Эта книга находится в разделах

Реклама

Уорвик Брэй.   Ацтеки. Быт, религия, культура

Стенная роспись и скульптура

Храмы и дворы Теночтитлана были заполнены скульптурами, а стены храмов и светских зданий украшены фресками и барельефами. Не многие произведения пережили конкисту. Стенные росписи ацтекского периода существенно пострадали, лучше всего сохранились образчики из двух городов, расположенных вдали от столицы. Поврежденная роспись в одном из храмов в Малиналько изображает процессию воинов, а в Тисатлане, недалеко от Тласкалы, сохранились два алтаря, украшенные изображениями богов и религиозными символами, выполненными в перенятом от миштеков стиле.


Скульптурные изваяния сохранились гораздо лучше. В 1790 году на месте главной площади Теночтитлана была обнаружена огромная статуя богини Коатликуэ, в ходе тех же раскопок был извлечен на свет Календарный Камень – он весит 24 тонны и по сей день является самой крупной из известных ацтекских резных работ. Его диаметр свыше 3 метров. Рисунок на камне представляет квинтэссенцию ацтекской космографии (см. главу 8). В центре – лицо Тонатиу, Солнца, обрамленное когтями, сжимающими человеческие сердца. Наверху дата – 13-й Тростника, когда родилось нынешнее Солнце, в четырех прямоугольных панелях в центре – даты, в которые погибли прежние Солнца. Полоса вокруг внутреннего круга содержит двадцать знаков дней, а внешняя полоса состоит из двух Огненных Змей, встречающихся у основания диска.




Рис. 32. Каменная плита, увековечивающая вклад Тисока и Ауитсотля в строительство Великого Храма в Теночтитлане. На нижней панели дата – 8-й Тростника (1487 г.).




Рис. 33. Каменное изваяние Шиутекутли, Бога Огня. Высота 34 см.




Камень Тисока – часть мемориальной скульптуры. На верхней плоскости снова изображение Тонатиу, по окружности цилиндрического камня – рельефы, изображающие победы правителя Тисока, который, одетый как бог, пленяет правителей пятнадцати покоренных областей, чьи имена написаны иероглифами над сценами войны. Этот огромный цилиндр, более 2 метров в диаметре, был обнаружен в районе главного храма. Стиль резьбы напоминает рисованные фигурки в миштекских кодексах, возможно, работу выполнили миштекские ремесленники, проживавшие в Теночтитлане.


Была найдена также памятная доска, по всей вероятности ранее вмурованная в стену Великого Храма. Нижняя ее часть имеет иероглиф 8-й Тростника (1487 г.), в этом году было закончено новое здание, а над датой – два правителя, приносящие в жертву свою кровь из ушных мочек. Правителей можно идентифицировать по их именным иероглифам: слева – Тисок, который начал строительство, а справа – Ауитсотль, в правление которого оно завершилось. Над центральным элементом стоит дата 7-й Тростника (1447 г.) – в том году Монтесума предпринял первые попытки расширения империи.


Сохранились и многие другие резные изображения: статуи богов и важных персон, натуралистические изображения койотов, птиц, кузнечиков и растений, многочисленные версии Кецалькоатля в виде свернувшейся гремучей змеи, календарные надписи, Воины Орла, знаменосцы, макеты храмовых пирамид, а также резные сосуды для нужд храма.


Все произведения – включая самые крупные – сделаны без помощи металлических инструментов. В Теночтитлане камня, подходящего для такой работы, не было. В дело шел базальт, добываемый в карьерах на южном берегу озера. Каменные блоки для огромных скульптур, описанных выше, доставляли оттуда группы мужчин, вооруженных канатами, кольями и деревянными катками.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru