Старший урядник Донского казачьего войска. Один из основоположников советской батальной живописи
Родился на хуторе Шарпаевка (ныне Ростовская область) в семье казачьего офицера Мартыщенко. Ещё в раннем детстве будущий художник-баталист проникся красотой донских степей. Его отец был большим любителем истории казачества, истории родного Дона. Он выписывал иллюстративные издания по военной истории России, в семье имелась неплохая библиотека. Эта любовь к прошлому своего Отечества передалась сыну.
Сказалось на судьбе Мартыщенко-младшего и то, что он ещё в детстве познакомился с творчеством прославившегося в конце XIX столетия русского художника-баталиста Н. Н. Каразина, немало занимавшегося иллюстрированием книг и альманахов.
Будущий знаменитый советский баталист 1920–1930-х годов очень рано проявил свою склонность к живописи. Отец постарался дать ему хорошее образование. После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской Митрофан Мартыщенко в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. Ему повезло в том, что он учился у известного русского художника К. К. Костанди, от которого почерпнул очень многое.
Учился юный донской казак азам живописи прилежно и уже по своим первым училищным работам заметно выделялся среди других учащихся. В 1902 году Совет Одесского общества изящных искусств присудил ему стипендию имени Судновского.
В 1903 году Митрофан Борисович поступает в Санкт-Петербургскую академию художеств. Молодой художник продолжил своё образование у таких великих российских мастеров кисти, как И. Е. Репин и Ф. А. Рубо. То есть школа батальной и исторической живописи, которую он прошёл в городе на берегах Невы, была высокопрофессиональной.
Академию художеств начинающий живописец закончил в 1911 году, показав большие успехи в овладении секретами мастерства. Он получил звание дипломированного свободного художника, сменив при этом свою фамилию. Взятый в том году псевдоним «Греков» так и остался для него на всю жизнь фамилией.
Почему именно Греков? Потому что одним из самых старинных и прославленных казачьих родов в Войске Донском были Грековы, которые проживали и в станице Каменской. Это была своеобразная дань истории родного степного края.
Профессия свободного художника не давала материальной обеспеченности, к тому же 30-летний Митрофан Греков, как казак, хотя и осевший в столице, должен был отслужить положенные годы в Российской Императорской армии. В 1912 году он поступает в лейб-гвардии Кирасирский полк, чтобы не терять связей с содружеством вольных художников.
Была и ещё одна причина, почему начинающий баталист пошёл служить в гвардию, в гвардейскую кавалерию. Она имела очень богатую боевую историю, знакомство с которой давало немало интересных тем для рисунков и живописных полотен.
Ряд его картин того времени имели успех на художественных выставках в столице. Одной из них, к примеру, была картина «Атака лейб-гвардии Кирасирского полка под Кульмом в 1813 году». Это полотно было написано в честь памятного события из истории родного полка гвардейской кавалерии.
За два службы кирасирской службы Митрофан Греков написал немало картин на исторические темы из биографии не только своего Кирасирского, но и таких прославленных полков русской армии, как лейб-гвардии Гренадерский и Павловский. Отслужив положенный срок, Греков увольняется в запас в звании младшего урядника.
Когда началась Первая мировая война, Митрофан Греков, как казак, был призван осенью 1914 года на службу не в армейскую кавалерию, а в Донское казачье войско. Собственно говоря, это было и его желанием. Младший урядник зачисляется в ряды 19-й особой (ополченческой) Донской казачьей сотни, которая вскоре убыла в действующую армию.
Воевать Митрофану Грекову довелось на Юго-Западном фронте. Он принимал участие во многих боях, познал все тяготы фронтовой жизни, видел и успешные наступления, и безрадостные отступления. Знал и окопную жизнь. То есть война сама вошла в судьбу художника-баталиста.
В военные годы он сделал немало зарисовок для своих будущих живописных полотен. Его прежде всего интересовали боевые дела и фронтовой быт казачьих войск, особенно земляков-донцов. На эту тему были написаны такие грековские картины, как «Отступают», «Выезд казачьей батареи на позиции», «Солдат Ширванского полка», «Урядник 19-й сотни», «Казачий разъезд на разведке», «Уральский казак».
Митрофан Греков оказался участником знаменитого Брусиловского наступления, то есть наступательной операции русского Юго-Западного фронта, равной которой в истории Первой мировой войны нет. Те события навеяли ему сюжеты, которые стали основой для таких известных картин, как «Стремительный натиск» и «Гвардии Атаманский полк на русско-австрийском фронте».
…После Октября 1917 года и развала Русского фронта старший урядник Греков со своей Особой сотней вернулся на Дон, в родные места. Когда началась Гражданская война, казак-художник оказался на стороне советской власти. Он добровольцем вступает в ряды красных войск, став бойцом конницы С. М. Будённого. В её рядах он прошёл весь путь прославленной Первой конной армии. При этом он не расстаётся с кистью, продолжая делать зарисовки.
С К. Е. Ворошиловым и С. М. Будённым, людьми из ближнего сталинского окружения, художник познакомился лично в 1922 году, уже после окончания Гражданской войны. Те проявили большой личный интерес к творчеству художника, поскольку почти все его живописные полотна с 1918 года посвящались Первой конной армии и тем боям, в которых она участвовала.
К той знаменательной для Митрофана Борисовича встрече с двумя будущими маршалами Советского Союза он уже написал ряд батальных полотен по истории Гражданской войны на Юге России. Это были картины: «Корниловцы» (1919 год), «Подвоз снарядов к Новочеркасску» (1920 год), «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского» (1921 год).
Только что окончившаяся Гражданская война давала художнику-конноармейцу из казаков обилие тем и сюжетов. Он задумал написать серию картин о Красной армии, в рядах которой сражался против белогвардейцев, в том числе и против белых донских казаков. То есть кистью изобразить увиденное и пережитое лично им. Известно, что сюжетами почти ста грековских картин стали рассказы Ворошилова и Будённого о походах и боях Первой конной армии.
Митрофан Борисович Греков оказался не только талантливым баталистом, но ещё и очень плодовитым. В 1918–1934 годах им было написано почти 300 (!) картин.
Красным конникам Будённого он посвящает такие известные картины, как «В отряд к Будённому» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Тачанка» (1925), «Кавалерийская атака» (1927), «Трубачи Первой конной» (1934) и другие. Последняя из названных картин как бы символизировала победу Красной армии в Гражданской войне.
Большой художественной выразительностью отличаются такие грековские полотна, как «Замёрзшие казаки генерала Павлова» (1923), «Бой под Егорлыкской» (1927–1928), «На Кубань!» (1934) и другие. Все картины талантливого казака-баталиста, ученика Репина и Рубо, отличались высокой художественной культурой, хорошим знанием жизни. И, ко всему прочему, он умел объективно показать изображаемые им исторические события.
Митрофан Борисович Греков в истории отечественной культуры знаменит тем, что стал первым автором советской диорамы «Взятие Ростова», создание которой было завершено в 1929 году. За неё он был награждён золотыми часами с надписью «Мастеру художественного батального слова М. Б. Грекову от 1-й Конармии».
К 1933 году художник заканчивает работу над панорамами «Оборона Царицына» и «Памятник Первой конной армии».
Греков активно занимался общественной деятельностью. В 1925 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует её филиал в Новочеркасске. Он становится постоянным участником художественных выставок в Москве и других городах Советского Союза, получая много доброжелательных отзывов.
Живописец не жалел себя в работе. Увлечённый созданием панорамы боёв за Перекоп в 1920 году, Митрофан Борисович поздней осенью 1934 года выехал в Крым для написания этюдов. Там он заболел и в ноябре месяце умер в Севастополе, где и был похоронен.
Созданная им студия военных художников-баталистов в 1935 году была организационно оформлена. Ей было присвоено имя основателя студии.
Художественное наследие донского казака М. Б. Грекова бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, музее политической истории революции и Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества — Доме-музее М. Б. Грекова.
В Советском Союзе в 1966–1991 годах за лучшие живописные произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы, то есть к 9 мая, присуждались одна золотая и три серебряные медали имени М. Б. Грекова. Казака-донца, прославившего своими талантливыми творениями советскую школу батальной живописи.
|