Список книг по данной тематике

Реклама

Антонио Аррибас.   Иберы. Великие оружейники железного века

Скульптуры человека

   Хорошо исполненные скульптуры человека характерного типа находят по всему Юго-Востоку, а для Осуна свойственна другая группа, отличающаяся по стилю и хронологии.

   Стилизованные волосы, глаза и драпировка указывают на архаическое греческое влияние, в то время как компактные стереометрические формы – на параллели с сирийскими, хеттскими и ионическими прототипами. Тот факт, что их основной центр находился в наиболее густонаселенной области греческой колонизации, не оставляет никаких сомнений по поводу происхождения этих скульптур.

   Считается, что некоторые скульптуры относятся к школе греческого провинциального искусства, как, например, очаровательная головка коры (девушки) из Аликанте в музее Барселоны и большие сидячие фигуры из Кабеси-ко-дель-Тесоро, Льяно-де-ла-Консоласьон и Серро-де-лос-Сантос. Кору с короной из перьев можно отнести к типу, начало которому положила голова Геры в Олимпии. Самая красивая из сидящих фигур найдена в Кабесико-дель-Тесоро. Одетая в широкое платье, ниспадающее параллельными складками, фигура скованно сидит на кресле с высокой спинкой. Явные параллели можно видеть в сидячих фигурах в храме Дидимы в Милете (575–550 годы до н. э.). Статуя из Льяно-де-ла-Консоласьон, также сильно поврежденная, находится в строгой стоячей позе, но в гораздо более свободной одежде.

   Рис. 46. «Сидящая Дама из Вердолая». Известняк. (Голова может и не принадлежать данному торсу.) Археологический музей Мурсии

   Местная фаза V и IV веков до н. э. отмечена серией из более 300 скульптур (Серро-де-лос-Сантос). В основном она состоит из отдельных голов, демонстрирующих непрерывную эволюцию вплоть до римского периода с псевдоархаизмом, который можно объяснить запоздалым развитием искусства местных художников.

   Между головой женщины из Национального музея в Мадриде, варварской и атавистической, и женской головой из того же музея, изготовленной мастерской рукой (возможно, являющейся портретом), прослеживается большой художественный разрыв. Из этой группы скульптур следует отметить женскую фигуру, которая имеет четкие формы, правильный овал лица и глаз и соответствует стилю, который обнаруживается в Эль-Серро. В «Голове из Кановаса» просматривается любопытный архаичный аспект.

   Что касается мужских голов, то здесь скульпторы добились объема и простоты в рамках подчеркнутого архаизма. Порой, как в случае с головой из барселонского музея, художника вдохновляла идеалистическая интуиция. Ее также можно видеть и в мужской голове из Эль-Толь-мо-де-Минатеда (провинция Альбасете).

   Без сомнения, шедевром местных скульпторов является Дама де Эльче. Она поражает элегантностью, тонкостью черт, живым выражением глаз и богатством одежды. В то же время ее черты отражают классическую традицию, а украшения и все убранство – чисто местные. Такое сочетание наиболее четко просматривается именно в этой скульптуре – самом важном произведении примитивного иберийского искусства.

   Дата скульптуры стоящей монахини, известной как Большая Дама из Серро, точно не установлена. Ее фронтальное изображение и многочисленные украшения, складки одежды и выступающие ступни, а также прекрасно выполненное лицо ставят ее в один ряд с Дамой де Эльче.

   Рис. 47. Известняковая плита из Осуны с изображением человека, играющего на роге. Высота 1,10 метра, ширина 57 см, толщина 24 и 16 см. Национальный археологический музей Мадрида

   В местной скульптуре периода между III и I веками до н. э., то есть между Пуническими войнами и христианским веком, более четко просматривается римское влияние. К этой группе относятся некоторые скульптуры из Эль-Серро-де-лос-Сантос, особенно фигуры в тогах и матримониальные группы, а также целые серии рельефов из Осуны. Особенно тщательно исполнена пара стоящих жертвователей, вырезанных в местных традициях.

   Рельефы из Осуны, найденные в 1903 году, считаются наиболее известными иберийскими скульптурами. Два блока, обработанные в виде двух совмещенных лицевых сторон, должно быть, составляли часть углового украшения здания. Один показывает с двух сторон молящегося человека в царских одеждах, другой – прекрасную женщину-флейтистку и фигуру мужчины в плаще. Несмотря на тонкую работу, скульптору не хватает чувства пропорции. На другом камне изображены два воина, лицом к лицу, на соединенных поверхностях. Они запечатлены в схватке, что явствует из соответствующей комбинации движений рук. Возможно, наиболее завершенной фигурой из Осуны является мальчик-наездник на тимпане угловой части здания из известняка. Галоп его лошади описан как «Веласкес в натуре».

   Эта весьма однородная группа, должно быть, составляла часть украшения здания, построенного в честь событий, произошедших в Осуне примерно в 50 году до н. э. во время войны между Цезарем и Помпеем. Другая скульптурная группа из Осуны относится к более позднему периоду. Она состоит из фриза с изображением воинов с саблями, защищенных щитами. На другом блоке изображена схватка между местными и римскими воинами. Игрок на роге и акробат – оба явно римского происхождения – завершают серию местной романизированной человеческой скульптуры.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Томас Даунинг Кендрик.
Друиды

Гвин Джонс.
Викинги. Потомки Одина и Тора

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря

Гвин Джонс.
Норманны. Покорители Северной Атлантики

Эрик Чемберлин.
Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru