I
В настоящее время можно слышать
еженедельно передающиеся по лондонскому радио лекции крупнейшего английского
ученого проф. Арнольда Тойнсби, автора шеститомного труда "Исследование
истории", нашумевшей книги "Цивилизация на испытании" и других трудов,
получивших широкую известность в англосаксонском мире. Тойнсби рассматривает
всю историю человечества не как конгломерат разрозненных фактов, но как
единый всемирный процесс жизни различных циклически развивающихся и сменяющих
одна другую культур, (цивилизаций, как называет их он) соответствующих
историческим типам их носителей.
Последняя декларация "Американского"
Комитета явно доказывает, что "американские вожди преследуют определенную
цель — загнать большевизм в предусмотренные для него западным миром русские
границы".
Безусловно прав проф. И. А. Ильин,
писавший в статье "Мировая политика русских государей", что "Европе не
нужна правда о России, ей нужна удобная о ней неправда. Европейцам нужна
дурная Россия: варварская, чтобы "цивилизовать ее по своему", угрожающая
своими размерами, чтобы ее можно было расчленить, — реакционная, чтобы
оправдать для нее революцию и требовать для нее республики, — религиозно-разлагающаяся,
чтобы вломиться в нее с пропагандой реформации или католицизма, — хозяйственно-несостоятельная,
чтобы претендовать на ее сырье или по крайней мере на выгодные торговые
договоры и концессии".
При анализе исторических взаимоотношений
Запада и Востока (России и Европы), взгляды Тойнсби современного английского
историка и русского писателя Данилевского вполне совпадают. Оба они считают
Запад агрессивной, нападающей стороной в этой культурно-исторической борьбе.
6 Запад, но не Восток, который лишь обороняется.
Тойнсби идет даже далее Данилевского, он говорит не только про военную
агрессию Запада, но и его мирное, идейное и экономическое наступление на
Восток. Кульминационный пункт этой агрессии, он считает, в русской истории
эпоху Петра I. Тойнсби признает, что Европа вела наступательную политику
на Россию, начиная с XIII века, и продолжает ее по наши дни.
II
Взаимоотношения между Россией и
Западом до раскола христианства были очень дружные. Русские имели хорошие
политические и экономические связи со всем миром. Русские князья имели
родственные связи со всеми важнейшими династиями Европы.
Когда же ухудшились взаимоотношения
между Россией и Западной Европой?
Арнольд Тойнсби в своей нашумевшей
книге "Мир и Запад" пишет:.
"...Отчуждение началось в XIII
веке после того, как Россия подпала под татарскую власть; владычество татар
над Россией было, однако, временным, потому что татары были степные кочевники,
которые никак не могли себя чувствовать дома среди русских полей и лесов;
длительные потери России, как результат этого временного завоевания ее
татарами, вызваны отнюдь не ее татарскими завоевателями; а ее западными
соседями. Потому что это они воспользовались выгодой, когда Россия лежала
распростертой в бессилии, чтобы урезать ее владения и присоединить к Западу
западные окраины в лице Белоруссии и западной части Украины. И это лишь
в 1945 году Россия восстановила свое право на владение последним куском
тех громадных территорий, которые были отняты у нее державами Запада в
XIII и XIV веке".
Как отразилась агрессивная роль
Европы во время монгольского ига на историю России в отношении русских
к Западу?
Тойнсби говорит, что "эти завоевания
Запада за счет России в конце европейского средневековья оказали сильное
влияние на внутреннюю жизнь России и на ее отношения к завоевателям с Запада.
Давление на Россию с Запада не только отдалило Россию от него, а стало
одним из суровых фактов русской жизни. В течение нескольких сот лет, —
пишет Тойнсби, — не русский и восточный мир наносил удары Западу, а Запад
наносил удары Миру, что и испытало на себе ее человечество, входящее в
состав этого мира в подавляющем, по сравнению с Западом, большинстве, и
в том числе входившие в него все русские, мусульмане, индусы, китайцы,
японцы и т. д. Все они назовут Запад агрессором новейшего времени и в состоянии
привести образчики этой агрессии". "Русские напомнят нам, — пишет Тойнсби
о том, что в их землю армии Запада вторгались в годы: 1941, 1915,1812,1709
и в 1610 году".
О таких же агрессивных фактах
политики Запада скажут нам африканские и азиатские народы. И что это Запад,
а не кто либо другой захватил в свои руки пустующие земли в обеих Америках,
Австралии и Новой Зеландии. Североамериканские индейцы могут, — по Тойнсби,
— напомнить Западу, что они были буквально сметены с поверхности американского
материка европейскими колонистами завоевателями, чтобы уступить свои земли
им и привезенным для работ на плантациях их африканским рабам. Эти напоминания
и обвинения поразят Запад в нынешнее время и даже вызовут у него гневные
отрицания... Запад же сделал свободными ныне Бирму, Индонезию, Индию, Цейлон,
так что у современных британцев совесть сейчас чиста в отношении их к агрессивной
войне. С 1902 года (Война с бурами в Трансваале) Британия, а с 1898 года
(Война с Испанией) С. Штаты не вели больше никакой агрессивной воины. "Но
мы забываем, — пишет Тойнсби, — что немцы, которые напали на своих соседей,
включая Россию, в первой мировой войне и вторично во вторую мировую войну,
были также людьми Запада, и что русские, азиаты и африканцы не делают никакого
различия между разными ордами "франков" (по-русски: "европейцев"), что
является общим именем для всех народов Запада в их целом".
III
Только с пятнадцатого по восемнадцатое
столетие, по подсчетам знаменитого русского слависта В. И. Ламанского,
татарами и турками было захвачено и обращено в рабов около пяти миллионов
русских. А спрашивается, сколько погибло за эти три столетия, во время
набегов и войн? Все домашние рабы в Константинополе, как у турок, так и
у христиан, по свидетельству венецианских дипломатов, состояли из русских.
Много русских находилось в рабстве в Египте. С начала семнадцатого века,
великой смуты, на большинстве французских и венецианских военных галер
гребцами были русские рабы, пожизненно прикованные цепями к скамьям галер.
Когда венецианцев, главных торговцев рабами русскими, упрекали в бесстыдной
торговле христианами, они улыбаясь отвечали:
— Мы прежде всего венецианцы,
а потом уже христиане.
Так во времена Александра Невского
и позже, вплоть до нашего времени христианский Запад не только был безучастен
к страданиям русских, но старался даже всегда, как и в наши дни, еще извлечь
материальную выгоду из страданий русского народа.
Острая непримиримость к латинскому
западу воздвигает с тех пор высокую стену недоверия между порабощенной
монголами Россией и Западом. Оскорбленная гнусным поведением христианского
Запада Россия навеки сохранила недоверие и брезгливое презрение к Западу.
Это не была ни вражда, ни ненависть. Это было именно брезгливое недоверие
к людям, которые исповедовали одну и ту же веру, от которых ждали помощи,
но которые своим предательством не оправдали возлагаемого на них доверия.
Это недоверие смягчилось только несколько в результате реформации.
"Реформация, разбившая религиозное
единство Запада, невольно смягчила в глазах русских людей эту картину и
даже как бы приблизила к нам тех, кто вместе с русскими был против "латинян".
Религиозная выдержанность и неагрессивность протестантов уже в ХII веке
устраняют крупнейшее затруднение в общении с Западом, и то, что делалось
тогда в Москве, уже имевшей у себя "Немецкую слободу" было предвестником
грядущего обращения к Западу". — указывает проф. Зеньковский в книге "Русские
мыслители и Европа"...
Александр Невский, а позже его
потомки Московские князья избрали унизительную, но единственно верную в
те времена тактику. Тактику терпения и внешней покорности монгольским ханам
и собирания с помощью их "ярлыков" разрозненной на враждующие княжества
Руси в единое национально государство, объединенное под властью Великого
Князя, которому сами же татары дали ярлык на Великое Княжение.
Это была гениальная тактика, только
она могла сплотить национальные силы и бросить их спустя несколько поколений,
при Дмитрии Донском на татар.
Когда Дмитрий Донской, напрягши
все силы Руси, готовился к борьбе с татарами, в войске Мамая были целые
отряды западно-европейских рыцарей. И только благодаря искусной стратегии
Дмитрия Донского полчища Мамая были разбиты прежде, чем на Куликово поле
успела прибыть польско-литовская рать католика Ягайлы.
6 Данилевский автор знаменитой книги "Россия и Европа", в которой выдвинув
теорию о самобытных культурно-исторических типах цивилизаций он доказал,
что Россия представляет собою самобытный культурный мир.
|