Первая попытка восстановления масонства
Для неискушенного взгляда масонство в России в начале двадцатого века, производило впечатление окончательно потухшего костра. Но это было обманчивое впечатление. Духовная зараза, усиленно внедрявшаяся с времен совершенной Петром I революции, продолжала развиваться тайно и давать свои губительные результаты. После запрещения масонства в России, существовали масоны, члены и английского и французского масонства... "Тем не менее оно продолжало существовать, утверждает масонка Т. А. Бакунина, хотя и не как самостоятельная организация, а в лице отдельных членов иностранных лож, главным образом французских" ("Русские вольные каменщики", 8). Бакунина говорит не всю правду. Существовали в России и масонские ложи, а не только отдельные масоны, члены иностранных масонских лож. В "Заметках о масонстве", изданных после революции кружком русских масонов в Англии указывается: "Известно, однако, что отдельные группы масонов, особенно розенкрейцеры, продолжали свою работу и даже посвящали новых членов в течении всей остальной части XIX века, причем в отдельных русских губерниях, особенно на Украине, существовали и секретные ложи". В рецензии на книгу Serge Hutin "Les Francs-Masons", помещенной в № 1573 "Русская мысль" Ю. Терапиано, пишет: "Во втором томе, посвященном русскому масонству, имеются сведения об учреждении в начале царствования Александра I Лабзиным так называемого "Тайного русского масонства". Лабзинские ложи объединили остатки новиковских лож, разгромленных при Екатерине II (дело Новикова и др.) с мистически настроенными молодыми масонами. Несмотря на разрешение масонства, "Тайное русское масонство осталось тайным, т. е. не зарегистрировало официально своих лож, считая, что "нет прочных надежд на долгое свободное отправление работ в будущем", - что в последствии и случилось. Это традиционное русское "Тайное масонство", с центром в Москве, просуществовало до самой революции 1917 г. не вступая в общение с "новым", так называемым "думским масонством", появившимся ко времени первой революции 1905 года и связанным с французским масонством порядка "Grand Orient de France". "Тайное русское масонство" до конца оставалось чуждым политики и отличалось глубоким религиозным и духовным настроением. " (?!?) Бакунина тоже утверждает, что "хорошее"
"Тайное русское масонство" не имело ничего общего с плохим думским масонством.
"В начале XX века, пишет она, как известно, масонство в России было распространено
довольно широко, но приобрело к этому времени, в связи с политическими
условиями страны, характер карбонарства. Внутренней связи с прежним русским
масонством оно не имело, и рассмотрение его поэтому не было моей задачей.
Умолчание о членах лож этого периода было естественным еще и потому, что
многие из них живы". (Стр. 9). А в "Заметке о масонстве" изданной после
революции в Лондоне русскими масонами находим следующее признание: "В начале
текущего столетия интерес к масонству в России заметно оживился. На книжном
рынке появился ряд солидных трудов по истории масонства (Пыпина,
Барскова, Боголюбова, Мельгунова и
др.). В столицах и некоторых провинциальных городах открылись новые тайные
ложи разных систем и направлений".
Интересоваться деятельностью и русского и иностранного масонства всех ритуалов, русской политической полиции и правительству следовало бы очень внимательно. "Характерной чертой русского масонства тех лет, - пишет в статье "Масоны в русской политике" меньшевик Г. Аронсон, - был, по-видимому, факт связанности его с французскими масонскими ложами". В первую очередь с ложами "нехорошего" политического масонства Великого Востока Франции. Большинство русских масонов состояло членами французских масонских лож, главным образом членами лож Великого Востока Франции, известного своим атеизмом и революционностью. "Одним из самых ценных признаний Аронсона, пишет в статье "Русские масоны и революция" Г. А.......ко ("Согласие" № 99, Лос-Анжелес), - является признание зависимости русских масонов от европейских, главным образом от французской ложи "Великий Восток". "Русские ложи, - пишет Аронсон, - как бы светили заемным светом с Запада". Спасибо, конечно за такой свет, но что это означает? Аронсон не расшифровывает загадочную фразу свою, однако она ясна и без его расшифровки. "Заимствованный свет" означает не только преклонение перед "заветами" французской революции, не только желание перестроить Российскую государственность по европейскому (французскому) образцу, но и признание главенства европейских лож, подчинение им. Было ли подчинение "чисто моральное", как подчиняется ученик учителю, или подчинение согласно уставу лож, т. е. так, как второстепенная организация подчиняется организации главной? - такого вопроса Аронсон не ставит, он довольствуется "фактом связи" русских масонов с французскими масонскими ложами. Этот "факт связи", вернее "факт преданности" проявился даже в мелочах. Например: наша кадетская партия при образовании своем предполагала другое наименование, что-то вроде "партии правового порядка", но по настоянию масонов назвалась "конституционно, демократической". Сокращение получилось "Кадеты". Французская ложа Великого Востока помещается в Париже на улице Кадет. Трогательная преданность, не правда ли?" В настоящее время многие государства объявили свои коммунистические партии незаконными, так как они подчиняются организации, находящейся на чужой территории, выполняют ее приказания. Коммунисты, являются в первую очередь, подданными коммунистической партии и коммунисты Америки, Франции, Аргентины светят заимствованным светом из СССР. Масоны русские являлись в первую очередь подданными масонских лож, подчинялись указаниям организации, находящейся на чужой территории, "светили светом заимствованным из Парижа и Лондона. Русское масонство является лишь логическим завершением нашего западничества. Преклонение перед Европой, в частности перед Францией, перед "великой" французской революцией, перед ее "заветами", перед республиканским парламентаризмом, (уничтоженным де Голлем), неизбежно привело к масонству "передовых" россиян. Перенимать - так перенимать все до конца, тем более, что (великую французскую) произвели французские масоны. Ни для кого не секрет, - Франция перед революцией была охвачена масонскими ложами: их было более 600. Революция удалась! Почему не перенять такую замечательную штуку? Все революционные вожди во Франции были масонами! "Вот бы и нам!" Одна часть русских масонов преклонялась перед радикальными западными
идеями 18-го века, другая - перед еще более радикальными западными идеями
19-го века. В революции всегда побеждают более
радикальные "идеи", победил Ленин. Но ничего русского не было ни в идеях
18-го, ни в идеях 19-го века. Главная беда России была в "заимствованном
свете". Так можно заключить при внимательном чтении статей Аронсона.
Самый ранний этап восстановления русского масонства в более широком масштабе связан с именем Ковалевского, представителя старой масонской семьи. Насколько мне известно, - пишет И. В. Гессен, - Ковалевский был родоначальником русского масонства конца прежнего века. Русская ложа, отделение французской "Ложи Востока" была им торжественно открыта, по всем правилам обрядности, а через несколько лет, ввиду появившихся в "Новом Времени" разоблачений, была - за нарушение тайны - усыплена надолго и вновь воскресла уже в нынешнем веке" (И. В. Гессен. В двух веках). "После Франко-русского союза 1890 года, - указывает В. Ф. Иванов в своем исследовании о деятельности русского масонства, - "Великий Восток Франции" становится лабораторией русского масонства. Русские политические эмигранты нашли себе гостеприимный приют главным образом в масонских ложах. В 90-х годах прошлого столетия при содействии "Великого Востока Франции" в Париже был организован специальный колледж для подготовки русских революционных деятелей. Многие из профессоров этого колледжа М. М. Ковалевский, Трачевский, Амфитеатров, а также ученики их сделались масонами. Проповедниками прикладной революционной науки в Сорбонне в течение нескольких десятков лет были профессора истории Олар и Сеньбес, труды которых усердно изучались не только в русских университетах, но даже в военных академиях. Восхваляя заслуги Олара на публичном заседании интернационального-масонского общества Лига прав человека и гражданина (вице-президентом которого ныне состоит П. Н. Милюков) в октябре 1920 года, его близкий друг, проф. Виктор Баш выразился так: - Вот уже 20 лет как на лекциях Олара присутствовали тысячи русских студентов, учившиеся тому, как делать революцию. На последовавшее по этому поводу возражение одного из присутствовавших, возмущенный Баш воскликнул: - Троцкий посещал его лекции в продолжении пяти лет (стр. 434). После гибели России французские масоны открыто признали, что они руководили политическим русским масонством. На собрании представителей всех лож, образующих Великую ложу Франции в 1923 году, один из масонов высшей степени сказал: "Я должен напомнить, что русские, - представителем которых мы имеем здесь брата Кузьмина-Караваева, - приготовили под защитой нашего храма, с помощью Высшего Совета Великой Ложи Франции, большую ячейку-мать Славянского Масонства... Посетив их ложу... мы увидели людей, которые не только являются простыми масонами, но которым предстоит стать вождями, способными, как только они вернутся в свою страну, быть создателями Образцовой масонской организации. Мы гордимся сознанием, что были вдохновителями этого чудного движения, которое быть может внесет некоторый порядок и братство в большую измученную страну". (Конвент Великой Ложи Франции, 1923, стр. 114). На этом же Конвенте представитель русской
ложи "Полярная звезда" брат Кузьмин-Караваев, в прошлом генерал и профессор
Военно-юридической Академии, признался в том, что русские масоны перед
революцией принадлежали и к Великой Ложе Франции: "Все мы, русские беженцы,
- ваши ученики, мы учимся быть хорошими масонами, чтобы исполнить масонский
девиз: "Свобода, Равенство и Свобода"!
|