Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Дюрменова А.В. Древние изобразительные сюжеты населения Степи в традиционных войлочных изделиях ногайцев

Задача представленной работы - попытка выявить некоторые архетипические мотивы орнаментов войлочных изделий у ногайцев путем сопоставления их с ранними изобразительными памятниками населения Степи, в первую очередь с петроглифами. Согласно К.Г. Юнгу (1995, с. 600), разрабатывавшему теорию архетипов как «образов коллективного бессознательного», архетип всегда коллективен и передается из поколения в поколение. Поэтому при всех временных наслоениях и инновациях, вызывающих значительные изменения начального образа, его поздние деривации сохраняют атрибуционные признаки архетипа, который, таким образом, остается узнаваемым. Ярким примером феномена служит декор национальных костюмов, утвари, в еще большей степени - атрибутов свадебной обрядности. Предметом представляемого исследования является свадебная юрта караногайцев «отав-уьй»*, каждый элемент убранства которой имеет яркий, насыщенный символами декор (The Coucasian Peoples, 2000, ill. 22) (рис.).

Свадебная юрта «отав». 1903 г. Коллекция №333, архив Иностранцева, РЭМ (The Coucasian Peoples. Antwerp, 2000, ill. 22)
Свадебная юрта «отав». 1903 г. Коллекция №333, архив Иностранцева, РЭМ (The Coucasian Peoples. Antwerp, 2000, ill. 22)

Покрытие и меблировка свадебной юрты ногайцев сделаны из войлока - «кийиз» в сюннуской традиции войлоковаляния. Для последней типично использование многослойной основы и аппликативного декора в сочетании с оконтуриванием и стежкой. Технология зафиксирована в памятниках рубежа эр и предположительно разработана сюнну - кочевыми обитателями Монголии, появившимися на севере и западе Центральной Азии в IV в. до н.э. (Царев Н., 1998). Яркие образцы сюннуских войлоков были найдены в тумулусах Ноин Улы; важнейшее место среди них принадлежит погребальным войлочным коврам (Материалы., 1989; Руденко С.И., 1962; Tsarev N., 2003). Примечательно, что войлоки были единственным видом узорного текстиля, производившегося сюнну (Царева Е.Г., 2006, с. 226-266), что усиливает их значимость как маркера сюннуской культуры. Наследниками последней стали монголы, казахи, тувинцы, калмыки, а также и ногайцы, что подтверждается, как мы увидим, общностью множественных орнаментальных образов.

Сложные орнаментальные схемы войлочных узоров юрты строятся из ограниченного числа исходных фигур. Так, каймовый лентовидный орнамент складывается S-образными фигурами, кружками, меандрами и полосками, составленными из треугольников. Основной мотив орнамента - это так называемая «тюркская пальметта» или «крестовидная розетка», представляющая ромб или квадрат с вписанным в него крестом с парами рогообразных завитков на концах. Использование в орнаменте мотива рогов традиционно для скотоводов степи. Это согласуется с древним культом «космического барана» (Окладников А.П., 1980), но также, по представлениям ногайцев, дарует богатство: «чем больше завитков рога, тем больше отар желает мастерица <узора> хозяину» (Кузнецова А.Я., 1982, с. 77); власть: «у кого больше баранов, тот и прав» (ногайская пословица) и потомство. Возможно, подобный магический посыл заложен в форме роговидных головных уборов каменных женских изваяний XI-XII вв. в степях Дашт-и-Кипчак (Археология СССР, 1981, с. 266)**.

По аналогии с петроглифами Монголии I тыс. до н.э. (Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 178), содержание которых трактуется как отображение архетипа двух миров земного и загробного, где мир мертвых дублируется миром живых, но в перевернутом виде, возможно, данную смысловую нагрузку несут и основные фигуры узоров на войлочных кошмах свадебной юрты, которые, помимо этого, могут являться воспроизведением архетипа «левого и правого», с характерной для него инверсией (переворачиванием) (Мифы народов мира, 1982, с. 43-44).

Значимым символом декора свадебной юрты является ромб. Наиболее полно этот знак рассмотрен Б.А. Рыбаковым, опиравшимся в изысканиях на памятники трипольской культуры. Б.А. Рыбаков (1981) связывает символику ромба с магией плодородия и рассматривает ромб с четырьмя точками внутри него как образ засеянного поля (Археология СССР, 1982, с. 270). Предположительно как символ плодородия можно трактовать и аналогичный мотив на войлочной двери юрты, возможно, уже переосмысленный и связанный в представлениях скотоводов ногайцев с идеей плодородия стад, а не полей, как у трипольских земледельцев.

Периметр войлочных покрышек обрамлен S-образными знаками и меандром. Это - символы молнии и воды (Рыбаков Б.А., 1981; Власов В., 2001, с. 428), охранители влаги, вестники дождя, так необходимого для безводной степи. S-образные фигуры могут также быть и изображениями змей, считающихся с древнейших времен покровителями дома и посредниками между небом и землей (Рыбаков Б.А., 1981).

У караногайцев над входом в свадебную юрту «отав-уьй» вешалась вырезанная из войлока большая фигура, имеющая антропоморфный образ и близкая по форме к орнаментальному мотиву «адам сурат» (образ человека), исполняемого балкарцами на настенных войлочных коврах «джыйгыч кийиз». Отличие в рисунке ногайского и балкарского вариантов - во введении напоминающего юбку треугольного основания в нижней части фигуры ногайского «адам суьврети». В целом же изображение довольно условно: «голова» имеет форму ромба, а опущенные к «бокам» «руки» - рогообразных завитков (на «джыйгыч кийизах» - ромбовидная или пятиугольная «голова» с распростертыми, поднятыми или опущенными к «бокам» рогообразными «руками», у отдельно стоящих фигурок изображаются ноги). Эти образы имеют сходство с рисунками на аланских бронзовых бляхах IV-IX вв. н.э., найденных на территории современной Карачаево-Черкесии (Минаева Т.М., 1971, с. 224), что позволило Е.Н. Студенецкой (1976, с. 214) предположить, что в прошлом фигуры «адам сурат» играли роль духов-охранителей. Фигурки такого же типа, заключенные в треугольники (форма которых сама по себе является оберегом), многократно повторяются в орнаменте, опоясывающем по периметру верх юрты.

Подобные антропоморфные изображения есть и у монголов: это войлочные идолы-онгоны (в переводе - «чистый», «священный») (Мифы народов мира, 1982, с. 255). Первоначально онгоны в основном изображали тотемного предка. Например, онгон волка Борте-Чино («сивый волк») в «Сокровенном сказании» (XIII в.) назван тотемическим первопредком. Стоит отметить, что флаг Ногайской Орды имеет изображение крылатого волка (Историко-географические аспекты., 1993). В дальнейшем онгоны преимущественно приобрели вид антропоморфных фигур; они делятся на мужские и женские, родовые и семейные, их нередко подвешивали в юрте у дымового отверстия. Онгонами ведали женщины. По нашему мнению, «адам суьврети» является аналогом онгону монгольской юрты. Это подтверждается и тем, что, по ногайскому обычаю, юрту вышивали, разукрашивали и убирали собственными руками невеста и женщины ее семьи (Кочекаев Б.Б., 1975, с. 131-132).

Сказанному не противоречит другая интерпретация орнаментальной символики, согласно которой эта крупная фигура воплощает архетип богини-роженицы. Образ фертильной женщины мы находим на петроглифах Монголии, Сибири, Алтая, Байкала, Франции (Новгородова Э.А., 1989, с. 96). Вот этот образ - широко расставленные и изогнутые в коленях ноги, а между ними символически показан будущий ребенок. Аналогичное изображение прослеживаются в убранстве юрты. С обеих сторон изображены солярные знаки солнца и луны, которые входили в обязательную свадебную символику у монгольских народов (Мифы народов мира, 1982, с. 170-174). Нередко роженицы изображались с тотемным предком - копытным животным (Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А., 2005, с. 119). Образ человека-зверя, зверя-женщины и мифологический сюжет, когда женщина становилась супругой животного и имела от него потомство - один из древнейших в первобытном искусстве.

Возможно, орнаментальная войлочная фигура «адам суьврети» или фертильной богини с рогообразными завитками отображает мифологему связи человека с родоначальником рода - козлом, образ которого со временем слился с образом барана. Учитывая, что Земля выступала в образе женского начала, а образ козла, потом барана воспринимался как носитель представлений о небесном мире, космосе, можно предположить, что круглая в плане юрта символизирует землю, а «рогатое животное» - небо. Поэтому магические знаки, изображенные в войлочных орнаментах юрты, не только должны были охранять молодоженов от всякого зла, но и могли использоваться для имитационной магии: священный союз неба и земли находит свое воплощение в союзе женщины и мужчины на земле. Свадебная символика пронизана магическим содержанием, в первую очередь магией плодородия, практикуемой населением степного коридора эпохи бронзы и энеолита, судя по древним изображениям, сохранившимся до наших времен.



*Во 2-й половине XVI в. после распада Ногайской Орды и образования двух улусов - Большие и Малые Ногаи - северокавказские степи становятся основным районом обитания ногайцев. Восточные районы Северного Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека - из Большой Ногайской Орды. В конце XVII в. значительная часть ногайцев откочевала с низовьев Терека и Сулака в Моздокскую степь, положив тем самым начало группе северо-восточных ногайцев, известных под именем караногайцев.

**Половцы были прямыми потомками кипчаков, которые по численности и влиянию первое место занимали среди племен и родов, входивших в состав Ногайской Орды (Кидирниязов Д.С., 2000, с. 33; Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г., 2005, с. 277; Археология СССР, 1981, с. 214).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
e-mail: historylib@yandex.ru