Эта книга находится в разделах

Реклама

Уорвик Брэй.   Ацтеки. Быт, религия, культура

Календарный цикл

Самым важным элементом времени был 52-летний период, иногда называемый «Календарный Цикл», который являлся комбинацией 260-дневного Календарного Года и 365-дневного Солнечного Года. Каждый из этих циклов повторялся бесконечное количество раз, и любой день можно было выразить терминами этих двух разных календарей. Вопрос был в том, чтобы открыть элемент, одинаково важный для Календарного и Солнечного Циклов, и ответом, который знали в Мексике еще до Рождества Христова, был 52-летний период. Лучше всего продемонстрировать ход мысли на конкретном примере.


Год, когда Кортес высадился в Мексике (1519-й по нашему календарю), по ацтекской терминологии был 1-м днем Тростника. Другими словами, Новогодний День (1-й день первого месяца Солнечного Года) выпадал на 1-й день Тростника Календарного Года, комбинация, которая повторится лишь через 52 года. Эта цифра получается путем взятия общего наименьшего кратного 260 и 365. Оба числа делим на 5: 260 дает коэффициент 52, а 265 – коэффициент 73. Следовательно, общее наименьшее кратное будет 5 х 52 х 73, то есть 18 980 дней, или 52 года.


Снова привлекая на помощь аналогию с шестеренками, представим себе шестерню с 260 зубцами (дни Календарного Года) и другую шестерню с 365 зубцами (по одному для каждого дня Солнечного Года). Если это устройство начало работать, когда 1-й день Тростника календарной шестерни был напротив 1-го дня солнечной, календарной шестерне нужно было бы совершить 73 полных оборота, а солнечной – 52, чтобы два этих зубца встретились снова.


Любая дата, будь то день или год, могла быть зафиксирована в терминах своего положения в 52-летнем цикле, но, к несчастью, писцы, которые вели хроники, не позаботились пронумеровать каждый цикл отдельно. Событие, имевшее место в 1-й год Тростника, могло произойти в 1519-м, 1467-м или 1415 году или в любую другую дату в пределах 52-летнего интервала.


Самым продолжительным элементом времени было два Календарных Цикла, или 104 года. В цикле Венеры было 584 дня, и 5 циклов Венеры равнялись 8 солнечным годам. 104-летний период, который ацтеки называли «одна эпоха», был элементом первостепенной важности, так как в начале его совпадали Календарный, Солнечный и Венерианский Годы.


52-летние периоды назывались шиумолпилли, то есть «связка лет». В манускриптах писцы использовали два различных иероглифа для обозначения этого цикла – один в виде охапки тростника, перевязанного веревкой, другой – в виде палочки и дощечки, которые жрецы использовали для добывания огня во время Церемонии Нового Огня, проходившей в конце каждого шиумолпилли.



Ацтекские мифы о мироздании предвещали время, когда наступит конец мира, когда звезды и планеты превратятся в чудовищ, которые поглотят все человечество, и когда землетрясение уничтожит Солнце. Эта катастрофа могла произойти в последний день цикла, и пять «пустых» дней, которые завершали год, были временем кризиса и неуверенности. Никто не мог быть уверен, что Солнце снова взойдет и мир будет в безопасности в течение следующих 52 лет. В течение несчастливых дней гасились все огни, люди наводили порядок в своих домах, выбрасывая старую одежду, и разбивали всю посуду, что должно было символизировать окончание старого цикла.




Рис. 59. Добывание огня путем вращения палочки на доске.



С наступлением вечера последнего дня жрецы облачались в одеяния богов и процессией двигались от Великого Храма в Теночтитлане до потухшего вулкана, называемого Холмом Звезды и находящегося в 7 милях от города. На его вершине стоял храм, господствовавший над всей долиной. Здесь жрецы-астрономы останавливались и наблюдали за движением звезды Альционы и созвездием Плеяд. У подножия вулкана огромная толпа в волнении ожидала новостей. Те, кто оставался в городе, забирались на крыши домов и смотрели в направлении вулкана, стремясь увидеть отблеск огня, который был знаком того, что Альциона достигла своего зенита и что на следующий день Солнце снова взойдет.


В тот момент, когда звезда достигала своего зенита, жрецы на вершине вулкана хватали священную жертву и укладывали ее на спину на алтаре. На грудь помещали дощечку для разжигания огня, и, когда вся толпа издавала громкий крик, верховный жрец из квартала Капулько в Теночтитлане брал в руки палочку для добывания огня и вращал ее по дощечке до тех пор, пока дерево не начинало тлеть. Сердце жертвы вырывали из груди и бросали в огонь, а жрецы раздували огонь до тех пор, пока этот «маяк» не становился виден из каждого уголка долины.


Гонцы из всех близлежащих городов опускали сосновые факелы в Новый Огонь и спешили снова зажечь огни в каждом местном храме. Однажды зажженному, этому огню не давали угаснуть до окончания 52-летнего цикла. Из храмов Новый Огонь распространялся в каждый дом, и ночь становилась светлее дня.


На следующий день устраивались празднества и совершались жертвоприношения. В знак начала нового цикла люди надевали новые одежды, заменяли разбитую посуду, белили свои дома и даже заменяли домашних божков новыми фигурками. Человечество было спасено, но отсрочка была лишь временной. Никто не мог с уверенностью сказать, не станет ли этот новый цикл последним.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru