлениями природы. Он изображался чаще [63] всего в виде охотника с луком, вместе с быками, любимыми животными ассирийцев. Ашшур считался вначале богом-покровителем охоты, которая, как было сказано выше, составляла чуть ли не главное занятие ассирийцев. Впоследствии же, когда началась эпоха постоянных войн, Ашшур стал главным образом богом войны. С этого периода в гимнах своему богу ассирийцы стали торжественно восхвалять богатырскую силу Агпшура; все свои победы и достижения ассирийские цари приписывали ему. Они уже не говорили: «Я победил», а провозглашали: «Ашшур победил». Супругой Ашшура в эпоху ассирийских завоеваний была провозглашена богиня Иштар.

Отождествляя себя с племенным богом, называя себя его народом, ассирийцы верили, что они находятся под покровительством Ашшура и в мирное и в военное время. Имя его постоянно помещалось первым в списке «великих богов». Так, Тиглатпаласар I говорил: «Ашшур, одарив меня силою и могуществом, повелел мне расширить пределы его земли и отдал в мои руки свое всесильное оружие — вихрь битвы. Земли, горы, города, враждебные Ашшуру, я покорил!..»

На изваяниях, изображающих сцены из жизни ассирийского царя, которого всегда можно узнать по богатому наряду и высокому головному убору (тиара), бог Ашшур часто как бы парит в воздухе над царской головой или же носится перед ним. Обычно его изображали в образе человека, ниже бюста которого был пояс в виде птичьего (голубиного) хвоста, заключенного в колесо или круг с крыльями. Так выглядит эмблема верховного бога, когда он появляется над священным деревом или над жертвенником. Поза бога всегда соответствует характеру и условиям обстановки, где он появляется, чтобы охранять и освящать личность царя.

Если идет война, Ашшур натягивает лук перед царем; стрела, пущенная им, должна поразить неприятеля. Если идет торжественный прием послов, совершается религиозный обряд или триумфальное шествие, тогда лук опущен и одна рука поднята в знак привета. Бывает иногда и так, что лука вообще нет; в этом случае одна рука протянута в венок. Это знак мира и счастья, так как венки в древности носили только на пирах и празднествах.

Иногда на эмблеме нет человеческой фигуры, и она состоит лишь из крылатого колеса или круга, непременно с голубиным хвостом (голубь у ассирийцев считался священной птицей).


1) Такая религиозная система, характерная для родоплеменного строя, носит в науке название генотеизма в отличие от монотеизма, появившегося на более поздней стадии развития.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1

Леонард Вулли.
Ур халдеев
e-mail: historylib@yandex.ru