«Письменность, о которой мы говорим, употребляется и сейчас, — продолжает он. — Почти все белые, которые поддерживают связи с индейцами, не знают о существовании этой письменности. Ее видели очень немногие, но не придавали ей ни малейшего значения. Это тем более странно, что туземцы, которые ходят в церковь города Ла-Паса (столица Боливии), обычно имеют при себе молитвенник с иероглифическими текстами». Первое время у боливийского ученого не было прямых доказательств родства письма «килка» современных индейцев с запрещенным инками иероглифическим письмом. Правда, индейцы утверждали, что искусство их письма восходит к древним временам, еще до инков. Совпадало и название письма — «килка».
Среди иероглифов, которыми пользовались индейцы, встречались и такие, смысл которых был непонятен самим писцам; это традиционные, древние знаки, их происхождение — в глубоком прошлом, говорили индейцы. Да и трудно представить себе, чтобы индейцы изобрели и широко распространили новую систему письма в колониальный период, когда испанское духовенство ввело европейское письмо — латиницу. Более вероятно, что рождение иероглифики восходит к временам расцвета индейской культуры — к докалумбовым временам. Вскоре это предположение полностью подтвердилось. Археологи нашли несколько коротких надписей на статуэтках и камнях, относящихся ко временам до испанского завоевания. На берегу озера Титикака был обнаружен камень и с более длинной иероглифической надписью. Фигура всадника на лошади говорит о том, что надпись была сделана уже после открытия Америки европейцами. Так замкнулась цепь: от археологической находки с письменами через камень с надписью колониального периода до современных иероглифических письмен индейцев.
Знаки, употребляемые в древних письменах, несколько отличаются от «современных». Это естественно, ведь прошла не одна сотня, а может и тысяча, лет с тех пор, как была изобретена письменность в Южной Америке.
Всего лишь две строки содержит самая длинная из надписей, найденных археологами. Но и по двум строкам можно судить о направлении письма. Каждая новая строка перевернута вверх ногами по отношению к предыдущей (этот способ письма называется перевернутым бустрофедоном). На всем земном шаре только одна письменность пользуется таким же необычным расположением строк — это письменность острова Пасхи.
Но не только с древним андским письмом имеют сходство письмена острова Пасхи. Знаменитый норвежский путешественник и исследователь Тур Хейердал не так давно опубликовал статью, где приводились 16 элементов сходства, которое имеется, по его мнению, между знаками письмен острова Пасхи и знаками, высеченными на циклопических «Воротах Солнца» в Тиагуанако. Гораздо ранее, в начале 30-х годов нашего века, исследователи указали на сходство письмен острова Пасхи и письмен, которыми и поныне пользуются индейцы купа. Куна живут на узком Панамском перешейке, который отделяет цивилизации Центральной. Америки от цивилизаций Южной Америки. Несколько десятилетий назад этнограф Норденптельд, изучая быт и культуру куна, обнаружил у них своеобразное письмо. Индейцы писали рисуночные знаки на европейской бумаге, однако более древние тексты были записаны на деревянных дощечках. Письмо индейцев куна нельзя назвать письмом в точном смысле этого слова: оно является пиктографией, «рисуночным письмом».
Однако впоследствии удалось обнаружить у индейцев куна существование и «настоящего» письма — иероглифов, при помощи которых можно было записывать религиозные песнопения. Иероглифы куна не похожи на письмена индейцев майя и других народов Центральной Америки. По всей вероятности, искусство иероглифического письма пришло к индейцам куна с юга, из района высоких цивилизаций Южной Америки.
Куна писали тексты на деревянных дощечках, точно так же как делали это и жители острова Пасхи. Индейцы куна и жители острова Пасхи не читали слои тексты, а пели или декламировали их. И на дощечках куна, и на дощечках острова Пасхи текст начинается с самой нижней строки и порядок строк идет снизу вверх. Тексты на дощечках написаны бустрофедоном (буквально — «пахота быка»), где одна строка читается справа налево, вторая — слева направо, третья — вновь справа налево и т. д. Правда, у индейцев куна строки следуют равномерно, в то время как в письме острова Пасхи каждая вторая строка перевернута. Однако в древней письменности Анд, от которой, по всей вероятности, происходит письмо индейцев куна, применяется такой же, как на острове Пасхи, уникальный способ письма — перевернутый бустрофедон.
|