Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Тишкин А.А., Хаврин С.В., Новикова О.Г. Комплексное изучение находок лака из памятников Яломан-II и Шибе (Горный Алтай

При исследовании кургана №57 на памятнике Яломан-II (Онгудайский район Республики Алтай), кроме многочисленного инвентаря, обнаружена часть деревянного изделия, которая была покрыта лаком и имела специфический орнамент (Тишкин А.А., 2007). Судя по внешнему виду, использование этого предмета в качестве рукояти составного гребня являлось вторичным применением. Таким образом обозначилась необходимость определить, к какой вещи изначально принадлежал найденный фрагмент. Для решения данной проблемы было предпринято совместное научно-техническое изучение находки со специалистами Государственного Эрмитажа (ГЭ)*.

По мнению М.Л. Меньшиковой, находка из Яломана-II, вероятнее всего, является обломанной ручкой оригинальной кухонной утвари - чашечки-бань (так называемой чашки с «ушами»). Эти емкости использовалась китайцами для употребления вина. Подобные предметы были широко распространены и могут быть датированы концом III-II вв. до н.э. Аналогии им имеются среди экспонатов многих музейных собраний, опубликованных в зарубежных каталогах и альбомах по искусству Китая. Причем эти аналогии, кроме общего стилистического лепного облика, отличает поразительная схожесть красного зигзагообразного орнамента на черном фоне.

Согласно заключению специалиста по атрибуции древесины М.И. Колосовой, для изготовления рукояти лаковой чашечки использовалась древесина палисандра (образец Д5282, Dalbergia sp.). Такие деревья на территории Южной Сибири не зафиксированы. Ближайшим к Алтаю регионом произрастания палисандра является Китай. Из-за своеобразной структуры красиво окрашенная древесина палисандра используется для изготовления дорогой мебели, музыкальных инструментов и различных декоративных предметов. В рассматриваемом случае покрытие палисандра лаком является специфической особенностью находки из Яломана-II.

Рентгенофлюоресцентный анализ показал, что пигментом для нанесения орнамента служила киноварь. Исследование химического состава этой краски с помощью микрохимического анализа и ИК-Фурье спектроскопии показало, что связующее вещество представляло собой биополимер урушиол, полученный из сока дерева сумах**.

Все зафиксированные показатели, в комплексе с данными стратиграфии красочных слоев лака, свидетельствуют о китайском происхождении экспоната из кургана №57 памятника Яломан-II. В настоящее время известно, что применение лака в Юго-Восточной и Восточной Азии имеет древние традиции (Новикова О.Г., 2000а-б). Со времени правления династии Чжоу область использования лаков расширилась и регламентировалась официальным уставом. Секреты лакирования китайские мастера долгое время не раскрывали, но со временем его стали делать в Японии и Корее, чему способствовало переселение мастеров (Новикова О.Г., 2000а, с. 11), часто насильственное в результате завоеваний. Степные народы Центральной Азии не владели техникой изготовления лаковых изделий, сохранявшейся издавна в секрете в соседнем с ними Китае. Необходимо отметить, что технологический процесс высушивания лаковых слоев требует наличия высокой влажности и воздухообмена, а реализация же его в условиях сухого климата степи достаточно проблематично. Кроме того, секретом являлось получение именно черного (но прозрачного) лака, так как покрытия на основе природного сока прозрачны, но имеют коричневый оттенок и не обладают всем комплексом защитных и декоративных свойств. Черный цвет сок получает при соприкосновении с ионами металлов (в традиционной технике использовали железо). Причем металл не добавляли в виде стружки, а получали лак путем соприкосновения сока с металлическим предметом (либо путем розлива на металл, либо перемешивания таковым).

Имеющиеся данные позволяют говорить об импортном характере предмета, попавшего в курган №57 памятника Яломан-II. Исследованный объект относится к усть-эдиганскому этапу (II в. до н.э. - I в. н.э) булан-кобинской культуры (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2006) и имеет калиброванную радиоуглеродную дату (Тишкин А.А., 2007, с. 272) в рамках указанного хронологического интервала. Нельзя исключить, что рассматриваемый фрагмент мог происходить из захоронения предшествующего периода. В настоящее время имеется множество свидетельств о массовых разграблениях памятников пазырыкской культуры, которые произошли именно в хуннуское время. Это и другие обстоятельства отражают приход на Алтай нового населения, агрессивно настроенного по отношению к местным жителям. Можно предположить и другие обстоятельства попадания фрагмента китайской лаковой чашечки в курган булан-кобинской культуры.

Находке из Яломана-II имеется ближайшая аналогия в материалах кургана Шибе (Онгудайский район Республики Алтай), который был раскопан М.П. Грязновым в 1929 г. (Баркова Л.Л., 1978; 1979; 1980). Комплексная дата этого объекта - 380-260 гг. до н.э. (Марсадолов Л.С., Зайцева Г.И., Лебедева Л.М., 1994, с. 148), что свидетельствует о сооружении памятника на позднем этапе развития пазырыкской культуры (Тишкин А.А., 2007). Опубликованные интервалы калиброванного календарного возраста, полученные по результатам радиоуглеродного анализа трех образцов древесины из Шибе, выглядят следующим образом: 1 sigma cal BC 760-390, 380-200, 360-170; 2 sigma cal BC 800-200, 390-190, 390-110 (Евразия., 2005, с. 258).

В свое время по поводу находки в кургане Шибе лаковой чашечки развернулась целая дискуссия. Основные ее моменты и определенный итог отражены в одной из статей Л.Л. Барковой (1978), посвященной публикации результатов раскопок этого «элитного» комплекса. Как оказалось, в коллекции Государственного Эрмитажа хранятся только отдельные кусочки лака (деревянных фрагментов чашечки нет). Но и на них отчетливо просматривается весьма характерный орнамент, выполненный красным цветом. Стилистические особенности художественного оформления существенно сближают находки из Яломана-II и Шибе.

Хотя все изученные образцы были покрыты лаком на основе уруши, существуют небольшие технологические особенности, отличающие их от изделия из кургана №57 Яломана-II. Так, предметы из Шибе (ОАВЕС ГЭ №4888/54) покрыты лаком, имеющим коричневый оттенок. Это свидетельствует о малом содержании железа (около 80%) в лаке, что и было подтверждено результатами рентгенофлюоресцентного анализа; причем отмечается содержание большого количества марганца (около 16%) и кальция. Данные показатели означают, эти предметы были покрыты или так называемым сырым лаком, или же в него было добавлено мало железа. Если рассматривать традиционную лаковую технику, то такой лак (т.е. почти без применения железа) из-за своих невысоких физико-химических свойств использовали только в качестве грунтовочного слоя. Когда его использовали в качестве основного, сделав по нему орнамент красной краской (на том же связующем компоненте), то это может свидетельствовать о достаточно серьезном нарушении (или упрощении) технологического процесса.

Напомним, что лаковое покрытие по древесине выполняло в первую очередь защитную функцию и лишь в последнюю очередь - декоративную. Первую задачу прекрасно выполняло лакирование, выполненное с соблюдением четких технологических параметров высыхания (определенной влажности среды и температуры). Любое отклонение от оптимальных требований и произвольное изменение состава (и лака, и краски) ухудшали защитные свойства покрытия, так как оно не формировало стопроцентно сшитую пространственную структуру.

Образцы из Яломана-II и Шибе содержат в верхнем слое киноварь. Считается, что добыча и применение киновари в Китае были сакрализованы и связаны с поиском бессмертия. Киноварь имела свойства талисмана и ценилась за свой цвет в качестве воплощения жизни. Красный цвет являлся эмблемой крови, и он выражал витальные свойства этого вещества, а следовательно, играл решающую роль в обеспечении бессмертия. Поэтому в Китае еще с доисторических времен киноварь (HgS - сульфид ртути) и окрашенные ею изделия часто клали в захоронения знати, чтобы перевести умерших в вечность. Но не только красный цвет киновари делал ее проводником в бессмертие, а и тот показатель, что при нагревании из киновари выделялась ртуть. Сочетание красного и белого в одном веществе вызывало особое отношение. Киноварь рассматривалась как источник жизни и зародыш бессмертия. В ней гармонично сочетались инь и ян (Пути..., 2007, с. 110-111).

Судя по характеру разрушения предметов, лаковые покрытия на основе уруши свою защитную функцию выполнили. Во всех пробах из Шибе (4 пробы) и Яломана-II лаковые слои (точнее, киноварный красочный и собственно лаковый) сохранили между собой великолепную адгезионную прочность, а отслоение произошло по слоям разрушенной древесины. В одной из проб Шибе все же наблюдается межслойное разрушение между киноварным и лаковым слоем.

В шибинских пробах №1 и 2 киноварный слой оказался толстым. Частицы пигмента крупные, т.е. обе краски были плохо перетерты. Красочный слой рыхлый, мелит, т.е. он изначально был обеднен лаковым связующим. Цвет киновари во всех предметах из Шибе не настолько яркий и насыщенный, как цвет киновари из кургана №57 Яломана-II. В пигментной части пробы из Яломана-II, кроме киновари, имеются окислы железа и меди, а в пигментной части киновари из Шибе фиксируется наполнитель, содержащий кальций, и для того, чтобы получить более яркий и красный тон, мастер «чаши из Шибе» применил состав с высокой степенью пигментирования, а это значительно уменьшило защитные свойства лака.

В пробах №3 и 4 из Шибе лаковые слои нанесены очень тонко, что, возможно, говорит о том, что изготовитель предмета не имел лака в большом количестве. Не так было у ремесленника, изготавливавшего предмет из Яломана-II, где образец представляет собой прочный монолит с резкими сильно блестящими сколами по двум сторонам края изделия. С одного края лак сохранил свой сильный блеск и высочайшую твердость. Это дает возможность предположить, что предмет мало использовали на солнце. Иначе бы мы столкнулись с потерей блеска, свидетельствующей о характерной деструкции лака уруши под действием ультрафиолетовых лучей. Однако с другой стороны края пробы лак тускловатый, менее блестящий и с трещинами. На сколе хорошо видна стратиграфия «классического» восточного лака: блестящий толстый однородный и прочный конгломерат из слоев черного лака, сверху него тонкий насыщенный темно-красный киноварный слой. Но самым разительным отличием лака из Яломана-II от изученных образцов лака из других памятников (Пазырык-6 и 7, Башадар, Догээ-Баары-II и др.) является то, что он практически не содержит железа. Черный цвет лака получен добавлением в него меди с примесью никеля (соотношение медь/никель - 98:2). Железо присутствует в пробе, но в таком незначительном количестве, что не только было бы невозможно получить насыщенный цвет лака, но и вообще не достичь черного цвета и подобной твердости. Присутствие также следов марганца прекрасно соотносится с таким же количеством железа и марганца в сыром лаке. В находке из Яломана-II мы видим прекрасно сохранившийся образец восточного лака. Но цвет его получен использованием в изготовлении лака изделия из медно-никелевого сплава. Чем можно объяснить изменение традиционной технологии лакирования? Возможно, по каким-либо причинам у изготовителей отсутствовало железо. Количество меди и никеля значительно превышает необходимое для реакции получения окрашенного хелатного комплекса. Здесь уместно напомнить, что в современной технологии получения восточного лака железо вводится в него путем перемешивания сока железным предметом (гвоздем). При этом достигается оптимальное соотношение железо/лак. Описанное выше превышение содержания меди (с примесью никеля) возможно только при использовании в технологии получения лака емкости из цветного металла. По-видимому, сок выдерживали определенное время в изделии из медно-никелевого сплава, а затем наносили наливом на предмет.

Возникают новые вопросы: «Какие обстоятельства могли привести к зафиксированным изменениям технологического процесса? Откуда в руки изготовителя попал медно-никелевый сплав и почему у мастера не оказалось в наличии железа?» Месторождений меди достаточно большое количество в Китае, как и киновари (в основном в провинции Юннань). Известны и медно-никелевые сульфидные руды (отношение меди к никелю равно 1:15), минералы халькопирит, пентландит и никельсодержащий пирротин (соотношение 1:2,2) и др.

Дальнейший поиск аналогий позволил нам зафиксировать наличие серии различных изделий, ранее покрытых лаком, в пазырыкских курганах. Оказалось, что подобный вид декорирования вещей наблюдается на нескольких предметах, датируемых в основном 2-й половиной I тыс. до н.э. Хотя исследования ранее предпринимались (Баркова Л.Л., 1978), дальнейший сбор лаковых предметов (или каких-либо остатков) и осмотр в ГЭ соответствующих коллекций обозначили дальнейшую перспективу изучения этого своеобразного явления в культуре скотоводов Алтая раннего железного века.

Исследовательский опыт и изучение археологических лаковых изделий не закончены и требуют продолжения на междисциплинарном уровне. Поэтому отобраны образцы для расширенных и повторных анализов. Эти и другие современные сведения помогут археологам продвинуться в решение имеющихся вопросов, продолжить разработку проблемы контактов кочевников Алтая со своими южными соседями и вместе с другими китайскими изделиями рассматривать датировку раскопанных курганов.



*Авторы благодарны за сотрудничество и консультации М.Л. Меньшиковой, к.и.н., с.н.с. Отдела Востока; М.И. Колосовой, к.б.н., с.н.с. Отдела научно-технической экспертизы; Л.Л. Барковой, с.н.с. Отдела археологии Восточной Европы и Сибири.
**Сумах лаконосный или Лаковое дерево, латинское название - Rhus verniciflua Stokes. Anacardiaceae (семейство сумаховых). Ареал произрастания: горные районы Китая (Зап. Хубэй, Зап. Сычуань, Шэньси), Японии (главным образом провинция Хондо), в Гималаях. Культивируется в Китае, Индокитае, Японии, Индии. На Алтае не произрастает. Японское название - Urushi, китайское - che-shu, аннамитское - cay-sou. Хозяйственное значение: лак и воск. Лак добывают из надрезов стволов мужских экземпляров, лак высокого качества делают только в Средней Японии и Китае, в Индокитае - только воск. Северная граница получения лака 410 северной широты. Сборщики подвергаются лаковому отравлению -головные боли и кожные аллергические реакции, нарывы на теле. Данное специфическое воздействие отмечается исключительно для людей 1-2 групп крови.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

под ред. Е.В.Ярового.
Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

Э. А. Томпсон.
Гунны. Грозные воины степей

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация
e-mail: historylib@yandex.ru
X