Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Антонин Бартонек.   Златообильные Микены

Глава 9. Социально-политическая структура

Обнаружение каждого нового архива памятников микенской письменности означает также открытие еще одного значительного административного центра, из которого осуществлялось управление обширной округой. А если мы еще и прочтем архивные записи, то при сопоставлении с данными античной традиции сможем почерпнуть из них много весьма важных сведений, которые невозможно получить в результате одних только (пусть даже самых обстоятельных в смысле информативности!) археологических изысканий. Так, весьма тщательно исследованный Блегеном Пилосский дворец дает нам довольно точное представление о том, как выглядел [127] микенский дворцовый центр. Но только на основании того обстоятельства, что дворец находится в районе, куда античная мифологическая и литературная традиция помещает центр владений рода Нелеидов, мы можем строить предположения о том, кто владел этим дворцом, а принимая во внимание некоторые намеки и описания «Илиады» и «Одиссеи», можно сделать также некоторые выводы и об общественных отношениях, существовавших в царстве Нестора. Однако основным критерием истины является согласованность этих выводов со сведениями, содержащимися в текстах пилосских табличек.90)

Уже сами по себе титулы мужей, занимавших главенствующее положение в социальной структуре Пилосского царства, указывают на существенное расхождение между Гомером и текстами табличек. Если у Гомера, как и в более позднем греческом языке, правители микенских государств зачастую выступают под титулом basileus (причем это слово переводится на чешский язык как král — «король»),91) то как на пилосских, так и на кносских табличках властители носят титул wanax (родительный падеж — wanaktos). Это слово также известно из более позднего греческого языка. Гомеровское anax является, в сущности, синонимом слова basileus, но имеет более широкое и менее специфическое значение, приблизительно соответствующее чешскому pan — «господин», хотя означает уже некоего обладающего значительной властью человека, как, например, царя Микен Агамемнона, или же некое божество. Впрочем, эти же функции религиозного содержания имело уже и микенское wanax на некоторых пилосских табличках серии Fr, содержащих сведения о благовонных мазях, пожертвованных различным божествам.

В противоположность этому микенский термин kwasileus, являющийся праформой более позднего греческого basileus, на пилосских табличках означает лишь правителей местного значения. В Пилосском царстве таковыми были особые лица, осуществлявшие надзор за работой и официальными заказами кузнецов и выполнявшие, помимо прочего, функции царских оружейных инспекторов в том или ином административном районе. Аналог этому имеется и в «Одиссее», где говорится о многих басилеях на Итаке («Одиссея», I.394 и сл.), а феакийский царь Алкиной имеет в своей свите двенадцать басилеев («Одиссея», VIII.340 и сл.).

Различие между микенским и более поздним греческим [128] значением слова «басилей» весьма отчетливо отражает то обстоятельство, что политическая власть, сосредоточенная в микенскую эпоху в руках незначительного числа ванактов, была распределена после падения микенской цивилизации между более значительным числом местных правителей, для обозначения которых и стало употребляться слово «басилей», а со временем, когда власть отдельных басилеев распространилась на более обширную территорию, это понятие существенно увеличило свою значимость. Слово же «ванакт», напротив, исчезло из политической жизни, поскольку с падением микенской цивилизации исчезло и лицо, обозначавшееся этим словом. Поэтому, хотя слово «анакт» и значится в более позднем греческом языке, оно уже ограничено только областью культовой жизни, в которой обозначает приблизительно то же, что «господь» в выражении «господь бог».

Не вызывает сомнения, что пилосский властитель упомянут на табличке Er 312, где говорится о площади земельных участков, которыми владеют различные представители господствующего класса Пилосского царства — ванакт, лавагет и три телеста. Лавагет (этот титул известен как в Пилосе, так и в Кноссе) был, очевидно, вторым человеком в Пилосском царстве. Это название указывает, что его следует считать верховным командующим. Само по себе это слово означает «владыка народа», что, однако, еще не дает оснований наделять его особой военной властью. Достаточно вспомнить по этому поводу о чешском vévoda («герцог»), возникшем из voj(e)voda и вскоре утратившем свое первоначальное значение. Сведения, почерпнутые из поэм Гомера, также указывают, что верховным предводителем войска был сам властитель. Таким образом, лавагет был, вероятно, высокопоставленным государственным сановником, неким министром ванакта. Что же касается телестов, то, по-видимому, это были представители местной родовой знати в государственном аппарате Пилосского царства.

Из той же таблички мы узнаем, что площадь земельных владений ванакта была в три раза больше, чем лавагета, и равнялась земельным владениям всех трех телестов, вместе взятых. Можно, однако, предполагать, что речь идет о записи, касающейся только определенного земельного надела (в тексте выступает словосочетание wanakte-rontemenos — «земельный надел властителя»), но ни в коем случае не всех земель ванакта. Прилагательное wanakteros несколько раз засвидетельствовано в Пилосе и в качестве [129] поясняющего определения принадлежности некоторых ремесленников, а также в связи с изготовлением тканей в Кноссе.

Любопытную параллель с указанной табличкой обнаруживает пилосская табличка Un 718, содержащая сведения о четырех лицах, посвящающих дары богу моря Посейдону: на втором месте здесь тоже появляется лавагет, а на первом, якобы предназначавшемся для ванакта, — лицо, обозначенное графически как E-ke-ra2-wo, т.е., вероятно, Enkheliáwon. Большинство исследователей усматривает сегодня в этом слове собственное имя пилосского властителя того времени, к которому относятся сохранившиеся тексты. Это имя, неизвестное в греческой мифологии, встречается и на других пилосских табличках. На основании одной из них (Er 880) можно считать, что это лицо обладало земельными владениями значительных размеров (в три раза большими, чем размеры «теменоса», упоминаемого на табличке Er 312). Кроме того, у Энхелиавона было сорок гребцов, что приблизительно составляет команду одного крупного военного корабля того времени (An 610). Сопоставление прочих табличек аналогичного содержания привело шведскую исследовательницу М. Линдгрен к сходному выводу — что пилосского лавагета, вероятно, звали Веданей и что он был владельцем крупных отар овец и располагал двадцатью гребцами.92)

Более важное место по сравнению с телестами, упоминаемыми на табличке Er 312 на третьем месте, занимали в иерархии пилосского (и, возможно, также кносского) общества так называемые «гекветы» («спутники»). Это были высокопоставленные сановники, сопровождавшие властителя, т.е. члены его свиты. Языковые аналоги соответствующего типа хорошо известны: члены королевской и императорской свиты в эпоху раннего средневековья носили латинский титул comes, т.е. «спутник», из которого возникли затем аристократические титулы «граф», например, во французском (comte) и английском (count) языках.

Слово «геквет» засвидетельствовано на пилосских и кносских табличках около двадцати раз; при этом одиннадцать гекветов выступают как командующие отрядами, выделенными для обороны отдельных прибрежных районов Пилосского царства. В результате сопоставления различных данных французскому ученому М. Лежену удалось установить, что один из гекветов [130] тождествен одному из крупнейших пилосских землевладельцев Амфимеду.93) В Кноссе данные табличек более фрагментарны, но гекветы засвидетельствованы и там. Военные функции гекветов подтверждает и то обстоятельство, что они, несомненно, имели особую форму одежды и располагали выделенными им боевыми колесницами.

Представляется, что высший слой господствующего класса микенского общества состоял из двух частей: центральной власти, представленной властителем (ванакт), его первым министром (лавагет) и свитой властителя (гекветы), а также местного управления в отдельных административных округах, которых насчитывалось шестнадцать. По мнению Дж. Чедуика, во главе каждого округа стоял так называемый koreter со своим заместителем, называемым prokoreter.94) Управляющие округами выполняли самые различные задачи. Из сохранившихся пилосских табличек времени непосредственной военной угрозы Пилосу явствует, что в этих чрезвычайных обстоятельствах они должны были произвести сбор бронзовых предметов — очевидно, для дополнительного изготовления воинских доспехов.

К представителям местного управления в отдельных округах принадлежали и телесты. Это были крупные землевладельцы, находившиеся в таком же соотношении с коретером, как гекветы с ванактом. Численность их была довольно значительна. В главном пилосском округе, где находился и дворец, согласно данным табличек их было 13 или 14.

На Крите телесты засвидетельствованы в четырех местах. В Аптаре, на западе острова, их было целых 45. В качестве земельных собственников они именовались также ktoinookhoi — «владельцы земли», но не всякий ктенух являлся телестом. Очевидно, ктенухи составляли верхний социальный слой свободного населения округа, для обозначения которого употреблялось собирательное название damos, что является микенской праформой более позднего греческого demos («народ»).

О близости терминов ktoinookhoi и damos свидетельствует и одна из пилосских табличек, где сначала было написано слово ktoinookhoi, затем стерто (к счастью, неудачно) и заменено словом damos. В распоряжении дамоса — т.е. населения, которое следовало бы называть скорее «община», а не «народ», — находилась общинная земля, часть которой можно было сдавать в аренду [131] отдельным лицам. Вполне очевидно, что это было выгодно прежде всего ктенухам, как это явствует из текста табличек. Не совсем ясно, в каких отношениях находился дамос как собственник общинной земли к властителю. Кое-что поясняют аналоги, имевшие место на Ближнем Востоке (там правитель был владельцем всей земли, хотя с течением времени только символическим), но окончательное суждение можно вынести только после более тщательного изучения общественных отношений, сложившихся в Эгеиде.

Представители средних социальных слоев, составлявших ядро дамоса, фигурируют в текстах табличек главным образом в записях, касающихся различных трудовых профессий свободных общинников, в частности ремесленников. Довольно высокая численность последних указывает на значительную степень разделения труда в микенском обществе.

Что касается области ремесел, то в текстах табличек встречаются упоминания о лицах, занимающихся обработкой металла (khalkeus — «кузнец», khrusoworgos — «золотых дел мастер»), дерева (drutomos — «лесоруб», tekton — «плотник», thronoworgos — «столяр», harmoteion — «оковщик»), строительным делом (toikhodomos — «зодчий», naudomos — «корабельщик»), изготовлением тканей и выделкой кожи (knapheus — «сукновал», rapter — «портной»), изготовлением глиняных сосудов (kerameus — «гончар»). Из лиц, имеющих отношение к земледелию, животноводству и охоте, кроме ктенухов — «владельцев земли», т.е. землепашцев, выступают главным образом poimen — «овчар», gwougwotas или gwoukolos — «волопас», sugwotas — «свинопас», zeugeus — «возничий», kunagetas — «псарь, охотник», из профессий, связанных с приготовлением пищи, — artopokwos — «пекарь», а из профессий общественного характера — angelos — «вестник», karux — «глашатай», iater — «лекарь», eretas — «гребец».

Само собой разумеется, никто не может с полной уверенностью утверждать, что во всех случаях, когда на табличках упоминаются перечисленные профессии, речь действительно идет о свободных гражданах. Однако в большинстве случаев контекст табличек вполне ясно указывает на это — в частности, когда упомянутое лицо является арендатором земельного участка. С другой стороны, названия женских профессий, о которых говорится на табличках серий Aa, Ab, Ad, бесспорно, относятся [132] к лицам с весьма низким социальным статусом, занятым в дворцовом хозяйстве. Тексты линейного письма Б предоставляют нам не только хорошую возможность определить высшие и средние слои микенского общества, но в то же время являются богатым источником информации и в отношении лиц, стоящих на самых нижних ступенях социальной лестницы микенского общества.

Основу экономического роста микенских государств, несомненно, составляла эксплуатация лиц с зависимым или вообще бесправным социальным статусом, однако социальной структуре того времени был совершенно чужд четкий разграничительный рубеж, отделявший класс рабов от класса рабовладельцев, — явление, имевшее место позднее — в I тысячелетии до н. э., в особенности в классическую эпоху. Впрочем, известно, что даже в классическую эпоху в целом ряде греческих городов-государств социальные слои не выкристаллизовались столь четко, как это имело место в Афинах. Между лицами, занимавшими, безусловно, положение раба, и господствующим классом в ряде областей и городов-государств находились общественные слои с более или менее зависимым статусом, как, например, так называемые периэки в Спарте, занимавшие промежуточное положение между свободными спартиатами и совершенно бесправными илотами. В Микенской Греции вдобавок ко всему прочему существовала наследственная монархия, при которой понятие полностью свободного гражданина фактически ограничивалось царем и его ближайшим окружением. Это равным образом означает, что понятие «раб» в классическом смысле этого слова в Микенской Греции также еще не могло существовать.

Микенологи зачастую еще не вполне осознают этого обстоятельства и ставят знак равенства между микенскими понятиями doelos, doela и их более поздними лексическими эквивалентами классической эпохи dulos, dule, означающими в развитом рабовладельческом обществе раба и рабыню. Таких «доэлов», согласно данным линейных текстов, имел не только ванакт, но и некоторые другие отдельные лица, например гекветы и даже пилосские кузнецы. На пилосских табличках серии Jn самое малое число «доэлов» равняется тринадцати, а на основании одной из поврежденных табличек можно сделать вывод о существовании еще 36 других «доэлов» мужского пола. На некоторых табличках из Кносса идеограммы мужчин и женщин стоят рядом с греческим словом kwrijato, [133] соответствующим классическому (e)priato, что значит «купил», на основании чего принято считать, что документ сообщает о покупке рабов.

Трудность состоит также в том, что понятия doelos, doela употребляются и при обозначении лиц, называемых theoio doeloi или theoio doelai, т.е. «божьи слуги», «божьи служительницы». Последние же зачастую фигурируют на пилосских табличках в качестве арендаторов земельных наделов, а представление о рабе, являющемся одновременно арендатором земли, совершенно несовместимо с понятием раба как совершенно бесправного лица.

В сколь сложные земельно-правовые отношения вступали пилосские «божьи слуги» и «божьи служительницы» видно, например, из таблички Eo 247, которая содержит записи о наделе, сдаваемом в аренду богатым ктенухом Айтиоквсом. Арендуют этот надел один жрец, трое «божьих слуг» и две «божьи служительницы». При этом большая часть арендаторов не ограничивается арендным соглашением с одним Айтиоквсом. Например, один из «божьих слуг» взял в аренду наделы еще у трех других ктенухов, а некоторые арендуют, кроме того, наделы еще и у всей общины. С другой стороны, то странное обстоятельство, что «божьи слуги» лично не владеют никакой землей, свидетельствует об их более низком общественном положении хотя бы даже в сравнении со жрецами, которые могли обладать земельной собственностью.

Каких лиц обозначало, таким образом, понятие «божьи слуги», продолжает оставаться загадкой, хотя все исследователи признают возможность их связи с культом. Определенно можно сказать лишь следующее: «божьи слуги» не были рабами в более позднем греческом значении этого слова. Эта же оговорка распространяется, на наш взгляд, и на некоторых других «доэлов». Так «доэлы геквета Амфимеда» могли арендовать землю наряду с ктенухами и «божьими слугами», и, таким образом, их нельзя считать совершенно бесправными лицами.

Естественно, возникает вопрос, имеются ли в текстах линейного письма Б упоминания о рабах в полном смысле слова, т.е. о лицах, лишенных всяких прав. Обычно специалисты дают положительный ответ на этот вопрос, исходя из того обстоятельства, что среди пилосских табличек имеется целая серия записей о рабочих группах женщин и детей, безусловно занимавших самое низкое положение в социальной структуре общества. Имеются в виду таблички серий Aa, Ab и Ad, на которых упоминается [134] 49 различных групп женщин и детей, причем некоторые из них фигурируют два и даже три раза. Наиболее полной представляется серия Aa, содержащая две группы табличек, каждая из которых составлена своим особым писчим почерком и, несомненно, касается одной из двух главных пилосских провинций. Здесь приводятся прежде всего суммирующие данные о количестве женщин и их детей (отдельно девочек и мальчиков), после чего даются сведения о численности лиц, которым поручен надзор за этими рабочими группами. Серия Ab включает те группы серии Aa, которые относятся к западной области, кроме того, здесь же содержатся и записи о выдаче им хлеба и смокв. Серия Ad интересна тем, что содержит сведения только о мальчиках — сыновьях женщин, зарегистрированных на табличках серий Aa и Ab, которые, несомненно, уже достигли физической зрелости и поэтому могли работать отдельно от своих матерей. С этим согласуется и тот факт, что в сериях Aa и Ab численность мальчиков ниже, чем девочек.

То обстоятельство, что на табличках упомянутой группы отсутствуют сведения о других мужчинах, кроме сыновей женщин, занятых в дворцовом хозяйстве, вполне соответствует тому, что говорится об источниках рабства у Гомера и других античных авторов. При взятии города или военном вторжении в рабство обращали только женщин и детей, тогда как всех взрослых мужчин попросту истребляли. Очевидно, опыт показал, что использование последних на подневольной работе было сопряжено с такими значительными неудобствами и требовало соблюдения столь значительных мер предосторожности, что это оказывалось нецелесообразно.

Приведем несколько примеров, которые могут дать представление о содержании табличек:95)

Aa 783: Женщины-прачки
ЖЕНЩИН 38, девочек 13, мальчиков 15, [лицо] DA 1, [лицо] TA 1

Ab 553: Пилос — прачки (женщины)
[женщин] 37, девочек 13, мальчиков 15, ЗЕРНА 11 крупных + 1 средняя мера, СМОКВ 11 крупных + 1 средняя мера, DA, TA.

Ad 676: Пилос — мальчики прачек (женщин)
МУЖЧИН 22, мальчиков 11. [135]

В заглавии каждого из приведенных трех текстов указывается конкретный вид трудовой деятельности женщин, о которых (а также о детях которых) идет здесь речь. Серии Ab и Ad, как правило, отличаются от серии Aa тем, что содержат в заглавии указание на место трудовой деятельности (Пилос таковым является не всегда). Мы уже говорили, что на табличках серии Ab встречаются и сведения о продовольственном рационе. Из сопоставления с другими табличками явствует, что каждая женщина получала по две «средние» меры96) хлеба и смокв, каждый ребенок — по одной мере, лицо DA — пять мер (надзиратель), а лицо TA — две меры (надзирательница). Если, руководствуясь этим штампом, подытожить данные таблички Aa 783, то общая сумма составит 111 мер (38 * 2 + 13 + 15 + 5 + 2 = 111). На табличке Ab 553, которая, впрочем, совершенно идентична табличке Aa 783, вместо 38 ошибочно упоминается 37 женщин (общая сумма объемных мер для 37 женщин должна составлять 109). Добавим к этому, что одна упоминаемая здесь мера составляет около 9,6 литров и что рацион был рассчитан на месяц. Знаменательно, что смоквы и зерно выделялись в качестве продовольственного рациона и в странах Ближнего Востока.

Численность женщин в различных рабочих группах различна, колеблясь от 1 до 38. Число детей, зарегистрированных на табличках вместе со своими матерями, довольно низко и, как правило, не превышает общей численности упомянутых женщин на тех же табличках. Очевидно, в состав рабочих групп входило и много женщин старшего возраста, дети которых к тому времени были уже привлечены к трудовой деятельности иного рода. На табличках серий Aa и Ab зафиксировано около 750 женщин и несколько большее количество детей (450 девочек и 350 мальчиков). Из них около 450 женщин, т.е. 60%, было задействовано на работах непосредственно на территории округа главного города, около 100 трудилось в прочих населенных пунктах западной провинции, остальные 200 — в восточной провинции, причем более половины в Левктрах — административном центре провинции. Количество молодых мужчин и юношей на табличках серии Ad составляет около 450. При этом опять-таки более 60% мужской рабочей силы было занято в Пилосском округе. В целом же на табличках упомянутых трех серий зарегистрировано, таким образом, около 2 тыс. человек. [136]

В Пилосе существовало два критерия классификации трудовых групп женщин: род деятельности и место рождения. В первом случае мы встречаемся со столь разными профессиями, как мукомольщицы, пряхи, швеи, прачки, прислуга и т. п. Речь идет исключительно о женских профессиях низшего порядка, связанных непосредственно с домашним хозяйством, прежде всего с текстильным производством.

Образованные от топонимов определения, указывающие на происхождение женщин, зачастую относятся к отдаленным областям на западном побережье Малой Азии — например, милетянки (Милет был городом с микенским населением уже с конца XV в. до н. э.), книдянки (Книд — полуостров и город на юго-западе Малой Азии), зефириянки (Зефирий — город в районе Галикарнасса к северу от Книда), лемниянки (остров Лемнос расположен в северной части Эгеиды, приблизительно на морском пути из Греции в Трою) или женщины из Асвии (явно греческое название какой-то области на западе или юго-западе Малой Азии, о которой уже в хеттских клинописных текстах говорится как о земле Ашшува — ср. ниже, с. 258).

Каким образом эти женщины очутились в Пилосе? Путь морем из Пилоса до малоазийского побережья составляет по меньшей мере 650 км. При этом из поэм Гомера известно, что в Троянской войне принимало участие 90 пилосских кораблей, т.е. около 5 тыс. человек. На основании же тех сведений о завоевании Трои и обращении в рабынь троянских женщин, которые заимствовал из мифологической традиции Гомер, естественно предположить, что отдельные группы женщин, работавших в Пилосском дворце, были из добычи, захваченной под Троей. Впрочем, с другой стороны, известно, что малоазийский Милет был населен, по крайней мере частично, микенскими греками и нападение пилосцев на такое поселение не представляется правдоподобным.97) Более вероятно, что «милетянки» получили свое имя по той причине, что были куплены на рынке рабов в Милете. Что же касается книдянок и прочих групп женщин, то и они могли быть приобретены в Милете или других малоазийских городах, поскольку и в Книде, и в Галикарнассе обилие микенской керамики в местных захоронениях указывает на присутствие там микенского населения в период около 1200 г. до н. э.

Однако не все женщины, зарегистрированные на упомянутых табличках, являются уроженками далеких земель [137] Малой Азии. Имеется, например, упоминание о киферянках. Остров Кифера находился на расстоянии одного дня пути на корабле от Пилоса, и тамошние жители могли попасть в плен в результате военного нападения пилосского царя.

Таким образом, весьма вероятно, что лица, упомянутые на табличках серий Aa, Ab и Ad, отличались в этническом и языковом плане от представителей господствующего класса Пилосского государства. При этом не следует исключать возможности, что этнически и лингвистически отличалась и часть сельского населения Пилосского царства, относившаяся к еще догреческому этносу. По мнению некоторых исследователей, упоминавшийся на пилосских табличках термин kamahewes обозначает социальный слой, занимавший более низкое положение, чем широкие слои населения, обозначаемые термином damos и этнически связанные с господствующим классом.

Но как бы то ни было, тексты линейных табличек из Пилоса, безусловно, содержат красноречивые аналоги к описанию жизни во дворцах ахейских властителей (в том числе к упоминаниям о дворцовых рабынях и служанках в гомеровских поэмах). Правда, численность этой прислуги оказывается у Гомера значительно меньшей, чем на пилосских табличках: даже Гомер не мог представить себе всего великолепия дворцов микенской эпохи. Для сравнения стоит вспомнить, например, о знаменитом пассаже из «Одиссеи» (VII.103-107), рассказывающем о ведении домашнего хозяйства во дворце царя феаков Алкиноя:

Жило в пространном дворце пятьдесят рукодельных невольниц:
Рожь золотую мололи одни жерновами ручными,
Нити сучили другие и ткали, сидя за станками
Рядом, подобные листьям трепещущим тополя; ткани ж
Были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло.

Наличие этих аналогов вынудило большинство исследователей склониться к тому мнению, что лица, упомянутые на пилосских табличках серий Aa, Ab, Ad, находились в Пилосском дворце в совершенно бесправном положении.

Таким образом, в свете текстов линейных табличек основные черты социальной структуры микенского общества вырисовываются сегодня довольно четко. Речь идет о весьма дифференцированном обществе с многоступенчатой шкалой социальных слоев, нисходящей от властителя (wanax) и его наместника (lawagetas) к высшим [138] государственным сановникам, по всей вероятности, тождественным высшим представителям родовой знати (hekwetai), далее к прочим держателям частной земли (ktoinookhoi), первое место среди которых занимали представители местной знати (telestai), а также жрецы (hierewes) и зажиточные ремесленники, затем к «божьим слугам» и «божьим служительницам», вплоть до лиц весьма зависимого положения, каковыми являлись doeloi, doelai, а уже за ними следовали лица, упомянутые на табличках серий Aa, Ab, Ad. Где-то посредине находились рядовые члены общины (damos) самых различных профессий, главным образом сельскохозяйственных и ремесленных, причем несколько ниже, по всей видимости, стояли остатки догреческого сельского населения (kamahewes). Давать более подробную характеристику отдельным упомянутым группам затруднительно, поскольку состояние этого вопроса в настоящее время не дает возможности привлечь для его решения необходимые конкретные данные. Однако картина, составленная на основании данных, содержащихся в текстах линейных табличек, отличается от развитой социальной структуры античного общества, существовавшего, например, в Афинах классического времени (V—IV вв. до н. э.), которое характеризуется острыми противоречиями между классами рабов и рабовладельцев. Более того, она не согласуется даже с картиной микенского общества, составленной ранее на основании поэм Гомера.

Детальный анализ аналогий и различий между Гомером и текстами линейных табличек показывает, таким образом, что микенский мир XIV—XIII вв. до н. э. и гомеровский мир VIII в. до н. э. разделяла глубокая пропасть, в которой на протяжении XII в. до н. э. безвозвратно исчезли роскошные микенские дворцы и вся создавшая их цивилизация. Несмотря на все великолепие гомеровских описаний, мир ахейских героев изображен в «Илиаде» и «Одиссее» значительно более скромным, в сравнении с его реконструкцией, произведенной на основании данных линейных табличек и археологических раскопок. Гомер имел довольно хорошее представление о том, что за несколько веков до него на территории материковой Греции существовала цивилизация, с которой не могла равняться его собственная эпоха, однако подлинного могущества микенских властителей и великолепия их дворцов он даже не мог вообразить.

Таким образом, когда в XII в. до н. э. происходит крушение микенского мира, Эгеида претерпевает столь [139] существенные перемены политического и экономического характера, что цивилизация, формирование которой на развалинах микенского мира относится к началу I тысячелетия до н. э., носила уже весьма отличный характер, была довольно неоднородной в политическом отношении и находилась на значительно более низком уровне по сравнению с цивилизацией эпохи расцвета Микен. Современники Гомера уже с удивлением слушали рассказы о том, что царь мифического острова феаков Алкиной имел при своем дворе 50 служанок. Но как бы изумились слушатели Гомера, если бы узнали, что линейные тексты из Пилоса регистрируют только в одной группе табличек две тысячи человек, весьма тесно связанных с хозяйством Пилосского дворца!

Послемикенская эпоха весьма часто вносит в воображаемую картину микенского мира некоторые современные ей черты.98) В гомеровских поэмах таковыми являются, например, упоминание о железе (микенская эпоха относится еще к бронзовому веку), изображение своеобразной военной демократии микенских властителей, совещающихся на сходках со своим народом во время войны, или же рассказ о том, что отец Одиссея бывший итакийский царь Лаэрт трудится и живет вместе со своими работниками в принадлежащем ему саду. Однако стремящийся к объективности исследователь наших дней вынужден смириться с тем, что в микенских дворцах место доблестных, но простых гомеровских героев заняли могущественные властители в одеяниях восточных деспотов, со своим развитым бюрократическим аппаратом, централизованной экономикой и десятками чиновников, регистрировавших во дворцах каждый поломанный треножник, каждое запасное колесо боевой колесницы или недоимки установленного натурального налога. Встречается на табличках и слово «герусия», обозначающее совет старейшин, «сенат», но только когда речь идет о местном управлении, а вовсе не о центральной дворцовой власти, которая производит впечатление государственного образования, стоящего намного ближе к ранним обществам Ближнего Востока, чем к греческим государствам I тысячелетия до н. э.

При этом, однако, Микены занимали окраинное положение среди областей, подвергшихся сильным влияниям Востока. Минойский Крит, особенно в период, предшествующий вулканической катастрофе около 1470 г. до н. э., стоял к Востоку намного ближе, чем греческие [140] государства. В то время как Крит унаследовал от Востока экономическую систему вместе с целым рядом культурных явлений тамошнего образа жизни, а критские дворцы были не только политическими центрами, но и центрами производства и товарообмена, ахейцы заимствовали на Востоке главным образом систему хозяйственного управления. Их дворцовые центры всегда носят характер преимущественно оборонительных сооружений. При этом производительная и товарообменная хозяйственная деятельность осуществлялась зачастую вне территории собственно дворца (например, в Микенах — в предместье, расположенном между дворцовыми укреплениями и так называемой «сокровищницей Атрея»).


90) Кроме работ, указанных в примеч. 78, см.: Lejeune M., 1959, 1965; Bartoněk А., 1964а; Ленцман Я. А., 1963; Wundsam К., 1968; Lindgren M., 1973.

91) См. примеч. 4. (Примеч. пер.)

92) Lindgren М., 1973, II, с. 134 и сл.

93) Lejeune M., 1966, с. 260.

94) Chadwick J. 1976а, с. 73 и сл.

95) Слова, переданные заглавными буквами, обозначают соответствующие идеограммы текстов линейного письма Б.

96) Имеется в виду «средняя» мера сыпучих тел (см. с. 83), равнявшаяся, согласно Дж. Чедуику, 9, 6 л. См.: Chadwick J., 1976а, с. 108.

97) Это утверждение автора находится в явном противоречии с тем, что говорится ниже о междоусобных войнах в Микенском мире. (Примеч. пер.)

98) О дискуссии по вопросу о классовой структуре обществ Эгейского мира и гомеровской Греции, имевшей место в советской науке, см. статью Я. А. Ленцмана в ВИ, 1950. (Примеч. пер.).

загрузка...
Другие книги по данной тематике

С.Ю. Сапрыкин.
Религия и культы Понта эллинистического и римского времени

Питер Грин.
Александр Македонский. Царь четырех сторон света

Франк Коуэл.
Древний Рим. Быт, религия, культура

Хельмут Хефлинг.
Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима
e-mail: historylib@yandex.ru