I
Имеющее многовековой богатейший опыт работы
по разложению христианства, христианской государственности и христианского
общества масонство рассматривает себя как "духовную элиту". Так именно
и рассматривали себя и русские масоны всех повиновений. "Единственное,
может быть, что в глазах масонов оправдывало их существование, - пишет
Г. Аронсон, - это засекреченность организации, которая была продиктована
по-видимому, своеобразной философией масонов, "теорией элиты", которую
они разделяли, воззрениями, в которых, если угодно, даже были элементы
вождизма. В обоснование этой теории был положен довольно верный факт весьма
низкого уровня политической культуры в России, молодость, слабая организованность
и незрелость политических партий" (стр. 120).
Общая картина развития масонства и связанных
с ним политических, "культурных" и иных организаций такова. В начале царствования
Имп. Николая II нелегально существовали, не прерывавшие своей деятельности
с момента запрещения масонства, ложи Тайного масонства и ложи Розенкрейцеров
и отдельные розенкрейцеры и масоны, состоявшие в различных иностранных
ложах.
В 1901 году глава Ордена Мартинистов ("мистического
масонства" ) Папюс основывает
в Царском Селе ложу "Крест и Звезда", членами которой были высшие придворные
чины и представители высшей аристократии и бюрократии и другие ложи.
Примерно в это же время, а, может быть, и ранее, было организовано несколько
лож, входивших в повиновение Великого Востока Франции. Во всяком случае,
в 1903 году, они, как это мы узнаем из отчета Великого Востока за 1903
год, уже существовали (см. выдержку из отчета на стр. 29).
В начале девятисотых годов расширяют свою деятельность различные оккультные
группировки: теософы, антропософы, спириты, софианцы и т. д.
С начала девятисотых годов заграницей и в России действует руководимый
масонами "Союз Освобождения", который сыграл главную роль в организации
революции 1905 года. Вскоре после подавления организованной "Союзом Освобождения"
в союзе с сионистскими организациями, революции 1905 года возникают ложи
Великого Востока Франции и Великой Ложи Франции и ложи так называемого
"Думского масонства", которое отбросило всю масонскую мистику и обрядность,
и как правильно отмечает масонка Бакунина, носило "характер карбонарства".
Думское масонство, как указывают некоторые масоны, находилось в повиновении
Великого Востока Франции.
Думское масонство, сыграло главную роль в разрушении России. Членами
его организуются, Конституционно-демократическая партия, партия Октябристов,
русская группа масонской международной организации Международно-Парламентского
Союза, Прогрессивный Блок в годы Первой мировой войны - каковые ведут яростную
подрывную работу внутри Государственной Думы всех созывов.
Период наибольшей активности русского масонства - это годы 1905-1911.
Именно в эти годы создаются всевозможные масонские и около масонские организации:
Христианский Союз Молодых Людей, скрывающийся за нейтральным названием
о-ва "Маяк", "Лига народных университетов", "Лига народного образования".
Орден "Добрых Храмовников", пекущийся неизвестно почему о трезвости русского
народа и многие другие содействующие масонству организации.
На период же 1905-1911 гг. падает и организация большинства масонских
и служащих масонству не русских организаций: еврейских, польских, латышских,
эстонских, финских, грузинских, украинских, белорусских и армянских. Это
период наибольшего расцвета деятельности масонских, около масонских и сионистских
организаций, когда все масонские и находящиеся в орбите их влияния организации,
развернули особо активную деятельность против Верховной власти.
II
Мельгунов главное внимание уделяет деятельности
масонства в годы Первой мировой войны и только мимоходом, мельком, касается
деятельности масонства в предыдущий период. Три ложи, которые он упоминает,
принадлежали к Великому Востоку Франции. Но в России действовали ложи и
других масонских ритуалов.
В период между революцией 1905 года и военным
переворотом 1917 года в России работало большое число различных масонских
ритуалов.
-
Русские ложи тайного Новиковского мистического
масонства.
-
Русские ложи Розенкрейцеров.
-
Ложи реформированного Папюсом мартинистского
масонства.
-
Русские ложи Великого Востока Франции.
-
Русские ложи Великой Ложи Франции.
-
Русские ложи находившиеся в повиновении Высшего
Совета старинного Шотландского масонства.
-
"Думское масонство", отказавшееся от всякой
мистики и обрядности, носившее чисто политический характер и находившееся
в повиновении Великого Востока Франции.
-
Русские ложи ордена Добрых Храмовников.
-
Русские ложи ордена Филалетов.
-
Украинские ложи розенкрейцеров.
-
Ложи Великой Ложи Украины, основанной 17 января
1900 года.
-
Польские ложи различных повиновений.
-
Ложи еврейского Ордена Бнай Брит.
-
Немецкие ложи в Прибалтийских губерниях.
-
Финские ложи в Княжестве Финляндском.
-
Ложи грузинские, эстонские и ложи др. национальностей, среди которых мировое
масонство всячески стимулировало, как и среди малороссов,
сепаратистские стремления.
Итак, в России против Православия и Самодержавия
работало по меньшей мере 16 различных масонских организаций.
III
Откуда, из каких источников взяты данные
о существовании в России лож различных повиновений? Главным образом на
основании масонских источников, сведений опубликованных в масонских журналах
и книгах, брошюрах и сборниках, выпущенных русскими и иностранными масонами.
-
Факт существования тайного новиковского масонства,
позже слившегося с реформированным Папюсом, устанавливается на основании
данных, приводимых в книге масонки Т. Бакуниной (см. стр. 6).
-
О существовании лож Розенкрейцеров указывается
в брошюре "Заметки о масонстве", изданной в Лондоне кружком русских масонов
после Февральской Измены (см. стр. 31).
-
Наличие лож реформированного Папюсом мартинизма,
устанавливается на основании сообщений содержащихся в статье оккультиста
К). Терапиано "Филипп и Папюс при русском Дворе" ("Русская Мысль", Париж),
в статье брата известной русской антропософки П.
Бурышкина: "Филипп - предшественник
Распутина" ("Новый журнал") в книге известного Бурцева "Протоколы Сионских
мудрецов - доказанный подлог" и в воспоминаниях других лиц).
-
Наличие русских лож Великого Востока Франции устанавливается на основании
данных, приводимых И. В. Гессеном в его воспоминаниях "В двух веках" (см.
стр. 10 настоящей книги), в Отчете Великого Востока Франции за 1903 год,
в книге С. Мельгунова "На путях к дворцовому перевороту", из доклада русского
масона Б. Телепнева, опубликованного в английском масонском журнале (см.
цитаты на стр. 30 и 31 настоящей работы).
-
Существование лож Великой Ложи Франции устанавливается на основании отчета
Конвента Великой Ложи Франции в 1923 г., стр. 114.
-
Существование лож, находившихся в повиновении Высшего Совета старин. Шотландского
ритуала, устанавливается на основании сведений масона Б. Телепнева (см.
стр. 31). Видимо, Б. Телепнев ошибся и речь
идет не о старинном Шведском, а о старинном Шотландском ритуале. После
Февральской революции в Париже существовала особая русская консистория
32-го градуса древнего и принятого Шотландского Устава, к которой принадлежало
60 масонов, - четвертая часть всех русских масонов, живших в Париже. Консистория
получила название "Россия" и была зарегистрирована Верховным Масонским
Советом Франции под № 563. Это заставляет думать, что в своем докладе бр.
Телепнев ошибочно назвал Старинный Шотландский Ритуал - старинным Шведским
ритуалом. Но, может быть, что кроме лож Старинного Шотландского ритуала,
существовали еще ложи подчиненные Шведскому масонству?!
-
Наличие лож особого "карбонарского" или думского
масонства" доказывается данными приведенными в книге меньшевика Г. Аронсона
"Россия накануне революции", к которой приложены письма видной деятельницы
"думского масонства" Е. Кусковой.
-
Наличие ложи и лож Ордена Добрых Храмовников
устанавливается на основании сообщений в газете "Биржевые Ведомости" за
1909 год.
-
Наличие лож Ордена Филалетов устанавливается
на основании сообщения бр. Телепнева в брошюре печати в 1910 году о лекции
члена ордена Филалетов в Париже В. В. Авчинниковой ("Земщина" № 502).
-
Наличие особых украинских лож Розенкрейцеров
видно из сообщения бр. Телепнева (см. стр. 7-ю наст. работы),
-
Наличие особых украинских лож доказывается
сведениями, сообщенными в докладе бр. Б. Телепнева (см. стр. 6-7).
-
О наличии польских лож сообщает в своих мемуарах,
такое хорошо осведомленное лицо как товарищ министра внутренних дел Германии
и министр Пропаганды М. Эрцбергер
и член Вел. Вост. Франции барон Сеншенель.
-
Ложи еврейского Ордена Бнай-Брит в России несомненно существовали. Если
они существовали во всех остальных странах мира - не может быть, чтобы
они не существовали в России, в которой жило большинство евреев и против
правительства которой мировое масонство всех повиновений вело самый ожесточенный
натиск. Но ложи Ордена Бнай-Брит были особо строго законспирированы. О
существовании их не знали, надо полагать, не только русские, но и евреи,
входившие в обычные "христианские ложи". Но факт существования лож Бнай-Брита
несомненен. Их не могло не быть. Более подробные доказательства о том,
что они не могли не быть, приведем в соответствующем месте.
-
О наличии особых немецких лож, пишет в своих воспоминаниях М. Эрцбергер:
"Немецкие ложи в Прибалтике имели близкое сношение с немецким Франкмасонством
и не могли никоим образом служить целям Великого Востока Франции".
-
Наличие финских лож в Великом Княжестве Финляндском устанавливается из
материалов опубликованных финским масонством.
-
После отделения от России, в Латвии и Эстонии стали открыто существовать
масонские ложи, существовавшие раньше нелегально.
Прямыми данными о наличиии грузинских и армянских лож, и лож других народностей,
в настоящий момент не располагаем. Но о том, что была, например, особая
грузинская ложа или ложи можно предполагать с большим основанием. Твердо
установлено, что масонами были видные революционеры, Чхеидзе, Гегечгори
и городской голова Тифлиса Хатисов, принимавший участие в подготовке военного
переворота, и ряд грузин из военных. Оказавшись
заграницей грузины и другие кавказцы создали свою кавказскую ложу "Золотое
руно", а затем ложу "Прометей". Надо думать, что такие особые кавказские
ложи были и до революции.
Имеются серьезные основания предполагать,
что в России имелись также особые масонские ложи, в которых состояли только
лица, происходившие из тюркских народностей. Сепаратисты из числа этих
народностей не могли не знать, что в перевороте в Турции большую роль играли
масонские ложи, опиравшиеся на содействие Великого Востока Франции. И,
вполне естественно, что и они могли захотеть опереться на такого испытанного
врага России, как масонство.
|