XVIII. Как они лгали о французской революции
Одностороннее миросозерцание поклонников "великой" французской революции и практические цели которые они преследовали, заставляла их всячески восхвалять деятелей революции и героизировать их личности. До Тэна французскую революцию описывали в романтических тонах, доказывали, что она благодеяние, а Робеспьер, Марат и другие ее деятели — герои. Делалось то же самое, что делают сейчас большевики в отношении "великой" октябрьской революции. Тэн подошел к исследованию истории французской революции с приемами чистого натуралиста. Источником своей истории он сделал не написанные до него книги, а подлинные документы; он изучил море документов эпохи французского октября. Вывод, к которому пришел Ипполит Тэн был следующий: Революция была диктатурой городской черни в Париже и других городах, так же как Жакерия — диктатура черни в деревнях. Поклонники революции подняли неистовый вой против подобного толкования своего кумира. Но с Тэном трудно спорить: всегда и всюду он указывает факты и документы, из которых он заимствовал эти факты. Сочинение Тэна состояло из трех частей. В первой он описал Францию при королях, во второй ход революции и в третьей части — эпоху Наполеона. Русские поклонники великой французской революции перевели на русский язык и выпустили только первую часть, в которой описывалось состояние Франции при последнем короле. Второй и третий том сочинения Тэна русские революционеры ни переводить, ни издавать не стали. Почему? Да потому, что не хотели доводить до сведения русского читателя о всех ужасах и мерзостях "великой" французской революции, повторить которую они хотели в России. О слишком уже ужасных зверствах революционеров повествовал, ссылаясь на документы, Ипполит Тэн. События же, о которых рассказывал И. Тэн в первом томе, рисовали жизнь во Франции не в очень идиллических красках, и это русских революционеров устраивало. Но неблаговидные действия королевской администрации выглядели невинными шалостями по сравнению с теми чудовищными преступлениями, которые проделывала под руководством Робеспьеров и Маратов революционная чернь. А вот об этом то господа эсеры, меньшевики и большевики, подготавливая русский вариант "великой французской революции", старались умолчать. Поэтому то второй том "Истории французской революции" Тэна в России и не выходил. Только долгое время спустя, в журнале "Мирный Труд", выходившем, кажется, в Харькове, был напечатан второй том работы И. Тэна. Описывая свои впечатления от чтения этого тома, рецензент журнала "Исторический Вестник" (рецензия была напечатана в 1907 или 1908 году), писал: "...Читая эту книгу и сравнивая с тем, что не так давно пришлось пережить нам самим, убеждаешься, что история повторяется, что должно быть, революция имеет свою природу и где бы она ни проявлялась, природа эта будет одинакова". И рецензент был глубоко прав. Когда мечты русских революционеров сбылись и они, наконец, произвели свою "великую русскую революцию", все увидели, что она развивалась по тем же самым законам, что и великая французская революция. Это был, как и во время французской революции, чудовищный шквал человеческого фанатизма, человеческой низости и невероятных преступлений, делавшихся опять во "имя всеобщего блага". И где кончался идейный фанатизм, и где начинались потрясающие по своей низости преступления, разобрать было опять нельзя. Ибо природа всех революций всегда одинакова, — зачинаемые фанатиками, они всегда совершаются руками самых преступных слоев каждого народа. |
загрузка...