Культура Энгаруку, как считают археологи, восходит своими корнями к азанийской цивилизации, остатки которой находят на территории Восточной Африки. Это развалины каменных городов и селений, рудники, каналы, дороги, пирамиды и наскальные рисунки. Сформировалась азанийская культура в первом тысячелетии нашей эры, и, как полагают многие африканисты, не без влияния Мероэ. Погибла она между XIV–XV вв. или немного раньше. Однако в горах Южной Эфиопии и поныне некоторые племена сохранили ряд черт, свойственных древним азанийцам, чисто африканскому народу.
Следы влияния азанийской культуры можно найти на огромной территории от Эфиопии до Танганьики. Далее к югу, между Замбези и Лимпопо, примерно в то же время зародилась великая цивилизация Зимбабве. И еще южнее, на краю пустыни Намиб, историки древнего мира сталкиваются с одной из удивительных загадок Африки, так называемой Белой Дамой горы Брандберг. Брандберг означает «Огненная гора». Эту самую высокую гору Юго-Западной Африки первым из европейцев увидел немецкий лейтенант полиции Йохман в 1917 г. (в те времена Юго-Западная Африка была германской колонией). Позднее, производя топографические съемки «Огненной горы», геолог Рейнхард Маак случайно обнаружил пещеру, покрытую великолепными росписями. В центре ее он нашел изображение женщины, выполненное белой краской. Женщина держала в руках вазу или цветок, а также лук со стрелами.
В 1929 г. крупнейший знаток живописи палеолита аббат Брейль на научной конференции в Иоганнесбурге впервые увидел копию Белой Дамы, сделанную Мааком, и сильно ею заинтересовался. По просьбе Брейля была сделана серия фотографий в пещере Брандберга. Но только в 1947 г. этот неутомимый исследователь (Брейлю было тогда за семьдесят) смог наконец воочию увидеть Белую Даму.
Еще раньше по фотографиям и копиям Брейль не мог не отметить ее поразительного сходства с фресками Крита. Теперь же, когда он рассмотрел пещерные росписи Огненной горы, черты сходства стали еще более заметны. По мнению Брейля, возраст росписей примерно три с половиной тысячи лет; позднейшие исследования показали, что и этот возраст занижен.
Горные пещеры Южной Африки хранят многие шедевры наскальной живописи. Их творцы бушмены, коренные жители этих мест. Но стиль некоторых изображений в пещере горы Брандберг, и в особенности Белой Дамы, отличен от бушменского. Целый ряд изображений, отличных от обычного стиля наскальных росписей бушменов, встречается и в других районах Южной Африки, причем эти «небушменские» рисунки, как правило, древнее бушменских.
Какой народ их оставил? Древние прапредки бушменов? Или, может быть, другой африканский народ?
Некоторые исследователи считают, что Белая Дама была создана египтянами, ведь под подбородком у нее изображена белая лента, совсем как на древнеегипетских фресках. Другие склонны видеть в изображении из Брандберга рисунок, оставленный экспедицией древних греков, ибо лук и стрелы в руках Белой Дамы напоминают богиню эллинов Диану. Наконец, многие специалисты по пещерной живописи во главе с самим аббатом Брейлем утверждают, что на юге Африканского континента несколько тысяч лет назад побывали жители минойского Крита, которые и оставили после себя «небушменские» рисунки, древность которых действительно измеряется тысячелетиями.
Правы ли они? Как далеко плавали «морские владыки» — критяне вдоль берегов Африки? Ведь если финикийцам при фараоне Нехо действительно удалось совершить путешествие вокруг Африки, то не исключено, что и жители Крита, гораздо лучшие мореходы, чем финикийцы, смогли на несколько веков ранее совершить подобный же путь (напомним, что каботажное плавание не влечет за собой таких трудностей, с которыми связано плавание в открытом океане).
Быть может, загадка Белой Дамы решается и более просто. Об этом говорит следующий факт. В 20-х и 40-х годах были сделаны две копии с изображения таинственной незнакомки. И сравнение их показало, что на второй копии появились новые детали, пририсованные позднее. Быть может, Белая Дама все-таки создана местными жителями, а не далекими пришельцами из Египта или Крита? У нас пока что нет единого и точного ответа на этот вопрос, ясно одно: шедевр африканской наскальной живописи задал науке трудную задачу.
|