Кочевые народы
В данный разделе собраны книги про кочевников. Основным видом хозяйственной деятельности кочевников было экстенсивное скотоводство. В поисках новых пастбищ кочевые племена регулярно перемещались на новые места. Кочевников отличает особая материальная культура и мировоззрение степных обществ. СкифыСкифы – один из самых мощных кочевых народов древности. Существует множество версий возникновения этого союза племен, многие древние историки всерьез связывали происхождение скифов с греческими богами. Сами скифы считали, своими родоначальниками детей и внуков Зевса. Во времена их царствования на землю с небес упали золотые орудия труда: ярмо, плуг, секира и чаша. Тот из мужчин, которому удалось взять предметы в руки и не обжечься, стал основателем нового царства. Расцвет царства Эпоха расцвета Скифского царства приходится на V-IV в.в. до нашей эры. Поначалу это был просто союз нескольких племен, но вскоре иерархия стала напоминать раннегосударственное образование, которое имело свою столицу и признаки зарождения социальных классов. Во времена своего расцвета Скифское царство занимало огромнейшую территорию. Начиная от дельты Дуная, все степи и лесостепи вплоть до нижнего течения Дона принадлежали этому народу. В годы правления самого известного скифского царя Атея, столица государства находилась в Нижнем Приднепровье, точнее в Каменском Городище. Это крупнейшее поселение, которое было одновременно и городом и кочевым стойбищем. Земляные баррикады и прочие укрепления могли укрыть от врагов десятки тысяч рабов-ремесленников и пастухов. При необходимости убежище предоставлялось и домашнему скоту. Скифская культура очень тесно переплетена с греческой. Представителям этого народа нравилось украшать оружие изображениями настоящих и мифических животных. Собственные традиции изобретательного и прикладного искусства были очень богаты, однако правящие цари и представители знати массово заказывали оружие, украшения и посуду у мастеров Пантикапея и Ольвии. Огромное внимание уделялось также изучению греческого языка и письменности. Архитектурный стиль Неаполя Скифского и его оборонительных сооружений насквозь пронизан греческим духом. Это чувствуется даже тогда, когда речь идет о лабиринтах хижин и землянок, где жили бедные скифы. Религия Религиозные взгляды скифов ограничивались поклонению стихиям. Богине огня – Весте было отдано главенство при произнесении клятв, церемоний причащения и помазания вождей народа. До наших дней сохранились глиняные статуэтки, изображающие эту богиню. Археологи обозначают место находок таких артефактов территорией между Уральскими горами и рекой Днепр. Попадались такие находки и в Крыму. Скифы изображали Весту с младенцем на руках, поскольку для них она олицетворяла материнство. Встречаются артефакты, на которых Веста изображена в образе женщины-змеи. Культ Весты был распространен и в Греции, но греки считали ее покровительницей моряков. Кроме главенствующего божества, скифы поклонялись Юпитеру, Аполлону, Венере, Нептуну. Каждый сотый пленник приносился в жертву этим богам. Тем не менее, определенного места проведения религиозных обрядов у скифов не было. Вместо святынь и храмов они расточали благоговение могилам своих близких. Конечно, их забота и бдительность не могли остановить грабителей, осквернявших курганы после похорон. Едва ли найдется подобная могила, оставшаяся нетронутой. Иерархия Структура племенного объединения скифов была многоуровневой. На вершине такой пирамиды находились сайи – Царские скифы, они управляли другими сородичами. Начиная с VII в. до н.э. под влияние скифов попал Степной Крым. Местный народ покорился завоевателям. Скифия была могущественна настолько, что никто, даже персидский царь Дарий, не могли воспрепятствовать основанию на их землях новых греческих колоний. А вот польза от такого соседства была очевидная. Ольвия и города Боспорского царства вели активную торговлю со скифами, и, судя по всему, взимали дань, могли оказывать влияние на политическую обстановку. Подтверждением этого факта стал курган Куль-Оба IV в. до н.э., который был раскопан под Керчью в 1830 году. По неизвестной причине, погребенный под этим курганом воин не был доставлен на место захоронения скифской знати, при этом очевидно, что в похоронной процессии принимал участие весь Пантикапей. Миграции и войны Территория Юго-Западного Крыма поначалу мало интересовала скифов. Херсонесское государство как раз только начинало зарождаться, когда скифов стали понемногу теснить сарматы, македоняне и фракийцы. Они наступали с востока и запада, заставляя Скифское царство «съеживаться». Вскоре под властью скифских царей остались всего лишь земли Степного Крыма и Нижнего Приднепровья. Столица царства была перенесена в новый город – Неаполь Скифский. С тех пор авторитет скифов был утерян. Они вынуждены были сосуществовать с новыми соседями. Со временем, Крымские скифы, расселившиеся в предгорье, стали осуществлять переход от кочевой жизни к оседлой. Скотоводство сменилось земледелием. Отличнейшая крымская пшеница пользовалась спросом на мировом рынке, поэтому правители Скифии всячески поощряли и принуждали свой народ к популяризации земледелия. Соседи скифов, цари Боспора, получали большую прибыль с продажи экспортируемого зерна, выращенного скифским трудом. Цари Скифии тоже хотели получать свою часть дохода, но для этого им нужны были собственные порты и новые земли. После нескольких безуспешных попыток борьбы с могущественным народом Боспора VI-V в. до н.э., скифы обратили взор в противоположном направлении, туда, где рос и процветал Херсонес. Однако освоение новой территории не уберегло скифов от разгрома. Роковой удар по ослабленному царству нанесли сарматы. Эти события датируются периодом 300 г. до н.э. Под натиском завоевателей Скифское царство пало. СарматыУченые полагают, что сарматы произошли от потомков двух культур, срубной и андроновской. Начало нашей эры и первое тысячелетие до нашей эры ознаменовалось широким расселением племен скифов и сарматов по Великой Степи. Они принадлежали к северным иранским народам, вместе с азиатскими саками и европейскими скифами. В античности считалось, что сарматы произошли от амазонок, чьими мужьями были скифские мужчины. Однако для этих женщин язык скифов оказался трудным, и они его не смогли освоить, и язык сарматов – это искаженный скифский. В частности, таковым было мнение Геродота. В III веке доя нашей эры, ослабевает скифское могущество, и главенствующую позицию в Причерноморье занимают сарматы. Большой период истории нашей страны связан с ними. Забелин считал, что народы, которых греки и римляне называли сарматами, в реальности были славянами. На территориях Северного Причерноморья сарматы занимались разведением скота, образ их жизни был кочевым, они в течение года кочевали замкнуто по конкретному маршруту, выбирали места с хорошими пастбищами. В их хозяйстве были овцы, мелкие лошади, крупный рогатый скот. Также они занимались охотой, причем вместе с женщинами, которые не уступали своим мужчинам во владении верховой ездой и в стрельбе из лука. Жили в войлочных кибитках, которые устанавливались на повозки, а основной их пищей были молоко, сыр, мясо, просяная каша. Одевались сарматы практически так же, как скифы. У женщин одежда была длинная, с поясом и длинные шаровары. Головным убором им служил заостренный на конце башлык. Религия сарматов В религиозно-культовом представлении сарматов особое место занимали образы животных, в частности, барана. Изображение барана часто было нанесено на ручки мечей или сосудов для питья. Образ барана олицетворялся с «небесной благодатью», был символом у многих народов древности. И также у сарматов был очень силен культ их предков. Религиозный синкретизм греко-иранских племен нашел свое воплощение в Афродите-Апутаре, или обманщице, это культ богини древних греко-сарматов. Она считалась богиней плодородия и была покровительницей коней. Святилище этой богини было на Тамани, есть там местечко Апутары, а вот было ли оно в Пантикапее, точно неизвестно. Культ богини Астарты, почитаемый в Азии, имеет много общего, практически родственного, с культом Афродиты-Апутары. Поклонялись сарматы культу огня и солнца, хранительницами этого культа были избранные жрицы. Предметом культа сарматов являлся и меч, он олицетворял собой бога войны. Как утверждают историки, меч втыкался в землю, и ему с благоговением поклонялись. От сарматов, за все тысячелетнее пребывание, остались немногочмсленные напоминания, памятники, огромные курганы до 5-7 метров в высоту. Курганы сарматов и савроматов обычно образуют группы, где местность довольно высокая. Как правило, на высоких холмах, с них открывается необъятная степная панорама. Они заметны издалека и влекут к себе кладоискателей и грабителей всех мастей. Бесследно для Юга России эти племена не исчезли. От них остались названия рек, таких, как Днестр, Днепр, Дон. Названия этих рек и многочисленных мелких речушек есть переводы с сарматского языка. Общественное устройство У сарматов предметы быта были довольно разнообразны, а это лишь говорит о том, что ремесла у них были хорошо развиты. Они отливали изделия из бронзы, занимались кузнечным ремеслом, кожевенное дело и деревообработка были развиты также. Сарматы продвигались на запад, а для этого приходилось завоевывать территории. Поскольку сарматы постоянно воевали, то власть вождя, или «царя», усилилась, так как он был центром группирования военной дружины. Однако ревностно охранявшийся ими родовой строй помешал в создании единого, цельного государства. Основное отличие общественного строя сарматов заключалось в пережитках матриархата, особенно заметно это на ранних этапах развития сарматского общества. Некоторые античные авторы считали сарматов женоуправляемыми, поскольку женщины наравне с мужчинами участвовали в войнах. Было развито искусство. Вещи художественно оформлялись полудрагоценными камнями, стеклами, эмалью, далее обрамлялись узором филиграни. Когда сарматы пришли в Крым, они изменили состав коренного населения, привнесли туда свой этнос. Также они вошли в правящие династии Боспора, античная культура при этом сарматизировалась. Огромно также их влияние на общественную жизнь, экономику, одежду, они распространили свое вооружение, обучили местное население новым приемам войны. Военное дело Война была основным промыслом у сарматов, впрочем, как и у других варварских племен. Большие конные отряды воинов-сарматов наводили ужас и страх на соседние государства и населявшие их народы. Всадники были прекрасно вооружены и защищены, у них уже имелись панцири и кольчуги, железные длинные мечи, луки, они носили налучья и стрелы их были отравлены змеиным ядом. Головы их защищали шлемы из кожи волов, панцири из прутьев. Их меч, длиной до 110 см, стал популярным оружием, так как его преимущество в бою было очевидным. Пешими сарматы практически не воевали, именно они создали тяжелую конницу. Воевали они с двумя конями, чтобы дать одному отдохнуть, они пересаживались на второго. Порою вели с собой и по три лошади. Их военное искусство было для того времени на очень высокой ступени развития, так как практически с рождения они учились верховой езде, тренировались постоянно и поклонялись мечу. Противниками они были крайне серьезными, очень ловкие воины, открытой войны они старались избегать, метания стрел также, но разбойничали великолепно. Миграции Население сарматов росло, поголовье скота увеличивалось, в связи с этим передвижения сарматов расширялись. Прошло не слишком большое время, и они заняли и обжили огромную территорию между Днепром и Тоболом, до Северного Кавказа на юге. С Востока их начали теснить гунны, другие племена, и в IVвеке сарматы пошли на запад, где достигли Римской империи, Пиренейского полуострова и переправились в Северную Африку. Там они ассимилировались с другими народами. Какую бы большую территорию они ни населяли, лучше всего были ими обжиты южно-уральские и северо-казахстанские степи. Только берегам одной реки, Илек, причем в ее нижнем и среднем течении, найдено свыше ста пятидесяти курганов. Сарматы пришли в низовья реки Маныч, стали распространяться по Кубани, там их влияние было сильным. В конце 4 века усилилось расселение сарматов по Ставрополью, местное население они частично истребили, частично вытеснили. Военный потенциал коренным населением в связи с этим был утрачен. Сарматы всегда очень агрессивно мигрировали, захватывая при этом новые территории. Смогли они дойти и до Восточной Европы, обосновавшись на территории Среднего Дуная. Также они проникли в Северную Осетию, там находятся многочисленные памятники их культуры, а происхождение осетин связывают именно с сарматами, они считаются их потомками. Хоть сарматы от скифов в развитии своего общества отставали, но разложение родового строя они прошли. И главами племен стали вожди, которых поддерживала военная дружина, представленная знатью. ГунныГунны это образовавшаяся во II веке ираноязычная группа народов. Как утверждают ученые, их племена вели кочевой образ жизни. Они прославились своими военными действиями и именно ими изобретено одно из лучших оружий того времени. Самые яркие события в жизни этого союза племен происходили со II по V в. В истории жизни такого народа как гунны, много белых пятен. Историки тех времен и современности описывали быт и боевые подвиги гуннов. Однако их исторические очерки часто недостоверны, поскольку не имеют научных подтверждений. Кроме того эти данные сильно противоречивы. Образовался ираноязычный народ путем смешения евроазиатских племен, народов Поволжья и Приуралья. Свой кочевой путь гунны начали от китайских границ и постепенно перешли к европейским территориям. Существует версия, что корни этих племен нужно искать в Северном Китае. Они медленно, сметая все на своем пути, держали курс на северо-восток. Образ жизни Кочевые племена, не имея постоянного жилья, перемещались по обширным степным территориям, везя за собой весь свой скарб в кибитках. Следом за собой они перегоняли скот. Основное направление их деятельности – набеги и скотоводство. Ночуя под открытым небом и питаясь жареным или сырым мясом, они со временем становились сильными и закаленными. Сырое мясо они держали под седлом во время похода, чтоб размягчить его. Часто в пищу употреблялись корни и ягоды собранные в степях или в лесу. Жены с детьми и старики перемещались в кибитках вместе со всем племенем. С раннего детства мальчиков обучали боевым искусствам и верховой езде. К достижению юношеского возраста парни становились настоящими воинами. Одежда представителя этих народов являла собой шкуру животного, в которой разрывалась прорезь после чего через голову ее одевали на шею и носили до того момента, пока она не разорвется в клочья и не слетит. На голове обычно была меховая шапка, а ноги заворачивались в шкуры животных, чаще козлиные. Неудобная импровизированная обувь сковывала ходьбу, поэтому гунны пешим ходом практически не передвигались, а пеший бой для них вести было вообще невозможно. Зато они в совершенстве владели навыками верховой езды и поэтому все время проводили в седле. Даже переговоры и торговые сделки они вели, не слезая с лошади. Никакого жилья они не строили, даже примитивных шалашей. Только у очень богатых и влиятельных представителей племени были красивые деревянные дома. Захватывая территории, порабощая и облагая данью местные народы, гунны вносили значительные изменения в культуру, язык и традиции. Когда в семье гуннов на свет появлялся мальчик, ему сразу же после рождения делали надрезы на лице, чтоб позднее не рос волосяной покров. Поэтому даже в старости они безбородые. Ходили мужчины сутулясь. Позволяли себе иметь несколько жен. Гунны поклонялись луне и солнцу. А каждую весну совершали жертвоприношения духам предков. Верили они также в загробную жизнь и считали что пребывание их на земле это всего лишь часть бессмертной жизни. Из Китая в Европу Зародившись в северном Китае, варварские племена гуннов отправились завоевывать новые территории на северо-восток. Их не интересовали плодородные земли, так как они никогда не занимались земледелием, их не интересовали территории для строительства новых городов, их интересовала исключительно добыча. Совершая набеги на поселения скифских племен, они отбирали продукты, одежду, скот, украшения. По-звериному насиловали скифских женщин и с жестокостью убивали мужчин. К V веку гунны прочно обосновались на европейских территориях, основным занятием для них были набеги и войны. Их оружие, сделанное из костей, наводило ужас на окружающих. Они изобретали самые мощные на тот момент луки и стреляли свистящими пулями. Знаменитый дальнобойный лук, наводивший ужас на врагов был длиной более полутора метров. Составными частями грозного оружия служили рога и кости животных. В бой бросались с бесстрашием и со страшным пугающих всех криком. Войско шло в виде клина, но в нужный момент по команде все могли перестроиться. Самый лучший период для союза племен, в который входили гунны, булгары и покоренные гуннам германские и славянские племена, пришелся на период правления Атиллы. Это был вождь, которого боялись и враги, и сами гунны. Чтоб получить власть он коварно убил собственного брата. В Европейских государствах его прозвали «Бич Божий». Он был мудрым предводителем и смог победить в битвах с римлянами. Ему удалось заставить Византийскую империю платить дань. Гунны вступили в боевой союз с римлянами и помогали им захватывать территории, принадлежавшие германским племенам. Позднее войско Атиллы вступило в бой с римским войском. Эту битву историки назвали «поединком света и тьмы». В течение семи дней длилась кровавая битва, в результате которой погибло 165 000 воинов. Войско гуннов было разгромлено, но через год Атилла собрал и повел новое войско на Италию. По одной из версий убит Атилла был во время очередной собственной свадьбы. Его убила молодая жена, дочь одного из германских вождей. Таким образом, она отомстила за свое племя. Его нашли после пира, истекающего кровью. Похоронен был легендарный вождь на дне реки Тиса. Его хоронили в тройном гробу из золота, серебра и железа. По традиции в гроб положили его оружие и драгоценности. Хоронили вождя ночью, чтоб оставить в тайне место захоронения. Всех, кто участвовал в процессе похорон, позднее тоже убили. Место захоронения грозного воина до сих пор неизвестно. После смерти Аттилы гуннские военные предводители начали ссориться между собой и уже не могли удерживать власть над другими племенами. В этот момент начался распад могущественного союза племен, который позднее привел к вымиранию гуннов как народа. Те, кто остался из представителей племени, смешались с другими кочевыми народами. Позднее термином «гунны» называли всех варваров, встречавшихся на территории европейских государств. До сегодняшнего дня остается загадкой, куда делись сокровища награбленные гуннами за такой долгий период времени. По легенде они находятся на дне Средиземного моря в таинственном месте, которое называется Бибион. Аквалангисты и археологи проводили экспедиции и исследования, ими были найдены различные интересные находки, но ничего не указывает на то, что принадлежали они именно гуннам. Сам Бибион тоже не найден. Период истории связанный с племенами гуннов хранит в себе много загадок, легенд, приданий. Необразованные кочевники держали в страхе государства от Китая и до Италии. От их рук страдали целые поселения мирных жителей. Они наводили ужас даже на храбрых воинов Римской империи. Но со смертью Атиллы эпоха варварских нападений гуннами была закончена. ТатарыТатары – второй по численности этнос в России и самый многочисленный народ мусульманской культуры в стране. Татарские народности имеют очень древнюю историю, которая тесно связана с историей народов Урало-Поволжского региона. И, вместе с тем, документально подтвержденной и правдивой информации по истории возникновения этого народа не так много. События в далеких V-XIII веках так сильно переплелись, что очень сложно отделить историю татарских народностей от истории тюркских племен, с которыми они долгое время проживали совместно на территории монгольской степи. Этноним «татары» известен примерно с V века. По-китайски это название звучало «та-та» или «да-да». Обитали татарские племена в те времена в северо-восточной части Монголии и на некоторых территориях Маньчжурии. Для китайцев название этих народностей означало «грязный», «варвар». Сами татары именовали себя, скорее всего, «приятными людьми». Самым известным племенным союзом древних татар считается “Отуз-татар” – «Тридцать татар», который потом стал союзом «Токуз татар» - «Девять татар». Эти названия упоминаются в тюркской летописи времен Второго тюркского каганата (середина VIII века). Татарские племена, как и тюркские, вполне успешно расселялись по Сибири. И в XI веке известный тюркский исследователь Махмуд Кашгарский называет большую территорию между Северными областями Китая и Восточным Туркестаном не иначе, как "Татарской степью". В последующих трудах ученые того времени указывают следующие татарские племена: дорбен-татар, обое татар, айриуд-буйрууд. А к середине XII века татары становятся одним из наиболее могучих племенных образований в Монголии. В 70-х годах XII века татарское объединение побеждает монгольскую армию и после этого китайцы называют «да-дань» (то есть татарами) всех кочевников, независимо от их этнической принадлежности. Войны и миграции Жизнь татарских племен никогда не была спокойной и всегда сопровождалась военными сражениями. Китайцы опасались татар и предпринимали всяческие превентивные меры. Согласно некоторым летописям, они стремились сократить количество совершеннолетних татар, для чего раз в три года китайцы выступали войной против татарских племен. Кроме того, периодически вспыхивали междоусобные столкновения, а также локальные войны между татарами и монголами. Большую роль в истории татар, как и всех народностей этого региона, сыграло создание Великого Тюркского каганата. Это могущественное образование держало под контролем огромную территорию от Алтая до Крыма. Но в начале VII века оно распалось на две части – Западную и Восточную, а в середине VIII века развалилось окончательно. Известно, что в некоторых сражениях в составе тюркских войск были и многочисленные татарские отряды. После падения Восточного каганата некоторые татарские племена подчинилась уйгурам и впоследствии заключили союз с тюркскими киданями, часть племени ушла на запад в Прииртышье и приняла ведущую роль в образовании Кимакского каганата, на основе которого позднее сложились народности казахов и сибирских татар. История этих каганатов также не была продолжительной. Уйгурский каганат был разгромлен киргизами в 842 году, а спустя некоторое время татары создали множество государств и племенных объединений в юго-восточных областях Сибири и на территории Северного Китая к востоку от Восточного Туркестана, что позволило мусульманским историкам называть этот регион Дашт-и татар или "Татарская степь". Это были могущественные объединения, которые контролировали часть Великого шелкового пути и вели активную внешнюю политику в Центральной Азии. Но в тридцатых годах многочисленные татарские княжества были завоеваны государством Каракитаев (западные кидани). Через тридцать лет татарские войска полностью разгромили монголов, а в конце века пошли войной на Китай. Китайцы были намного сильнее, и побежденные остатки татарских племен были вынуждены уйти подальше от китайских границ. Второй бедой для татар оказалось правление Чингисхана, который в 1196 году разгромил их войско, в 1202 году после татарского восстания в наказание уничтожил все взрослое татарское население. Кимакский каганат просуществовал на территориях Казахстана и Южной Сибири до тридцатых годов XII века. Силы каганата захватывали все больше земель, вытесняя в разных направлениях местные племена, что стало причиной большой миграции татарских племен по территории Евразии. После падения кимаков власть перешла к объединению кипчаков, которые стали продвигаться дальше на запад. Татарские племена шли вместе с ними. Система правления Как и у многих тюркских народов, у татар существовал институт выборности верховного правителя (тэнрикота). К нему предъявлялось множество требований. Он должен был быть умным, справедливым, храбрым и честным. Выбранный вождь должен был походить на верховное тюркское божество – Тэнри (бог неба). Не мыслилось, что этот вождь будет обогащаться за счет своего народа. Наоборот, предполагалось, что он должен быть справедливым представителем интересов всех слоев населения, включая покоренные народности. Доктрина власти в татарском обществе была обусловлена Мандатом Неба и правитель должен был всякий раз заслуживать этот мандат своей добродетелью. Если же окружение правителя понимало, что он больше не достаточно добродетелен, его могли переизбрать. Как правило, удачное покушение всегда было самым успешным способом переизбрания. В последующих образованиях (каганатах) власть стала наследоваться, а каганы получали право на удельное владение землями. Также удельными землями владели и другие высокопоставленные люди в каганатах. Они были обязаны выставлять на сражения определенное количество воинов и следить за выполнением законов на подвластной территории. Как и в большинстве тюркских племен, у татар основополагающим принципом общественного и государственного устройства была строгая иерархия родов и племен. Кроме того, широко практиковалось применение труда рабов (чаще невольниц) в домашнем хозяйстве. Захваченные пленницы участвовали в выпасе скота, заготовлении кормов и других работах. Если же в плен попадал мужчина, его, скорее всего, продавали в Китай. Классификацию общественного устройства государств Средней Азии того времени историки проводят по-разному. Это и военная демократия, и родоплеменное государство, и патриархально-феодальное государственное образование. Последние каганаты (например, Кимакский) называют уже раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства всех этих объединений было кочевое скотоводство. Оседавшие племена уже занимались и земледелием – выращивали ячмень, пшеницу, в некоторых местах рис. У народностей также было развито и ремесло – кожевенное дело, металлургия, строительные технологии, ювелирное искусство. Религиозные каноны С давних времен в тюркской среде чрезвычайно было распространено тенгрианство – учение о Боге Неба, который властвовал над всеми. Широко были известны языческие верования о тотемах – животных, которые стояли у истока татарских народов и были их покровителями. Образовавшиеся объединения – каганаты (а впоследствии и Золотая Орда), были многоконфессиональными государствами, где никого не заставляли менять свою веру. Но татарские племена, соприкасаясь с другими народами, неизбежно приходили к смене вероучений. Так, уйгуры (и проживавшие на территории их княжеств татары) переняли из Хорезма мусульманство. Татары Восточного Туркестана частично приняли буддизм, частично манихейство и ислам. Большим реформатором в этой сфере стал Чингисхан, который отделил государство от религии и отстранил от власти главного шамана, провозгласив равные права для всех вероучений. А в XIV веке Узбек-хан признал в исламе основную государственную идеологию, которую многие историки признают причиной распада Золотой Орды. Сейчас традиционной религией татар считается ислам суннитского толка. МонголыРодиной монголов считается территория, расположенная к северо-западу и северу от Китая, в регионе, называемом Средней Азией. Эти холодные засушливые плоскогорья, иссеченные выветренными, разрушенными горными хребтами к северу от сибирской тайги и вдоль китайской границы представляют собой бесплодную голую степь и пустыню, где и зарождалась нация монголов. Рождение монгольской нации Основа будущего монгольского государства была заложена в начале XII века, в этот период вождем Кайду были консолидированы несколько племен. Впоследствии его внуком Кабулом были установлены отношения с руководством Северного Китая, которые сначала складывались на основе вассалитета, а после завершения кратковременной войны, в качестве получателя незначительной дани. Однако его преемник Амбакай был передан татарами китайцам, не преминувшим с ним расправиться, после чего бразды правления перешли к Кутуле, потерпевшему в 1161 году поражение от китайцев и вступившему в союз с татарами. Татары, спустя несколько лет убили Есугая, отца Темучина, собравшего вокруг себя всех монголов и покорившего мир под именем Чингисхана. Именно эти события стали катализатором консолидации нескольких кочевых племен в одну нацию под названием монголы, от одного упоминания о которой правители средневекового мира приходили в трепет. Общественное устройство у монголов До начала XIII века, ознаменовавшегося великими завоеваниями монголов во главе с Чингисханом, монгольские кочевники в степях занимались выпасом овец, коров, коз и постоянно увеличивающихся табунов лошадей. В засушливых районах монголы разводили верблюдов, однако на землях, расположенных ближе к сибирской тайге, были племена, жившие в лесах и промышлявшие охотой. Таежные племена с особым трепетом относились к шаманам, занимавшим в их общественном устройстве центральное и ключевое место. Монгольские племена характеризовались структурированной социальной иерархией, во главе которой стояла знать, носившая титулы нойонов, князей, бахадуров. Им подчинялась не столь родовитая знать, за которой по иерархии следовали обыкновенные кочевники, индивидуальные пленники, а также покоренные племена, находившиеся в услужении у победителей. Сословия подразделяли на кланы, бывшие частью более рыхлой структуры племени. Дела кланов и племен обсуждались на курултаях, где знать избирала хана. Избирался он на ограниченный срок и должен был решать определенные стратегические задачи, к примеру, планировать ведение войны. Его власть была ограниченной, в то время как реально всем руководила знать, такое положение дел способствовало образованию недолговечных конфедераций, это приводило к постоянной анархии в рядах монголов, с которой удалось справиться только Чингисхану. Религиозные верования монголов Религия монголов относилась к шаманскому типу. Шаманство имело широкое распространение у северных кочевников и прочих народов Северной Азии. У них не было развитой философии, догматики и теологии, в связи с чем, мусульманами, христианами и иудеями шаманство не признавалось. Чтобы получить право на существование шаманству пришлось приспособиться к наиболее суеверным формам проявления христианства, таким как несторианство, распространенное на территории Центральной Азии. На монгольском языке шамана называли камом, он был колдуном, лекарем и предсказателем, по верованиям монголов он являлся посредником меж миром живых и мертвых, людей и духов. Монголы искренне верили в естество бесчисленного количества духов, к которым относились и их предки. Для каждого природного объекта и явления у них существовал свой дух, это касалось духов земли, воды, растений, неба, именно эти духи по их верованиям и определяли человеческую жизнь. Духи в монгольской религии имели строгую иерархию, верховным среди них считался небесный дух Тенгри, именно с ним состояли в родстве верховные вожди, служившие ему верой и правдой. По верованиям монголов Тенгри и прочие духи высказывали свою волю в вещих снах, в ходе камлания и в видениях. Если этого требовала необходимость, они открывали свою волю непосредственно правителю. Несмотря на то, что Тенгри наказывал и благодарил своих последователей, в повседневной жизни рядовыми монголами не исполнялось никаких особенных ритуалов, посвященных ему. Немногим позже, когда стало ощутимым китайское влияние, монголы начали украшать таблички, на которых было его имя, окуривая их благовониями. Намного ближе к народу и его повседневным делам стояла богиня Начигай, также называемая Этуген. Она была повелительницей травы, стад и урожая, именно ее изображением украшались все жилища и обращались мольбы о ниспослании хорошей погоды, большого урожая, прибавления в стадах и процветании семейства. Все молитвы монголы обращали к онгонам, это были своеобразные идолы, изготавливаемые женщинами из шелка, войлока и прочих материалов. Войны монголов до эпохи Чингисхана До XIII века о монгольских племенах было известно немного, в основном о них упоминали китайские хроники, в которых их называли Мэн-у. Речь шла о кочевниках питающихся кислым молоком и мясом и позволявших себе совершать набеги на Поднебесную империю, на тот период времени абсолютно безуспешные. Вторым императором Тац-зун в начале XII века была покорена большая часть Монголии, его последователи ограничились защитными войнами с этим народом. После образования монгольского государства Хабул-ханом, который был предком Чингисхана, были объединены все монгольские племена. Первоначально они считались вассалами императора Сицзуна, однако в скором времени вступили с ним в боевые действия. В результате этой войны был заключен мирный договор, в лагерь Хабул-хана китайцы отправили наблюдателя, однако он был убит, что послужило поводом для начала очередной войны. На этот раз правители Цзинь направили на борьбу с монголами татар, Хабул-хан не смог выдержать очередного изнурительного похода. Он умер, так и не добравшись до цели. Власть в свои руки получил Амбагай. Однако в момент перемирия его предательски пленили татары и сдали китайским властям. Следующий хан Кутула, объединившись с маньчжурскими повстанцами, опять напал на Поднебесную империю, в результате китайцы уступили укрепления севернее Керулена, контроль над которыми был утерян после смерти Курулаи его четырех братьев в междоусобной войне. Все эти действия стали предпосылкой для битвы близ озера Буйр-нур в 1161 году, где монголы проиграли объединенным силам китайцев и татар. Это привело к восстановлению власти Цзинь на территории Монголии. Миграция монголов Изначально монгольские племена не были кочевниками, они занимались охотой и собирательством в районе Алтая и Джунгарии, а также на равнинах южнее и севернее Гоби. Вступая в контакт с кочевыми племенами Западной Азии, они переняли их культуру и постепенно мигрировали в степные районы, где занялись скотоводством и превратились в ту нацию, которая нам знакома сегодня. ТюркиИстория возникновения Исследования происхождения тюркских народов, этноса, их культурных традиций, к сожалению, до сих пор являются наиболее проблематичными для академической науки. Первое историческое упоминание о тюрках встречается в китайских актах о товарообмене великой империи. Документы велись с установленным в то время образованием конфедерации кочевников в VI столетии н. э. Простираясь вдоль всей Великой стены и достигая Черного моря на западе, империя известна китайцам как T'u Küe и самим тюркам как Гек Тюрк, что значило Вершина Неба. Отдельные племена кочевали, чтобы охотиться и набегами воевать с ведущими оседлый образ жизни соседями. Считается, что Монголия – прародительница и тюрок и монголов. Эти группы, совершенно различных, на первый взгляд, народов, в процессе развития цивилизации, смешивались и переплетались. В нескончаемой истории событий, битв, войн, рассвета и застоя держав, нации сходились и расходились, что до сих пор проявляется в похожести их языковых групп. Тюрк, как термин, впервые фиксируется летописными источниками во второй половине VI в., закрепляется и позже широко используется. О тюркских племенах и народах оставили свои заметки древние авторы и средневековые исследователи – Геродот, Плиний, Птолемей, автор армянской географии VII века Ширакаци и многие другие. Процессы ассимиляции и выделений отдельных народностей и языковых групп происходили постоянно и всегда. Территория Монголии – это идеальная отправная точка для продвижения кочевых племен в поисках свежих пастбищ и для расширения кругозора в исследовании неизведанных территорий с более суровой природой и хищной фауной. Для этого первым тюркам пришлось пройти длинную вереницу бескрайних равнин и полей, открытых степей, простирающихся вплоть до Европы. Естественно, что всадники могли значительно быстрей передвигаться по степям. В местах их обычных остановок, к югу от такой кочевой дороги, обустраивались и начинали жить богатыми общинами целые поселения родственных племен. Они образовывали между собой прочные сообщества. Приход тюрок с территории современных монгольских равнин – очень длительный по исторической шкале процесс. Этот период времени до конца еще не изучен. Каждая следующая последовательная волна набегов или нашествия знаменует свое появление в исторических хрониках только тогда, когда тюркские племена или прославленные воины захватывают власть в различных, совершенно не свойственных им регионах. Это могло происходить совместно с хазарами, сельджуками или с одной из многочисленных, для того времени, кочевых групп. Определенные свидетельства открытий ученых дают материал к предположениям считать прародиной тюркской народности Волго-Уральское междуречье. Сюда относятся и регионы Алтая, Южной Сибири и Прибайкалья. Возможно – это была их вторая прародина, откуда они начинали свое движение на Европу и Западную Азию. Этногенез всей тюркской общности сводится к факту, что основные предки тюрков в первой десятке веков нашей эры начали свое существование на востоке, на территории между современным Алтаем и Байкалом. Исторически тюрки не являются одним единым этносом. Они состоят из родственных и ассимилированных народов Евразии. Хотя вся разноплановая община, тем не менее, является единым этнокультурным целым тюркского народа. Данные по религии До принятия основных мировых религий – ислама, буддизма и частично христианства, у тюркских народов была и остается первая религиозная основа – поклонение Небу – Тенгри, Создателю. В повседневной жизни Тенгри – это синоним Аллаха. Эта древняя оригинальная религия тенгрианство, фиксируется в маньчжурских требниках и китайских летописях, арабских, иранских источниках, во фрагментах сохранившихся древнетюркских рунических памятников VI-X вв. Это совершенно оригинальное вероучение, имеет законченную концептуальную форму с учением о едином божестве, концепцией трех миров, мифологией и демонологией. Тюркская религия имеет много культовых обрядов. Тенгрианство, как полностью оформленная религия, через систему духовных ценностей и кодов, культивировало определенные устойчивые этнические понятия кочевых народов. Ислам же определяет все мировоззрение тюрков, которое воссоздает историю предков и богатство мусульманской культуры. Однако ислам получил определенную тюркскую интерпретацию на основе приложения всех культурных традиций тенгрианства. Это выражается в особенностях этнического мироощущения и восприятия мира человеком, как принятие фактора сосуществования его с одухотворенной природой. Одной из самых важных форм тюркского искусства, кроме живописи и поэзии, является повествование эпопей голосом-фальцетом в сопровождении струнного инструмента топсур (топшур), подобного лютне. Тексты, как правило, провозглашались в низком регистре баса. Эти рассказы пользовались большой популярностью среди жителей степи. Один из легендарных сказителей, Дели, знал 77 из них наизусть. И самое длинное повествование заняло семь дней и ночей. История тюркского этноса и развитие языковой группы начинается с орхоно-енисейского памятника, который до сих пор считается самыми древним памятником всех тюркских языков и наречий. Последние же данные науки говорят, что и скифская этнокультура звериного стиля своими источниками и корнями, тесно переплетается с тюркоязычными народами Сибири и Алтая. Общественное устройство Ускоренное развитие процессов социальной и территориальной консолидации привело к созданию тюркоязычными народами и племенами ряда государственных образований – каганатов во 2-й половине I тысячелетия. Такой формой политического создания устройства общества знаменовался процесс становления классов у кочевников. Постоянная миграция населения привела к своеобразному общественно-политическому устройству общества – Западно-тюркскому каганату – это единая система, основанная на кочевом и полукочевом способе ведения хозяйства и оседло-земледельческом хозяйствовании. На завоеванных тюрками землях устанавливалось наместничество кагана – верховного лица. Он контролировал сбор податей и пересылку дани в каганскую столицу. В каганате постоянно шел процесс формирования классов и феодальных общественных отношений раннего периода. Военно-политические ресурсы власти Западно-тюркского каганата были недостаточно сильны для удержания разных народов и племен в постоянном повиновении. Непрерывные междоусобицы, быстрые и частые смены правителей – постоянный процесс в обществе, который сопровождался неизбежным ослаблением общественной власти и падением каганата в VIII веке. Войны тюрков с другими народами История тюркского народа – это история войн, миграций и переселений. Общественное устройство общества напрямую зависело от успешности сражений и исхода битв. Длительные и жестокие войны тюрков с различными кочевыми племенами и оседлыми народами способствовали формированию новых народностей и образованию государств. Заручившись поддержкой правителей, тюрки устанавливали дипломатические отношения с различными северокитайскими государствами и большими племенами. Создавая и собирая большие армии в долине Дуная, под руководством правителя каганата, тюрки не раз опустошали страны Европы. В период наибольшей территориальной экспансии Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Керченского пролива, и от Енисея до Амударьи. Великая Китайская империя, в постоянных войнах за территорию, разделила каганат на две основные части, которые впоследствии привели к полному его краху. Миграции По антропологическим внешним признакам можно выделить тюрков европеоидной расы и монголоидной. Но самый распространенный тип – переходный, который относится к туранской или южно-сибирской расе. Тюркские народы были охотниками и кочевыми пастухами, ухаживающими за овцами, лошадями и иногда верблюдами. В сохранившейся чрезвычайно интересной культуре присутствуют основные характеристики, которых были заложены с ранних начал и полностью поддерживаются до настоящего момента. Волго-Уральский регион обладал всеми благоприятными природными условиями для быстрого процесса развития населявшего его этноса, в особенности степными и лесостепными зонами. Просторы отличных пастбищ для скота, леса, реки и озера, залежи полезных ископаемых. Этот регион и был одним из возможных, где люди, начиная с 3 тысячелетия до н.э., стали впервые одомашнивать диких животных. Ускоренному развитию Волго-Уральского края способствовал и географический фактор расположения региона на стыке Европы и Азии. Во всех направлениях через него проходили многочисленные племена. Именно здесь смешивались различные этнические группы, которые были далекими прародителями тюркских, финских, угорских и других народов. Этот район был густо заселен при мезолите и неолите. В нем складывалась вся культурная мозаика, переплетались и закреплялись различные традиции. Сам регион являлся зоной контактов различных культурных течений. По свидетельству археологов, немаловажное значение оказали на развитие цивилизации и обратные миграции племен из этого района. Исходя из размеров поселений, можно делать выводы, что поселенцы выживали подвижной, кочевнической жизнью. Они обитали в шалашах, пещерах или небольших утепленных полуземлянках, которые отдаленно напоминают позднейшие юрты. Огромные пространства способствовали крупным перемещениям-миграциям больших групп скотоводов, что и облегчало процесс смешения и ассимиляции с древними племенами. Кроме того, такой кочевой образ, давал возможность быстрого распространения экономико-культурных достижений скотоводческих племен, народностей и обычного населения из других областей, с которыми они взаимодействовали. И именно поэтому выделение первой тюркской народности знаменовало собой и ступень масштабного освоения степных пространств, развития и распространения на ней производящих форм экономики – разведение скота и выработки кочевых форм ведения хозяйства. На такой обширной территории общественная культура тюрков-кочевников не могла оставаться незыблемой и единообразной, она видоизменялась согласно миграции, взаимно обогащаясь достижениями чужих племенных групп. За этими первыми расселениями тюрок, вскоре последовала таинственная и могущественная волна завоевания, которая, как считают исследователи, была тюркской в своем происхождении – империя хазар, занимавшая всю западную часть территории Гек Тюрка. Хазары удивляют своих современников и летописцев историями удивительных политических интриг, трансформировавшихся в массовом порядке в иудаизм в VIII веке. |