Шумер или Египет — кто раньше? Так ставился вопрос, когда сенсационные открытия археологов в долине Нила и в Двуречье как будто соперничали друг с другом. Первоначально цивилизация Египта казалась самой древней на нашей планете; затем находки в Двуречье затмили ее своей древностью, и некоторые исследователи стали считать, что культура времен первых фараонов «была принесена в Египет азиатскими захватчиками — мастерами шумерийского металлургического искусства и письма». Кропотливые и фундаментальные работы археологов и историков культуры решили «вничью» давний спор, между Двуречьем и Египтом: обе цивилизации родились почти одновременно. Впрочем, сама постановка вопроса «кто первый?» представляется сейчас не вполне правильной.
На территории Испании и Средней Азии, в Сахаре и горах Элама, в Двуречье и долине Инда, в Судане и Китае — на всем этом огромном пространстве семь — десять тысячелетий назад первобытные племена охотников, рыболовов и собирателей начали переходить к земледелию и скотоводству. Разные расы, удаленные нередко на тысячи километров друг от друга, следуя неизбежным законам истории, поднимались постепенно, поколение за поколением, по ступеням общественного прогресса.
Однако путь истории — это не прямая лестница, по которой народы равномерно и плавно «восходили по ступеням». Резкий скачок в развитии, переход от первобытной общины к классовому государству сделали отнюдь не все племена, обитавшие на территории от Сахары до Индии. Только в долине Нила и в Двуречье, где условия были наиболее благоприятны для земледелия, образуются первые рабовладельческие государства, строятся города, храмы и дворцы, зарождается иероглифическое письмо. (По словам специалистов, долина Нила благодаря совершенству своего оросительного цикла «сама» выращивала для египтян пшеницу и ячмень. Понадобилось лишь изобретение рытья каналов — простейшего средства орошения для более широких площадей. Примерно то же самое можно сказать о долинах Тигра и Евфрата.)
Развитие двух самых древних цивилизаций нашей планеты в общем шло одновременно: почти в одно и то же время начали использоваться знаки-иероглифы для передачи собственных имен, почти одновременно в связи с потребностями земледелия появились зачатки астрономии и геометрии; почти тогда же началось превращение военнопленных в рабов. Правда, знаменитые царские гробницы Ура более молоды, чем пирамиды. Зато повозка на колесах и гончарный круг начали употребляться раньше в Шумере, чем в Египте. Но все это отдельные явления культуры, отдельные проявления общего процесса.
И уже в эпоху сложившихся государств начинается широкий культурный и торговый обмен между Египтом и Шумером. В торговые связи включаются и более молодые цивилизации: на Востоке цивилизация Индии, на западе Крит. В орбиту обмена ценностями включаются и более примитивные племена земледельцев и скотоводов: торговые связи древнего мира уже в III тысячелетии до н. э. простирались от Аму-Дарьи до Эфиопии и от долины Инда до Сахары!
Рабовладельческому государству нужны рабы, сотни, тысячи, десятки тысяч рабов, и фараоны и цари Шумера предпринимают грабительские походы в соседние страны, захватывая их богатства, обращая жителей в рабов. А затем, как неотвратимое возмездие, следуют «обратные визиты» соседей, ждущих малейшего ослабления власти царей и фараонов, внутренних смут, восстаний рабов, чтобы самим обрушиться на грабителей и захватчиков. «Варвары» свергают «божественных правителей» и занимают царский трон сами. Кочевые племена наследуют завоеванную ими цивилизацию, сливаются с ней, становятся ее неотъемлемой частью, развивают ее и сами в свою очередь обрушиваются на «варваров», начинают военные походы, обращают в рабство покоренных до тех пор, пока их власть не свергнут новые «варвары». И классический образец этого процесса, который не прекращался до тех пор, пока не прекратил свое существование рабовладельческий строй, дает история Двуречья.
|