Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Кондратов.   Погибшие цивилизации

Эллора, Аджанта и сотни других…

Когда морской путь в Индию был открыт, европейцы смогли воочию увидеть «страну чудес». Но не изучением ее, а грабежом занялись португальцы и голландцы, французы и англичане. Британский лев оказался сильней других хищников и захватил почти весь индийский полуконтинент, ловко использовав его многоязычие, разобщенность отдельных княжеств, разнообразие религии, сект, каст. С высокомерием взирали британцы на культуру и обычаи народов Индостана. Но и они не смогли остаться равнодушными перед величием искусства Древней Индии.

«Поэма в мраморе» — мавзолей Тадж-Махал в городе Агре — стал одним из наиболее знаменитых памятников мирового зодчества. Мрамор стен, алмазы и агаты, вкрапленные в завитки орнамента, устремленный ввысь купол гробницы, днем отражающийся в водах Джамны и переливающийся ночью в свете луны, — таков Тадж-Махал, воспетый сотнями поэтов. А Пятничная мечеть, возвышающаяся над Дели, столицей Индии, уступающая по величине лишь Кордовской мечети в Испании, а другие делийские мечети и дворцы, шедевры средневековой индо-мусульманской архитектуры!

С ними соперничают семь индуистских храмов Махаба-липурама вблизи города Мадраса, островерхие, ярусные; неподалеку от них высится гигантский рельеф, высеченный на отвесной скале — эпическое полотно, повествующее о сошествии священной реки Ганг с неба на землю. Творение древней пластики соперничает с архитектурными чудесами.

Монументальными, величественными скульптурами украшены многие здания Северной, Центральной, Южной Индии: храмы священного города Бенареса; сотни скульптур Эллоры; пещерный храм на Слоновьем острове напротив гавани Бомбея; храм Адинатха на горе Абу в Гуджарате, богато украшенный скульптурами; великолепная буддийская ступа в Санчи, пережившая 20 столетий…

Древнеиндийская скульптура и архитектура взаимно дополняют друг друга. В прославленных пещерах Аджанты к двум искусствам добавляется третье — живопись. Полтора века назад совершенно случайно были открыты замечательные памятники индийского искусства: 29 пещерных храмов и монастырей, гирляндой тянущихся вдоль отвесного берега реки Вагхора в Центральной Индии. Из единой скалы высечены колонны храмов, покрытые причудливыми фигурами. Статуи Будды и его учеников украшают фасады храмов. Но главное чудо Аджанты — фрески, покрывающие степы пещер, высеченных в скале. Портреты и пейзажи, мифологические и бытовые сцены, изображения городов и животных — эти творения безымянных гениев Индии по праву вошли в сокровищницу мирового искусства, пленяя зрителей своей правдивостью, человечностью, поэзией, психологической глубиной образов.

Ныне и европейские и индийские искусствоведы сходятся на том, что росписи Аджанты имели для истории искусства Азии такое же значение, как фрески Италии дли Западной Европы. Художники Цейлона и Средней Азии. Японии и Ирана, Непала и Таиланда, Китая и Тибета, несомненно, испытали влияние замечательной живописи аджантских пещер.

Буддизм, родившись в Индии, послужил проводником многих художественных, моральных, философских идей и оказал сильное влияние на духовную жизнь Китая, Тибета, Японии, Бирмы и других стран. Священные ступы, культовые памятники индийского буддизма, превратились в огромные золотоверхие пагоды Рангуна, Бангкока, Катманду, Пном-Пеня. На много метров возвышается гигантская статуя Будды в древнем японском городе Камакура — влияние индийской культуры начало проникать в Страну восходящего солнца почти полторы тысячи лет назад.

В настоящее время буддизм распространен в странах Юго-Восточной Азии, но не на своей родине — Индии. Однако культура многих стран испытала влияние и другой могущественной религии Индии — индуизма. В середине прошлого века, совершая путешествие по Камбодже, французский ученый-натуралист Мюо обнаружил в джунглях заброшенный город. Башни его неожиданно возникли из чащи. В центре возвышался огромный храм, созданный безымянным «Микельанджело Востока», — так назвал творца этого чуда Мюо.

Запечатлепным в камне мифом назвали искусствоведы гениальный архитектурный и скульптурный комплекс, известный ныне под названием Ангкор, составляющий национальную гордость Камбоджи. На десятки метров протянулись высеченные в камне сцены, изображающие эпизоды из индийского эпоса «Махабхарата», из поэмы «Рамаяна». С гениальным мастерством изваяли камбоджийские художники главных богов индуистского пантеона — Шиву, Браму, Вишну.

Героям индийского эпоса, древним индийским богам, посвящены и скульптуры храма Борободур на острове Ява, соперничающие с пластикой Ангкора в монументальности и совершенстве. На целый километр тянутся его изумительные панно-барельефы. С древнейших времен культура Индонезии и вообще Южной Азии связана с великой индийской культурой.

Но совершенно неожиданно оказалось, что и судьбы народов Европы тесно переплетались с историей Индии; показали это, правда, не памятники архитектуры и скульптуры, а произведения индийской литературы и поэзии.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сюмпэй Окамото.
Японская олигархия в Русско-японской войне

Вячеслав Маркин, Рудольф Баландин.
100 великих географических открытий

Ричард С. Данн.
Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории XX века
e-mail: historylib@yandex.ru