Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Александр Кондратов.   Погибшие цивилизации

Можно ли верить Платону?

Еще более отрицательное отношение вызывает «проблема Атлантиды» у большинства представителей гуманитарных наук. Американские археологи и этнографы, например, считают признаком «дурного тона» вести дискуссии об Атлантиде на страницах научной печати. А известный специалист по истории географических открытий английский ученый Дж. Томсон считает, что древним людям, верившим Платону, более простительно, чем нам, поддаваться мистификациям авторов утопий. С этим взглядом солидарно большинство литературоведов, изучающих историю античной литературы. По их мнению, платоновские «Диалоги» являются просто литературным произведением, в котором история об Атлантиде всего лишь красивая сказка, выдуманная великим философом для пропаганды своих социально-политических взглядов.

Великий философ античности не был историком и не записывал легенд и преданий, как это делали Геродот или Тацит. Диалоги «Тимей» и «Критий», повествующие об Атлантиде, образуют единый цикл с третьим диалогом — «Государство». В нем со ссылкой на Сократа повествуется история человека, по имени Эр. Этот Эр, по национальности армянин, рассказал Сократу о том, как он погиб в бою и попал в загробный мир (в диалоге содержится подробное описание этого мира), а затем снова возвратился в мир живых. А в следующем диалоге, «Тимей», со ссылкой на Солона и египетских жрецов рассказывается история об Атлантиде и борьбе афинян с атлантами!

Имена Сократа и Солона упомянуты не зря: Сократ считался самым авторитетным философом Эллады, а Солон почитался за «мудрейшего из семи мудрецов». Главный упор в диалоге «Тимей» сделан не на историю атлантов, а на повествование об афинском государстве, сумевшем отразить напор могущественных пришельцев. Государство же это, возникшее «девять тысяч лет назад» (то есть около 12 тысячелетий до наших дней), точь-в-точь соответствовало устройству «идеального государства», о котором мечтал и идею которого пропагандировал Платон.

И атланты, и афинское государство, воевавшее с ними, описаны подробно и «достоверно». Диалоги «Государство», «Тимей» и «Критий» связаны между собой, в них беседуют одни и те же лица. В «Государстве» приводится «репортаж из загробного мира», в «Тимее» — описание афинского государства 9-тысячелетней давности, воюющего с атлантами; в «Критии» описана Атлантида — и все с одинаковой детальностью, со ссылками на «первоисточники» и авторитеты.

Но мог ли на самом деле путешествовать Эр в загробный мир? На этот счет ни у кого сомнения не возникает. Данные истории и археологии говорят, что идеальное афинское государство, существовавшее за 9 тысяч лет до Платона, также выдумка. Появление человека на территории Греции датируется ныне V тысячелетием до н. э. И не могущественный город, а всего лишь стоянки людей каменного века находились тогда на месте нынешних Афин! Многие критически настроенные атлантологи считают, что рассказ Платона о войне афинян с атлантами является всего лишь патриотической фантазией (так, например, считает и советский атлантолог Н. Ф. Жиров).

Итак, и загробный мир, и Афины, воюющие с атлантами, — все это пропагандистский вымысел Платона. Ну а описание затонувшего материка? «Если сообщение о том, что Афины существовали 9 тысяч лот назад, сказка, то чему же тогда не считать сказкой такую же древность самих атлантов, — пишет в рецензии на книгу II. Ф. Жирова «Атлантида» (издания 1957 г.) известный советский историк и лингвист Ю. В. Кнорозов, — если описание Греции, данное в диалогах Платона, — плод фантазии, то почему же описание Атлантиды можно считать правдоподобным? Если верить тому, что афинское войско провалилось сквозь землю, то почему нужно верить в то, что в «одну бедственную ночь» погрузилась в море Атлантида?»

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дмитрий Самин.
100 великих вокалистов

Николай Непомнящий.
100 великих загадок истории

Е. Авадяева, Л. Зданович.
100 великих казней

Надежда Ионина.
100 великих дворцов мира

Игорь Муромов.
100 великих авиакатастроф
e-mail: historylib@yandex.ru