Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Алексей Гудзь-Марков.   Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв

Святослав Ярославович (1073—1076)

В 1073 г. между Ярославовичами возникла распря. Святослав сумел настроить Всеволода против Изяслава, и тому пришлось покинуть Киев и знакомой дорогой уехать в Польшу.
Это произошло в марте, и весна лишь робко заявляла о скором торжестве.
Святослав переехал из Чернигова в Киев, а точнее в столичный пригород — Берестово. Видно, в Киеве у Изяслава было много сторонников. То, что Святослав Ярославович рассылал своих детей и бояр в Тмутаракань и на север Руси, говорит об энергии черниговского князя, о его честолюбии. А разгром половцев в 1068 г. под Сновском указывает на мужество Святослава.
Новый киевский князь поспешил внести собственную лепту в строительство столицы и его пригородов. В 1073 г. Святослав заложил первый камень в основание главного храма Печерского монастыря. Игуменом в обители был Феодосий. Собор Успения Богородицы строился в 1073 — 1077 гг. Это был чудный одноглавый шестистолпный каменный храм с тремя апсидами на востоке. Киево-Печерский патерик сообщает: «Придоша от Царяграда мастери церковнии, четыре мужи».
Величина подкупольного квадрата храма более, нежели у киевской Софии, — 8,6 м. Но в целом Печерский храм размерами уступал Софии, остававшейся крупнейшим зданием Руси до XV в.
Вскоре на Руси стали строить множество каменных храмов, подобных Печерскому. Столицы отдельных княжений и главные города волостей и уделов началй украшаться однокупольными каменными соборами.
В 1074 г. скончался игумен Феодосии. До нас дошло «Житие Феодосия». Полагают, что его автором был монах Печерского монастыря Нестор, один из редакторов «Повести временных лет».
В Житии говорится, что родители Феодосия жили в Василеве, в городе, стерегшем подход к Киеву с юга. Юный Феодосий с родителями переехал в Курск. Слава о блаженном Антонии достигла ушей Феодосия, и вскоре оба подвижника соединили молитвы под киевскими горами.
В 1075 г. из Германии к Святославу в Киев прибыло посольство. Святослав распахнул перед гостями двери княжеских кладовых, и глазам пришедших представилось множество «злат и сребра, и паволок».

Архитектурные мотивы в иконографии XI —XIV вв.


О цели визита посольства мы узнаем из летописной фразы: «...реша се ни во что же есть, се бо л ежить мертво». По-видимому, при дворе Генриха IV Саксонского были наслышаны о богатстве Руси, но увиденное цотрясло и еще более утвердило Германию в необходимости вовлечения Руси в орбиту своего экономического, политического и религиозного влияния. Однако с Русью дело обстояло не так понятно, как с латинизированными Польшей, Чехией и Хорватией. Греческая церковь накрепко заняла западный рубеж Руси, и штурм этого бастиона занял не одно столетие.
В 1076 г. два двоюродных брата — Владимир II Всеволодович Мономах и Олег Святославович выступили в Польшу помогать Болеславу II против чехов. Польша боролась с Германией, Чехией и Поморией, и союз с Русью имел для нее величайшее значение.
Когда широкие русские поля и темные леса укрыл снег, а реки сковало льдом, скончался князь Святослав Ярославович. Это произошло 27 декабря 1076 г. Погребли князя в Спасском соборе, повидимому, в Чернигове.
А 1 января 1077 г. Всеволод Ярославович сел на великокняжеский стол в Киеве.
В ту же зиму у Владимира II Мономаха родился сын Мстислав, в свое время ставший Великим киевским князем.
В 1077 г. с западных рубежей до Киева долетела тревожная весть — Изяслав Ярославович, подкрепленный польскими отрядами, выступил на Русь. Недаром дочь Изяслава Евпраксия была замужем за сыном Болеслава II.
Всеволод уступил Киев старшему брату, и в июле 1077 г. Изяслав въехал в ворота русской столицы. Встал вопрос раздела колоссального наследства покойного Святослава Ярославовича. И дети Святослава едва могли в споре тягаться с дядьями.
В апреле 1078 г. из Чернигова в Тмутаракань бежал Олег Святославович. В тот же год в далеком новгородском Заволочье убили Глеба Святославовича. В июле Глеба упокоили в Спасском соборе Чернигова.
В Новгороде Изяслав Ярославович посадил сына Святополка II. Ярополк Изяславович сидел в Вышгороде, а Владимир II Всеволодович — в Смоленске.
В 1078 г. Олег Святославович и Борис (Вячеславович), внуки Ярослава Мудрого, пришли на Русь «искать отчины» и привели в помощь половцев. Так русские князья начали раскачивать государство, не успевшее окончательно сформироваться.
Всеволод сошелся с племянниками на реке Сежице. Началось сражение. Половцы одолели, и много русских бояр было побито. Летописец среди погибших в сражении 26 августа 1078 г. упоминает знакомого нам Тюку — Чудина брата, Ивана Жирославовича, Порея.
Олег и Борис сели в Чернигове, а русичи почувствовали недоброе, предвидя печальную будущность, полную братоубийственных войн.
Всеволод приехал в Киев к брату Изяславу, и тот утешил гостя словами: «...брате не тужи, видиши бо колко ся мне сключи зла... не изгнаста ли вы мене брата своя, и не блудих ли по чюжимъ землямъ. именья лишенъ быхъ...»
Скоро к Киеву подошли Ярополк Изяславович из Вышгорода и Владимир II Всеволодович из Смоленска. Собралась немалая сила, и Чернигов был осажден.
Владимир II подошел к Чернигову с востока, «от Стръжене», овладел воротами и пожег окольный город.
3 октября 1078 г. недалеко от Чернигова, на Нежатиной ниве, произошло сражение. Дрались жестоко — князья за столы, бояре за кормления. Одним из первых сложил голову Борис Вячеславович. С ним угасла одна из ветвей Ярославова древа. Следующей жертвой стал Великий князь киевский Изяслав I Ярославович. Он стоял среди своих воинов «в песцехъ, оунезапу приехавъ один, оудари копьемь за плеча и тако оубьенъ быс Изяславь...».
Олег Святославович проиграл сражение и едва ушел с малой дружиной в Тмутаракань.
Тело Изяслава положили в ладью и водами Десны привезли в Киев. А в столице уже был слышен плач.
На киевском столе сел Всеволод Ярославович. Его сын Владимир II Мономах был оставлен в Чернигове. Сына Изяслава Ярополка отправили во Владимир Волынский, и к тому была придана Туровская волость.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

под ред. Т.И. Алексеевой.
Восточные славяне. Антропология и этническая история

Игорь Фроянов.
Рабство и данничество у восточных славян

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления

Любор Нидерле.
Славянские древности
e-mail: historylib@yandex.ru