Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Кондратов.   Погибшие цивилизации

«Прорыв через Кавказ»

Итак, и язык «линейного письма Б», и лидийский, и фригийский, и карийский, и, по всей вероятности, язык этрусков — все они принадлежат к индоевропейской семье. Народы, говорящие на анатолийских языках, обитали в Малой Азии уже пять тысяч лет назад. А что было раньше? Кто жил в Малой Азии и в Средиземноморье до прихода индоевропейцев? Или, может быть, индоевропейцы всегда обитали в этих местах и им, собственно говоря, неоткуда было приходить?

Вопрос о прародине индоевропейцев волновал уже первых филологов, обнаруживших поразительное сходство древнеиндийских, германских, славянских, греческих, латинских слов. Несмотря на полтора века кропотливых изысканий, его нельзя считать решенным и поныне.

Леса Литвы, степи Монголии, дно Атлантического океана, болота Ирландии, джунгли Индии — где только ни пытались найти индоевропейскую прародину! Но наиболее вероятными кандидатами были степи Восточной Европы и Средней Азии, причем предпочтение отдавалось вторым. Однако последние исследования археологов и главным образом лингвистов заставляют предположить, что именно на причерноморских пастбищах паслись стада, принадлежавшие легендарным арьям. Отсюда ушли в разные времена и в разные стороны прапредки греков, индийцев, иранцев, латинян, хеттов, славян, литовцев, германцев.

Вероятнее всего, первыми начали путь носители анатолийских языков — чем иначе объяснить, что уже в 3-м тысячелетии до н. э. они появились в Малой Азии? В течение почти тысячи лет происходил процесс смешения и скрещивания пришельцев-индоевропейцев с коренным населением. Особенно интенсивно происходил он в период становления великой хеттской державы.

Собственно говоря, само название «хетты» не хеттское. Оно заимствовано от хаттов, предшественников хеттов (сами хетты называли себя «неситами»). От «народа Хатти» говорившего на языке, не имевшем ничего общего с индоевропейскими, переняли хетты-неситы умение плавить железо, научились основам земледелия и наряду с культурными достижениями (как это было и в Индии с арьями) включили в свой пантеон древних хаттских богов. В религиозных текстах и в памятниках изобразительного искусства хеттов часто изображается сражение богов со змеем — этот миф не хеттского, а местного, хаттского, происхождения. Точно так же к древнему населению Малой Азии восходит миф о воскресающем и умирающем боге; хетты унаследовали его от хаттов, а затем этот образ повлиял на христианский миф о воскресении (наряду с мифами о греческом Дионисе, египетском Осирисе, вавилонско-шумерском Таммузе, финикийско-сирийском Адонисе).

В последние годы лингвисты все увереннее начинают отмечать сходство языка хаттов с языками жителей Западного Кавказа — кабардинским, абхазским, абазинским, адыгейским. Некоторые ученые считают, что предки абхазцев и адыгейцев заселяли прежде и территорию Малой Азии, откуда они были впоследствии вытеснены индоевропейскими народами. Другие исследователи, напротив, считают, что в 3-м тысячелетии до н. э. Кавказ с его исконным населением (о котором сохранились легенды в абхазском фольклоре как о народе «ацаны») подвергся вторжению хаттов-пришельцев из Малой Азии. Вопрос этот пока что не решен, ясно только, что между населением Кавказа и Малой Азии с давних времен существовало языковое и культурное родство.

Талантливые грузинские лингвисты Г. И. Мачавариани и Т. В. Гамкрелидзе провели целый ряд интересных работ, посвященных сравнению и сопоставлению индоевропейских языков и языков Южного Кавказа (грузинского, сванского, занского). Выяснилось, что когда-то эти языковые семьи находились в тесном взаимодействии. Об этих связях говорят и культурно-исторические данные, например образ бога-солнца, встающего из-за моря; этот образ мог возникнуть лишь на берегах Каспийского или Черного морей, а не в самой Малой Азии.

Следы взаимодействия языков Кавказа с индоевропейскими позволяют проследить пути древнейшего расселения индоевропейцев. Сложные и своеобразные кавказские языки (лингвисты насчитывают около 150 кавказских языков, диалектов и говоров) послужили благодатным материалом для создания интереснейшей гипотезы о древнейшем населении Европы.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дэвид Бакстон.
Абиссинцы. Потомки царя Соломона

Геогрий Чернявский.
Лев Троцкий. Революционер. 1879–1917

Е. Авадяева, Л. Зданович.
100 великих казней

Надежда Ионина.
100 великих дворцов мира

Елена Кочемировская.
10 гениев, изменивших мир
e-mail: historylib@yandex.ru
X