Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Аскольд Иванчик.   Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Введение

Проблема взаимоотношений между античной цивилизацией и миром евразийских степей часто привлекала внимание исследователей. При этом как правило изучались отношения между греческими колониями Северного Причерноморья и жителями прилегающих степных районов — прежде всего скифами и сарматами. Это неудивительно — в результате колонизации северного побережья Черного моря начиная с третьей четверти VII в. до н. э. именно припонтийские греки стали основными посредниками в отношениях евразийских номадов с античным миром. Однако история этих отношений началась значительно раньше, чем была основана первая греческая колония в Северном Причерноморье. Греки прибыли сюда уже будучи неплохо осведомлены об этнографическом облике и культуре евразийских кочевников. Представления о них, которые греки имели к началу колонизации Причерноморья, складывались из разных источников. Прежде всего, это слухи, которые становились им известны до начала непосредственных контактов со степным миром, видимо, в основном от северных соседей. Евразийские кочевники в это время не представляли особого интереса для греков и воспринимались как очень далекий народ (или народы), живущий на периферии обитаемого мира. Имевшаяся информация о них была весьма скудной и неопределенной. К этому периоду относятся гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея», в которых сохранились единичные упоминания о евразийских номадах.

Положение существенно изменилось примерно во второй четверти VII в. дон. э. В это время кочевники, вторгавшиеся через Кавказ в Переднюю Азию начиная с предпоследнего десятилетия предыдущего столетия, появились в Лидии и Ионии и вошли в непосредственное соприкосновение с малоазийскими греками. Первые группы кочевников, с которыми столкнулись греки, называли себя киммерийцами (название в разных формах сохранилось в греческой, аккадской, древнееврейской, армянской и других передачах). Примерно на полстолетия позже здесь появились и представители родственного им народа скифов. Киммерийцы и скифы играли существенную роль в политической жизни Передней Азии и Анатолии в течение почти столетия и сошли с исторической арены примерно в начале VI в. до н. э. В течение этого периода основная информация о евразийских номадах поступала к грекам в результате прямых контактов с их отрядами, происходивших на территории Малой Азии. Разумеется, в это время сильно возрос интерес греков к кочевникам, представлявшим для них непосредственную угрозу. В результате прямых контактов сильно увеличились объем и достоверность информации, которой они располагали.

Исчезновение кочевников из Малой Азии и примерно совпавшее с ним по времени освоение греками северного побережья Черного моря начали новый этап отношений между ними и степняками. Область основных контактов между античным миром и кочевниками переместилась из Малой Азии на западную периферию евразийских степей; сменился характер и непосредственные участники контактов. Отношения между колонистами и местными народами стали гораздо более глубокими и разносторонними, и именно понтийские греки отныне стали основным источником сведений античного мира о евразийских степях и их населении. Греки имели теперь дело не с военными отрядами, осуществлявшими набеги на их соседей и собственно греческие города, а с народами, живущими в естественной для них среде обитания.

Как уже говорилось, основное внимание исследователей было посвящено именно отношениям между припонтийскими греками и их соседями. Предыдущий, доколонизационный, период отношении степняков с античным миром специально практически не исследовался. В то же время античные представления о степных варварах формировались именно в это время. Впоследствии они существенно менялись из-за изменения характера отношений со степняками, однако многие представления, нисходящие к раннему периоду, и сформировавшиеся на их основе традиции сохранялись в античной литературе вплоть до византийской эпохи. В течение всего этого времени они продолжали влиять на античную традицию о евразийских номадах, обрастали комментариями и служили элементами различных ученых построений. Поэтому для того, чтобы адекватно представить себе историю отношений между античной цивилизацией и степняками, необходимо специально проанализировать самый ранним период этих отношений, существенно отличавшийся от последующих, и выделить восходящие к нему элементы античной традиции. Именно это и является задачей данной работы. Такая задача объясняет тот факт, что ряд греческих текстов, содержащих сведения о ранней истории степняков, я предпочел оставить в стороне. Это касается, в частности, Геродота, основная информация которого посходит к более позднему времени, относящемуся уже к периоду существования греческих колоний Причерноморья. Эти сведения частично проанализированы мной в другом месте. Цель исследования определяет и его хронологические рамки. Нижняя граница определяется прежде всего датой гомеровских поэм — самых ранних известных греческих письменных памятников, начиная с которых мы можем говорить о развитии античной традиции. Верхняя граница — рубеж VII—VI вв. до н. э. — определяется двумя событиями, о которых речь шла выше. В это время с исторической арены сходят малоазийские отряды киммерийцев и скифов. Начавшаяся в третьей четверти VII в.до н. э. колонизация Северного Причерноморья приобретает широкие масштабы. Соответственно резко меняются условия и характер отношений между греками и степным миром.

Данная книга включает две части. Первая посвящена периоду до начала непосредственных контактов греков со степняками. Ее задачей является реконструкция представлений о степных кочевниках, которые имели современники Гомера. Здесь же анализируются и древнейшие представления греков о Черном море, которые существовали у них до начала колонизации его берегов. Эти представления сильно отличались от тех, которые были характерны для греков последующей эпохи: после основания понтийских колоний Черное море было достаточно быстро освоено и стало для них столь же знакомым, как и Эгейское. От старых представлений сохранились лишь незначительные следы, в мерную очередь в мифологических традициях, однако они позволяют реконструировать древнейшие, колонизационные представления. Во второй части рассматриваются свидетельства о контактах греков и кочевников в VII в. до н. э. и сложившиеся у первых в результате этих контактов представлений о номадах. Кроме анализа прямых свидетельств литературных текстов этого времени, предпринимается попытка восстановить связанные со степняками устные традиции, которые существовали в Малой Азии и получили письменную фиксацию значительно позже. Специальное внимание в обеих частях уделяется проблеме влияния этих представлений на дальнейшее развитие античной традиции.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Светлана Плетнева.
Половцы

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.
Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский.
От Скифии до Индии
e-mail: historylib@yandex.ru