Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Соенов В.И., Трифанова С.В. Использование естественнонаучных методов при изучении археологических материалов из погребений могильника Верх-Уймон

Могильник Верх-Уймон расположен на западной окраине одноименного села Усть-Коксинского района Республики Алтай на территории так называемой промзоны, окруженной пашней. Раскопки на могильнике начали осуществлять в 80-х гг. ХХ в. В.А. Кочеев и С.М. Киреев. Ими исследованы несколько курганов, содержащие конские погребения без инвентаря (Суразаков А.С., 1985, с. 26-27).

В 1991-1992 и 1995 гг. раскопки на могильнике Верх-Уймон проводили В.И. Соенов и А.В. Эбель. Было раскопано 25 курганов, датированных гунно-сарматским временем. Материалы раскопок 1991-1992 гг. опубликованы (Соенов В.И., Эбель А.В., 1992, с. 19-27). О работах 1995 г. имеется сообщение (Соенов В.И., Эбель А.В., 1996, с. 157-158). В полевой сезон 1999 г. В.И. Соеновым возобновлены раскопочные работы. Сплошной раскоп был продолжен в западном направлении от ранних раскопов. Вскрыто пять курганов. Материалы раскопок опубликованы (Соенов В.И., 2000, с. 48-62). В 2003-2004 гг. раскопки были продолжены В.И. Соеновым и С.В. Трифановой далее в западном направлении от старых раскопов. Было вскрыто шесть курганов и одно безкурганное погребение в каменном ящике. Все работы на могильнике велись практически сплошным раскопом. Только два раскопанных объекта располагались отдельно.

Материалы археологических раскопок на могильнике Верх-Уймон имеют существенное значение для изучения элементов погребального обряда, физического облика, материальной культуры населения, а также для реконструкции хозяйственной деятельности, военного дела, этнокультурных и палеосоциальных процессов и др. Верхуймонский комплекс сыграл важную роль при периодизации булан-кобинской культуры (Соенов В.И., 1997, с. 13-21). Не случайно в процессе формирования современной концепции истории развития древних и средневековых народов Алтая А.А. Тишкин (2007, с. 175) предложил переименовать поздний (берельский) этап булан-кобинской культуры в верхуймонский этап.

Один из авторов уже отмечал, что на современном этапе развития археологии Горного Алтая изучение морфологических признаков предметов, деталей и элементов погребального обряда и т.п. уже не дает качественного сдвига в решении многих проблем этнокуль-турогенеза населения гунно-сарматской эпохи, а только широкомасштабные исследования материалов с помощью специальных естественно-научных, математических и других методов могут дать новые ощутимые результаты в данном направлении (Соенов В.И., 2007, с. 210). В связи с этим мы представляем некоторые результаты специальных исследований археологических материалов из погребений могильника Верх-Уймон.

Получена новая серия радиоуглеродных дат образцов кости из погребений СОАН-5663 - 111 г. до н.э. (27, 42, 49 г. н.э.) 132 г. н.э.; СОАН-5664 - 156 г. до н.э. (36, 34, 18, 13 гг. до н.э.; 1 г. н.э.) 80 г. н.э.; СОАН-5665 - 40 г. до н.э. (66 г. н.э.) 131 г. н.э.; СОАН-5666 - 50 г. до н.э. (86, 102, 122 гг. н.э.) 323 г. н.э. (калибровка - UNIVERSITY OF WASHINGTON, QUATERNARY ISOTOPE LAB, RADIOCARBON CALIBRATION PROGRAM REV 4.3. Вероятность - 2 сигмы (95,4%)). Эти даты, полученные Л.А. Орловой в Лаборатории геологии и палеоклиматологии кайнозоя Института геологии СО РАН, значительно отличаются от полученных там же калиброванных дат, опубликованных нами ранее: СОАН-5386 - 257(419)559 г. н.э.; СОАН-5387 - 344(429)559 г. н.э.; СОАН-5388 - 441(599)652 г. н.э.; СОАН-5389 - 415(538)639 г. н.э.; СОАН-5390 - 362(434, 525) 600 г. н.э. (Соенов В.И., Трифанова С.В., Вдовина Т.А., Черепанов М.А., 2005, с. 171). Расхождение дат требует отдельного рассмотрения, поскольку значительно разнятся датировки, полученные в разное время по одним и тем же погребениям. Необходимо произвести новую серию радиоуглеродных дат, а также продублировать анализы образцов в разных лабораториях.

Микроскопические петрографические исследования в Федеральных государственных унитарных предприятиях «Горно-Алтайская поисково-съемочная экспедиция» и «Алтай-Гео» каменных дисков с отверстием (пряслиц) из курганов 19 и 27 могильника Верх-Уймон геологами В.Л. Ермаковым и Г.А. Винокуровой позволили определить горные породы, из которых они были изготовлены. Один диск изготовлен из мелкозернистого белого мрамора, второй - из микрокристаллического зеленого сланца. В результате исследований геологами сделан вывод о том, что образцы горных пород, использованные для изготовления изделий, предположительно происходят из древних метаморфических толщ Теректинского хребта.

Представляет интерес определение геологом Г.А. Винокуровой двух многослойных бусин из курганов №21 и 22 могильника Верх-Уймон. Они изготовлены из бесцветного искусственного стекла. На поверхности бусин сохранились фрагменты перламутрового покрытия. Под верхним слоем стекла имеется металлический слой золотистого цвета, полученный путем напыления металлического порошка или использования фольги (Соенов В.И., Винокурова Г.А., 2000, табл.). Без спектрального анализа не удалось установить металл, использованный для декорирования. Для получения «золотого» эффекта могло использоваться не только золото, но также другие металлы и их комбинации. Технологии изготовления бусин, подобных верхуймонским («золотостеклянным» или «псевдозолотостеклянным»), широко известны в гунно-сарматское время на территории Евразии от Причерноморья до Дальнего Востока (Тишкин А.А., Хаврин С.В., Френкель Я.В., 2007, с. 212-215). Исследовавшиеся верхуймонские бусины, скорее всего, имеют импортное происхождение (Соенов В.И., Винокурова Г. А., 2000, с. 151-155). В дальнейшем изучение химического состава, рецептуры и технологических приемов изготовления стеклянных бусин нашей коллекции, несомненно, позволит определить более узкие хронологические и территориальные рамки их происхождения.

Спектральный анализ бронз из погребений могильника Верх-Уймон осуществлен С.В. Хавриным с использованием прибора рентгенофлюоресцентного анализа поверхности ArtTAX. Исследования позволили С.В. Хаврину сделать выводы о местном характере бронз Верх-Уймона. Они произведены примерно из тех же руд, что и бронзы других памятников Алтая разного времени, поскольку имеют тот же набор примесей. По составу, точнее легирующим добавкам, это оловянистая бронза. В ранних памятниках Горного Алтая гунно-сарматского времени из такой бронзы были только китайские импорты (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2004, с. 300-306; Тишкин А.А., 2006, с. 384-387). В Горном Алтае подобные бронзы находятся в памятниках раннескифского времени, потом они исчезают и наблюдаются в степной части Алтая и в Казахстане. Оказалась необычной по составу пластинка из кургана №30, в которой имелось много серебра. По мнению С.В. Хаврина, в результате переплавки старых изделий было случайно сплавлено серебро с белой оловянистой бронзой (или свинцово-оловянистой). Возможно, это был кусочек китайского зеркала.

Технико-технологический анализ образцов керамики из курганов №19 и 19А могильника Верх-Уймон осуществлен Н.Ф. Степановой в Барнаульской лаборатории Института археологии и этнографии СО РАН при Алтайском государственном университете. Определения проведены с помощью МБС-10. Фрагменты дополнительному обжигу не подвергались. Зафиксированы следующие рецепты формовочных масс: курган №19 - глина (низкопластичная, ожелезненная) + органика (трава); курган №19А (2 фрагмента) - 1) глина (низкопластичная, ожелезненная) + органика (искусственная или естественная примесь не установлено); 2 - глина (низкопластичная, ожелезненная) + органика. Общим для всех образцов оказалось то, что использовались местные ожелезненные низкопластичные глины. В формовочных массах фиксируется органика в виде остатков травы, однако ее незначительное количество не позволило определить характер примеси: это искусственная добавка в глину или же естественная примесь в глине.

В настоящее время в кабинете антропологии Алтайского госуниверситета С.С. Тур осуществляется антропологический анализ коллекции черепов из верхуймонских погребений. Исследование костей погребенных из могильника Верх-Уймон позволило С.С. Тур выявить множественные рубленые повреждения на грудине, ребрах, телах позвонков и крыльях подвздошных костей, «.. .нанесенных .оружием наподобие меча.». Это является прямым свидетельством того, что ближний бой являлся одним из реальных элементов военного дела населения Горного Алтая, а также свидетельством участия верхуймонцев в конкретных военных действиях. В данном случае существенно то, что эти моменты из разряда допущений, предположенных на основании изучения косвенных признаков, переходят в разряд установленных фактов.

Кроме того, материалы исследования деталей погребений могильника Верх-Уймон использовались, наряду с материалами других могильников II в. до н.э. - V в. н.э., для корреляции признаков погребальных сооружений, группировки памятников и на этой основе - их типологии (Соенов В.И., 1997, с. 11-13; 2003, с. 40-53), а также при палеосоциальных исследованиях с применением многоступенчатой статистической систематизации (Матренин С.С., 2005, с. 16-22; Матренин С.С., Тишкин А.А., 2005, с. 152-182).

Таким образом, исследования археологических материалов из погребений могильника Верх-Уймон с помощью специальных естественно-научных и других методов дали новые результаты, позволившие расширить наши знания по археологии Горного Алтая.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

под ред. Е.В.Ярового.
Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)

Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.
Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов
e-mail: historylib@yandex.ru
X