Глава 11. Возникновение Лангобардского королевства в Паннонии
По данным древнейших источников, повествующих о лангобардах, и в соответствии с данными археологических раскопок, лангобарды расселились по обеим берегам нижней Эльбы уже в последние десятилетия I в. до н. э.1) Эта область и была, по-видимому, их родиной, ибо, хотя нарративные источники раннего средневековья сообщают, что родиной лангобардов была Скандинавия, археологический материал это не подтверждает. Самые ранние упоминания о лангобардах мы встречаем у Страбона, Веллея Патеркула, Тацита и Птолемея.2) Древнейшие, известные в настоящее время, поселения лангобардов находились на левом берегу Эльбы. Там сохранилось и название племени лангобардов в существующем со времени Каролингов Барденгау (Bardungawi) и в названии местности Бардовик (Bardowick). Поселения лангобардов граничили на северо-западе с хавками, а на западе с ангривариями. Территория лангобардов отделялась от хавков и ангривариев широкой полосой пустынной лесной местности. Предполагается, что в первые годы нашей эры в связи с походом римлян под командованием Тиберия, на время подчинившего хавков и лангобардов с левого берега Эльбы, часть лангобардов была переселена на территорию вправо от Нижней Эльбы: «Сломлена была сила лангобардов, племени, чья дикость превышает даже обычную дикость германцев».3) Военную мощь лангобардов отмечал позже и Тацит: «Лангобардов красит их незначительное число. Окруженные многочисленными и могущественными народами, они ищут спасения не в подчинении, а в мужественной борьбе и смелой предприимчивости».4) Это суждение подтверждается археологическим материалом. В нижнеэльбских некрополях I—II вв., которые считают лангобардскими, найдены захоронения с большим количеством оружия (мечи с одним и двумя лезвиями, копья, щиты с железной сердцевиной и наконечники стрел, последние, впрочем, в I—II вв. встречались еще редко).5) Легенда гласит, что вначале лангобарды назывались «виннилиами» (вероятно, «воинами»); но эта легенда содержится в источниках, лишь начиная с VII в. Те писатели, которые раньше [191] всего упоминают об этом племени, называют их лангобардами. Указывается также, что у них с древнейших времен большое значение имел культ Вотана. Малочисленное, но воинственное племя лангобардов вновь появляется на исторической сцене в связи с началом войны с маркоманнами. В 166—167 гг. 6 тыс. лангобардов в союзе с обиями напали на римскую границу в Верхней Паннонии и вторглись в область между Бригетио (Сени) и Аррабона (Дьер). Они были, однако, отброшены римским войском и вернулись на родину.6) Вероятно, этот поход предприняла лишь часть племени. В последующие века в античной историографии нет речи о лангобардах. Исторические источники VII—IX вв., посвященные истории лангобардов, включают и устную традицию о раннем периоде их существования. К этим источникам относятся: Origo gentis Langobardorum (середина VII в.), Historia Langobardorum Павла Диакона (конец VIII в.) и другая Historia Langobardorum (начало IX в.), которую называют также Codex Gothanus по рукописи, хранящейся в библиотеке в Готе. Так называемый Фредегар (первая половина VII в.) также сообщает сведения об истории лангобардов. Легендарное содержание этих источников, в которых идет речь о движении лангобардов на юг, подчас трудно истолковать. Вероятно, они ушли из своей родины Мауринги, области на Нижней Эльбе, во второй половине IV в., под давлением начавшейся датской экспансии.7) Павел Диакон передает устные сообщения об уходе лангобардов с Эльбы следующим образом: «После того как лангобарды ушли из Мауринги, они двинулись к Голанде, где пробыли некоторое время, после чего, как говорят, ряд лет занимали Антайб, Бантайб, а также Бургундайб».8) Как локализовать Голанду, мы не знаем. Э. Демужо предполагает, что ее нужно искать в области Люнебургской степи, где впоследствии находился Барденгау.9) Вероятно, лангобарды шли вверх по Эльбе или между Эльбой и Одером на юго-восток, пересекли область Бранденбурга и Лаузиц, нередко прерывая свой путь. Бантайб как будто лежит в Богемии, где археологами обнаружены остатки материальной культуры конца V в., которую продолжала культура лангобардов в Паннонии, датируемая VI в.10) В своем странствии лангобарды в середине V в. сталкивались с гуннами (Vulgares), причем поражения и победы сменяли друг друга.11) В 487—488 гг. германское племя ругиев было полностью разбито Одоакром и его братом Хуивульфом. На территории этого маленького «королевства», расположенного напротив римской провинции Noricum ripense на левом берегу Дуная, в так называемой стране ругиев, осели в 488—489 гг. лангобарды во главе со своим королем Гудеоком.12) Вскоре после этого они двинулись дальше на юго-восток и натолкнулись на сильное сопротивление народа герулов, которому удалось даже на несколько лет подчинить лангобардов. Однако при короле Тато лангобарды в 510 г. нанесли решительное [192] поражение герулам. В этом сражении пал и король герулов Родольф. Находящееся на стадии формирования королевство герулов было уничтожено лангобардами. Так как герулы были союзниками остготов (их король Родольф был «сыном по оружию» короля Теодериха), это означало нарушение союзнической системы остготов.13) Примерно к этому времени, после того как они заняли землю ругиев, лангобарды приняли христианство арианского толка, вероятно, под влиянием герулов и остготов. Тем не менее многие лангобарды, несомненно, остались верны своим традиционным культам; часть племени перешла в католичество. Во всяком случае в 458 г. лангобардские послы при византийском дворе аргументировали необходимость совместных действий против ариан-гепидов тем, что лангобарды, как и византийцы, исповедуют католическую веру.14) Однако король Альбоин был в 566 г. арианином, потому ли, что он тогда только перешел от язычества к христианству, или потому, что из политических соображений счел более целесообразным порвать с католической церковью и принять арианство.15) Вскоре после победы над герулами и убийства Тато новым королем лангобардов стал Вахо. Он правил до 540 г., и в эти десятилетия возникло Лангобардское королевство, начальная стадия существования которого относится к поселению лангобардов на земле ругиев примерно в 488—489 гг. В результате подчинения других племен или осколков таковых в лангобардском обществе стали постепенно формироваться антагонистические классы, хотя остатки родового строя обнаруживаются еще в 568 г., во время похода в Италию. Племя свевов, поселившееся, по-видимому, в Словакии, во всяком случае вне Паннонии, было покорено; под этим наименованием скрывались, вероятно, остатки квадов, большая часть которых вторглась в 407 г. в Галлию вместе с вандалами и аланами. Вахо стал союзником тюрингов и женился на Раникунде, дочери короля тюрингов Бизина. Позже он вступил в брак с дочерью короля гепидов Аустригузой, а две его дочери вышли замуж за франкских королей. В этой брачной политике породнения с нужными правителями он следовал примеру Теодериха Великого, стремясь таким образом стабилизировать свою политическую власть. Должно быть сразу после смерти Теодериха Великого в 526 г. лангобарды заняли ряд расположенных на Дунае местностей Паннонии, примерно область между Веной и Будапештом.16) При этом они использовали свои в тот период дружеские связи с гепидами, которые жили к востоку от Тиссы и в Трансильвании, а затем растущую слабость этого государства после смерти короля остготов. После освобождения лангобардов от господства герулов, во всяком случае не позднее, к ним стала проявлять интерес Византия, чтобы при случае использовать их как военную силу и противопоставить гепидам и остготам. Когда в начале войны Византии с остготами при короле Теодате армия Юстиниана [193] захватила Сирмию (535), Византия обрела союзников в лангобардах.17) Вероятно, уже в те годы (535—536) был заключен союз с королем Вахо, ибо в 539 г. Вахо отказывает в военной помощи королю остготов Витигису, ссылаясь на свой союз с Византией.18) Однако, с другой стороны, он не выступил против гепидов, когда, они в том же году вторглись в византийские владения к югу от Дуная и уничтожили войско полководца Каллука. Вскоре после этих событий Вахо умер, и новым королем лангобардов стал его малолетний сын Вальтари под опекой Аудоина. Аудоин принадлежал к знатному роду (fara) Гаузус, и когда Вальтари в 545 или 546 г. умер, королем лангобардов стал Аудоин. В эти годы союза с лангобардами добивались франки, замышлявшие в правлении Теудеберта союз с остготами, гепидами и лангобардами, своего рода антивизантийскую коалицию, а также и Византия. Византийцам было прежде всего необходимо обрести в лангобардах союзников против гепидов и остготов. В 546 г. Аудоин перешел на сторону Византии; к этому его склонили подарками и обещаниями новых земель. В 546—547 гг. лангобарды в силу этого союза вошли в Западную Венгрию и заняли также Бургенланд. Позднее, около 565 г., они утвердились и на верхнем течении Савы. Политическим центром лангобардского государства в Паннонии была область рек Рааб, Рабниц и Маркал. Именно там обнаружены особенно богатые захоронения лангобардов.19) Поселение лангобардов охватывало позднеримские провинции Валерия и Паннония I; захвачены были и прилегающие области Норика. Паннония II осталась во власти гепидов. Византийцы ежегодно посылали лангобардам установленные договором денежные суммы. Среди городов, которые лангобарды заняли в Паннонии, во многих сохранились еще прочные укрепления, например, в Петовионе и Целейе. Лангобарды селились на территории прежних римских владений; вне римских провинций поселения лангобардов до сих пор в Паннонии не обнаружены.20) Остатки прежнего романского населения существовали к этому времени еще на территории, простирающейся до юго-восточного угла озера Балатон (при Кестхели), кроме того, далее на юге в области Дравы оставались еще значительные поселения романского населения, которые попали под власть лангобардов. Группа герулов также жила под властью лангобардов в области Нойзидлер-Зе и альпийских отрогов. В качестве федератов Восточной Римской империи лангобарды послали в последующие годы контингент вспомогательных войск на Восток, где они в 555—556 гг. приняли участие в войне с Сассанидами.21) В ответ на лангобардско-византийский союз король гепидов Туризинд объединился с гуннским племенем кутригуров; император Юстиниан натравил на них другое гуннское племя утигуров. Гепиды получили помощь от славянского племени склавонов, опустошивших в 551 г. Иллирик, в результате чего Юстиниан был вынужден заключить мир с кутригурами и гепидами.22) Он [194] был заинтересован не столько в уничтожении этих народов, сколько в ослаблении тех и других, по возможности в равной степени. Между тем, начиная примерно с 548 г., между лангобардами и гепидами начались столкновения. В решающей битве в пограничной области между владениями лангобардов и гепидов весной 552 г. гепиды потерпели сокрушительное поражение. Готский историк Иордан сравнивает это событие с битвами Аттилы.23) Благодаря византийскому посредничеству между обоими народами был заключен мир. Вероятно, только после этой победы лангобарды послали в Италию вспомогательный отряд в 5500 человек в помощь византийскому полководцу Нарсесу, воевавшему с остготами; этот контингент лангобардов активно участвовал в решающем сражении с остготами в конце июня — начале июля 552 г. в местности, названной busta Gallorum (могилы галлов), близ античного города Сентин.24) Однако после сражения Нарсес немедленно отправил вспомогательные войска лангобардов назад в Паннонию; как утверждают, они были слишком необузданны и жестоки. Вероятно, вернувшиеся из Италии лангобарды рассказывали тем, кто оставался на родине, об этой стране. В их рассказах Италия описывалась как страна богатая и плодородная; быть может, это сыграло известную роль в принятом королем Альбоином решении отправиться в Италию (568) после того, как он уступил или, вернее, вынужден был уступить, свои владения в Паннонии аварам. Когда в 565 г. король Аудоин умер, в правление его сына и преемника Альбоина (565—572) вновь ухудшились отношения с гепидами, которых теперь поддерживали византийцы, опасавшиеся растущей мощи лангобардов. После смерти Юстиниана (565) между лангобардами и гепидами начались сражения. Преемник Юстиниана император Юстин II (565—578) хотел предоставить обоим народам свободу действий, полагая, что они уничтожат друг друга. В 566 г. византийские войска заняли осажденный лангобардами город Сирмий и вместе с гепидами отбросили лангобардов назад. Альбоин заключил с каганом аваров Баяном союз, который был направлен против гепидов и одновременно угрожал Византии. В этом союзном договоре, по которому лангобарды должны были предоставить аварам несколько тысяч лошадей и быков, аварам была обещана земля гепидов. Византия обещала гепидам помощь и в дальнейшем, но в действительности не предоставила ее. Несмотря на то что осада Сирмия лангобардами была снята с помощью византийских войск, гепиды отказались отдать город византийцам. Византия отомстила, отправив к стенам Сирмия вооруженные силы, чтобы при благоприятных обстоятельствах взять город. В 567 г. произошло решительное сражение между гепидами, с одной стороны, и лангобардами с их союзниками, аварами, с другой. В этом сражении был убит король гепидов, а гепиды [195] потеряли свое государство. На венгерской низменности междуДунаем и Тиссой решилась судьба гепидов, в значительной степени определявших политическое развитие народов на среднем течении Дуная после сражения на реке Недао (453—454).25) Византийцы воспользовались благоприятными обстоятельствами и в том же году заняли Сирмий. Остатки войска гепидов перешли к византийцам, захватившим и королевскую казну. Лангобардское общество находилось в первой половине VI в. на стадии переходного периода, который, например, бургунды и вестготы прошли в первой половине V в. Родовой строй разлагался, остатки его сохранились еще в организации войска. Переселения и захваты вместе с ростом социальной дифференциации способствовали разложению родоплеменного общественного устройства. Ознакомившись с организацией византийского войска, лангобарды реорганизовали и свое военное устройство по византийскому образцу.26) Fara, обозначение рода, означало и владение рода, которое постепенно превратилось во владение семьи.27) Народное собрание, gairethinx (слово означает собрание войска), еще обладало значительным влиянием. Но подлинная политическая власть принадлежала королю (kuning) и родовой знати, (adalingi) — это были, вероятно, представители высшего слоя знатных и богатых родов. Свободные, принимающие участие в собрании войска, назывались ариманнами (arimanni). Наряду с ними были также полусвободные альдионы (aldidi или aldiones), похожие на франкских литов, и несвободные (skalki), которых на латинском языке называли servi, ancillae или mancipii. Однако последние не играли почти никакой роли. Вражда (faida) и связанная с ней кровная месть имели все еще большое значение в судопроизводстве. О характере земельной собственности у лангобардов в Паннонии нам ничего не известно. Выводы, сделанные, исходя из позднейших условий поселения лангобардов и их собственности на землю, весьма проблематичны, так как развитое классовое общество Италии, несомненно, быстро оказало глубокое воздействие на внутреннюю структуру лангобардского общества.28) Безусловно, уже в Паннонии — области, где давно существовало римское классовое общество с прочно укоренившимися традициями, постепенно складывались формы землепользования, близкие франкскому аллоду и приближавшиеся к крестьянской частной собственности на землю. Лангобардское общество находилось на ступени социального развития, переходной от разлагающегося родоплеменного строя к возникающему классовому обществу. После гибели государства гепидов лангобарды стали испытывать растущее давление со стороны аваров, славян и византийцев. Противостоять возможной коалиции этих трех групп лангобарды не могли бы. Альбоину было прежде всего ясно, что он со своим войском не может надеяться на победу над сильной и испытанной в боях аварской конницей, защищенной панцирями и вооруженной луками. Лангобарды и аланы заключили «вечный» [196] союз, по которому к аланам отошла Паннония. 2 апреля 568 г. весь лангобардский народ ушел из своих поселений в Паннонии и отправился, поддерживаемый саксами (саксы, как утверждается, послали 20 тыс. воинов с семьями), в Италию. За год до этого Юстин II сместил выдающегося полководца Нарсеса; его преемник Лонгин был более слабой политической фигурой. Некоторые хронисты полагают, что Нарсес, разгневанный своим смещением, сам призвал лангобардов в Италию; однако, возможно, что это просто придворные сплетни, которые исходили от тех, кто хотел войти в милость императрицы Софии. София, пытавшаяся подражать роли Феодоры при константинопольском дворе, несла ответственность за отставку Нарсеса. Исторический процесс, в ходе которого на основе феодального способа производства сложились классы и возникло Лангобардское государство, завершился позднее в Италии. [197] 1) Krüger В. (Hrsg.): Die Germanen. Bd. 1, S. 374f. 2) Strabon 7, 290; Velleius Paterculus 2, 106; Tacitus. Germania 40. Annales 2, 45; 11, 17; Ptоlemäus 2, 11, 6; 2, 11, 9. 3) Velleius Paterculus 2, 106. 4) Tacitus, Germania 40. 5) Krüger В. Op. cit., S. 378; Bona I. Der Anbruch des Mittelalters. Gepiden und Langobarden im Karpatenbecken, S. 22. 6) Dio Cassius 71, 3, la; Bona I. Op. cit., S. 22. 7) Bóna I. Op. cit., S. 23; Demougeot E. La formation de l'Europe et les. invasions barbares de l'avènement de Dioclétien au début du VIe siècle, vol. I, p. 239, 246, 253-256. 8) Paulus Diaconus. Historia Langobardorum, I, 13. 9) Demougeot E. Op. cit., p. 254. 10) Bóna I. Op. cit., S. 24. 11) Maenсhen-Helfen O. J. Die Welt der Hunnen, S. 95f. 12) Paulus Diaconus, I, 19; Origo, 3; Codex Gothanus, 3. 13) Paulus Diaconus, I, 20; Prokop. Bell. Goth. 2, 14; Cassiodor. Variae. 4, 2; Stein E. Histoire du Bas-Empire. Vol. 2, p. 151. 14) Prokop. Bell. Goth., 3, 54. 15) Письмо Никсция Трирского Хлодосвинте, исповедовавшей католичество жене арианина Альбоина от 566 г. (MGH, Epist. 3, р. 119ss.) ; см. также: Barni G. La conquête de l'Italie par les Lombards. P., 1975, p. 21-26. 16) Bóna I. Op. cit., S. 25, 31. 17) Prokop. Bell. Goth., 2, 22, I1s. 18) Ср.: Demougeot E. Op. cit., p. 835; Stein E. Op. cit., p. 309. 19) Bóna I. Op. cit., S. 35. 20) Werner J. Die Langobarden in Panonnien, S. I22ff. 21) Agathias, 3, 20. 22) Demougeot E. Op. cit., p. 835s. 23) Jоrdanes. De summa temporum vel origine actibusque gentis Romanorum, 386s.: «nec par, ut ferunt, audita estin nostris temporibus pugna a diebus Attilae in illis locis...»; ср. также Prokop. Bell. Goth. 4, 25, 10-14; Paulus Diaconus I, 23. 24) Prokop. Bell. Goth. 4, 29, 6-32; 36. 25) Источники по этому вопросу см.: Szadeczky-Kardoss S. Quellenbuch zur Geschichte der Gepiden. Szeged, 1973. 26) Вarni G. Op. cit., p. 20s. 27) Bóna I. Op. cit., S. 76. 28) См.: Дворецкая И. A. О социально-политических противоречиях в лангобардском обществе. — СВ, 1977, вып. 41, с. 78-99. |