Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
под ред. Анджелы Черинотти.   Кельты: первые европейцы

Праздники

Понятие «праздника» у кельтов обозначало момент священного времени, которое противостояло времени мирскому. Праздник сопровождался пиршеством и весельем, но главное - торжественными религиозными обрядами, в которых принимали участие и старики, и взрослые, и дети, подтверждая тем самым свою принадлежность к общей традиции. Таких основных праздников у кельтов было четыре, которые совпадали по времени с основными сезонами года: начало зимы (1 ноября, Самайн); начало лета (1 мая, Белтене); переход от зимы к весне (1 февраля, Имболк); кульминация лета перед неумолимым приходом осени (1 августа, Лугнасад).

Священная связь жизни со смертью отмечалась в Ирландии накануне праздника Самайн, когда гасли все огни, и друидами зажигался один ритуальный огонь, от которого зажигались свечи и приносились в каждый дом. В это время скот удаляли с пастбищ и собирали в одном месте на весь холодный сезон. Празднование Самайна совпадало с отбором и убоем скота (аспект смерти) и проведением пиршеств (аспект жизни). В «магическую» ночь Самайна открывались двери Иного мира и умершие приходили в мир живых. Это был праздник как для людей на земле, так и для обитателей Сида. Самайн трансформировался позднее в Хеллоуин, когда Церковь совместила два праздника: День Всех Святых и День мертвых.

Праздник Имболк означал весеннее пробуждение природы, которую так почитали кельты, впрочем, как и другие древние народы, у которых сельское хозяйство играло очень важную роль в их жизни (можно назвать Луперкалии у латинян), с обрядами очищения. В праздник Имболк, когда почиталась Бригита как Белая Богиня, особенное внимание уделялось воинам, которым предлагался ритуальный напиток с медом и галлюциногенными травами, стимулировавший физическую и духовную энергию. Имболк тесно связан со священным огнем, который очищает землю, что символизировалось зажжением свечей. В христианской религии этот праздник известен как Сретение, или День свечей.

Странная игра в шашки
Христианство после его утверждения на земле кельтов достаточно долго боролось с живучестью кельтского язычества и его символикой, которая все еще сохранялась. В связи с этим можно вспомнить забавную историю, перекликающуюся с праздником Имболк. Однажды Папа Бонифаций заинтересовался настольной игрой римских детей. За доской, наподобие шахматной, сидели колдунья и девочка. Колдунья выставила против своего противника фигурку дракона, а девочка в ответ - ягненка. Затем колдунья воткнула в доску фигурку льва, а контрударом со стороны девочки стал сильный град, который принес в конце концов девочке победу. Когда понтифик спросил детей, какой урок они извлекли из этой игры, они ответили, что это была прорицательница Сивилла, таким образом поведавшая им о постоянной борьбе Христа с дьяволом.

В этих двух столкнувшихся между собой энергиях нетрудно узнать, с одной стороны, темную богиню природы Кайлех Бер, «колдунью зимы», которую называли также Черная Аннис, а с другой стороны -Белую богиню, провозвестницу весны.

Обожествление огня, связанного с богами Беленое и Белисама, было характерно и для праздника Белтене («огонь Бела»). По случаю праздника огня друиды зажигали огромные костры, собрав ветки дуба вместе с семью другими породами деревьев. Во время Белтене, праздника плодородия и изобилия, совершались ритуалы, связанные не только с почитанием огня, но и земли, воздуха и воды, которые протекали в атмосфере радости и веселья.

Майский танец люди исполняют вокруг столба (символ «древа жизни»), держась за ленты, которые к нему подвешены. Этот ритуал современного майского праздника уходит своими корнями в праздник Белтене (Грин-Исквел, Бедфордшир).
Майский танец люди исполняют вокруг столба (символ «древа жизни»), держась за ленты, которые к нему подвешены. Этот ритуал современного майского праздника уходит своими корнями в праздник Белтене (Грин-Исквел, Бедфордшир).

Следы Белтене остались в германском мире в виде празднования Вальпургиевой ночи, а в остальной Европе - майского дня.

Праздник Лугнасад отмечался в связи со сбором урожая, его название ассоциируется с именем бога Луг. Это был очень важный праздник, он отмечался собраниями судей, во время которых решались политические и юридические вопросы. Во время праздника проводились также игры, состязания, скачки, торговцы совершали выгодные обмены товаров, а поэты участвовали в поэтических конкурсах.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Стюарт Пиготт.
Друиды. Поэты, ученые, прорицатели

Роберто Боси.
Лапландцы. Охотники за северными оленями

Томас Даунинг Кендрик.
Друиды

Думитру Берчу.
Даки. Древний народ Карпат и Дуная

Ян Буриан, Богумила Моухова.
Загадочные этруски
e-mail: historylib@yandex.ru
X