Русская Европия
Почти пятьдесят лет тому назад — 1
октября 1909 года — в Москве, в Богородицкой церкви, митрополит Антоний
(Храповицкий) произнес слово о храме Василия Блаженного. В этом своем слове
Владыка подчеркнул:
"Ясен замысел этой гениальной постройки: Святая Русь должна объединить все восточные народы и быть их водителем к небу. Замысел этот есть осознанная нашими предками задача, данная Богом нашему народу... Но вот, настал печальный перелом, плачевное отклонение русской жизни от своего призвания. Столица перешла к пределам пакостных чухонцев, удалилась от древних святынь и чудотворных ликов, от хранимого здесь Христова хитона и "земного неба", под сводами которого помазываются Цари на царство. Да и вместо того, чтобы просвещать истинным христианством бусурманов, правящая Россия сама пошла на выучку к еретикам, стала чужда своей истории и своей Церкви и своему народу, которого надолго обратила в раба онемеченным барам"... Эти строки взяты из замечательного труда еп. Никона (Рклицкого) — "Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого", из тома I-го. В этом томе сугубое внимание обращает на себя чрезвычайно характерная, показательная и многозначительная глава — "Духовная жизнь в России", где Владыка Никон приводит статью митрополита Антония "Где всего сильнее сказалось у нас заморское засилье". В этой статье дается наглядное описание эпохи Императриц Анны Иоанновны, Екатерины II и последующих дней, когда "Православие было лишено даже права именоваться таковым", когда "церковная иерархия и церковная жизнь были явлениями не покровительствуемыми государством, а разве только терпимыми с неудовольствием (подчеркнуто Владыкой Анастасием), когда "открыть новый монастырь было труднее, чем какой-нибудь игорный притон"... Ту же свою скорбную мысль о принижении Православия в Петербургский период митрополит Антоний ярко раскрывает в своей статье "Нравственность черного и белого духовенства", напечатанной в журнале "Мирный Труд" №10 за 1908 год: "Петр I указом воспрещал монахам держать у себя книги и чернила, а экспроприация архиерейских домов и монастырей при Екатерине II обратила большую часть обителей в нищенские приюты"... (см. "Жизнеописание", том II-й, стр. 182-183). К этой первопричине наших государственных бед митрополит Антоний часто возвращался и особенно резко оттенил ее в Предсоборном Присутствии в 1906 году в С. Петербурге, в своем докладе "О свободе вероисповедания", где указал: "Правительство XVIII века оторвало духовенство от народа, зажало первых в рамки отдельной касты, воспитало ее не в понятиях и бытовой дисциплине народного Православия, а в традициях латинской школы и теоретической богословской схоластики. Народ отстранялся все далее и далее от церковной книги и от церковного клироса и, что еще печальнее, остался одиноким в своем религиозном быту"... (см. "Жизнеописание", том III-й, стр. 279). Все эти положения и разъяснения митрополита Антония, выдающегося авторитета в русской церковно-общественной деятельности, глубокого мыслителя, философа и ученого и яркого патриота Земли Русской приходят на память при чтении двух недавно вышедших книг Бор. Башилова — "Русская Европия" (Россия при первых преемниках Петра I. Начало масонства в России) и "Златой век Екатерины II" (Масонство в царствование Екатерины II). То, чего митрополит Антоний касается в общих положениях и утверждениях, что Ив. Солоневич освещал с политической и государственной точек зрения, то Бор. Башилов в этих двух вышеупомянутых книгах раскрывает документальным историческим исследованием. Как нельзя спорить с полк. П. Н. Богдановичем, давшим в своей ценнейшей книге "Аракчеев" блестящую документально обоснованную, и вполне истинную характеристику этого замечательного государственного деятеля четырех царствований, зло оклеветанного профессиональными врагами Национально-Исторической России, как нельзя ничего "опрокинуть" в "Правде о Столыпине" проф. А. В. Зеньковского, так и эти две книги Бор. Башилова надо или принять, как историческое свидетельство, неопровержимое по своей документальной убедительности или отмахнуться от них торопливо и пугливо: "Не вижу и не слышу, отрицаю и порицаю"! И, спрятав свою голову под мышку, долбить о важности сохранения красивых легенд застилающих историческую правду и толкающих нас в заблуждения и к новым ошибкам. Коммунизм в России гниет на корню. Красные пауки в Кремлевской банке продолжают пожирать друг друга. Россия вступила в полосу реального изживания своей государственной катастрофы. Правда, не ясны еще формы крушения звериной деспотии коммунизма, но совершенно ясны симптомы расслабления красного колосса на его глиняных ногах. На наших глазах перевертываются страницы кошмарных дней порабощенной России и да не застанет нас врасплох ее освобождение!... Наступили дни, когда мы вплотную должны подойти к познанию того, что губило и погубило нашу родную Землю, и внимательнейше разглядеть все наши преступления перед ней, чтобы грядущую Россию мыслить и строить не как-нибудь, по услужливым подсказкам со стороны, а в полном осознании наших русских заветов, наших религиозно-исторических заданий и свершений. Но чтобы не быть глупой пешкой в руках партийных спекулянтов, а стать кузнецом своего русского счастья, надо знать. И знать надо прежде всего правдивую историю своей земли. Именно в этом отношении книги Бор. Башилова ценны. Эти книги не только ценны, но и глубоко интересны и поучительны, как глубоко интересны и поучительны труды еп. Никона "Жизнеописание митрополита Антония", полк. П. Н. Богдановича "Аракчеев", проф. А. В. Зеньковского "Правда о Столыпине", Ив. Солоневича "Народная Монархия"... Эти книги вскрывают те стороны в Русской Истории, которые обычно либо утаивались от широких русских масс, либо искажались, что вводило нас в заблуждение и увлекало на ложные и предательские пути, приведшие Россию к тысяче девятьсот проклятому году. Если кто из русских не боится правды о России и имеет мужество помогать своей родной Земле в грядущем строительстве Государства Российского Царствия, свободного и православного, тот должен (именно, должен!) такие книги, как вышеперечисленные всегда иметь под своей рукой, как ценнейшее пособие в государственно-политической ориентировке. "Русская Европия" и "Златой век Екатерины II" в этом отношении незаменимы. И не случайно подобные труды замалчиваются врагами Национально-Исторической России, ибо не в их интересах вооружить русского человека таким страшным оружием, как правда о его великой Земле. Но в наших интересах, — в интересах верных и честных сынов Святой Руси, — иметь это оружие, дабы бой за грядущую Россию, за ее государственный рост и державное цветение встретить твердо, сознательно и смело. Ибо недостаточно сокрушить коммунистический режим, нужно еще знать как воссоздать родную Землю в ее историческом и православном величии. М. М. Спасовский
("Наша Страна" №410,
1957 г.)
|
загрузка...